Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Березиной А.А.

Уважаемые родители, вы посетили страницу 

учителя — дефектолога.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.О. Ключевский)

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. Но родителям детей, имеющих особенности в развитии, приходится тесно соприкасаться с наукой дефектологией и знакомиться со специалистами этой области.

Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику. 

Дошкольный учитель — дефектолог — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Главная задача дефектолога — определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, а в дальнейшем максимально насколько это возможно подготовить ребёнка к обучению в школе, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.

Основные формы работы дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Учитель-дефектолог  проводит коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте с 3 -7лет, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести на следующих видах коррекционных занятий:

  • социально – бытовая ориентировка;

  • развитие зрительного восприятия;

  • ориентировка в пространстве;

  • развитие осязания и мелкой моторики.

Занятия планируются в соответствии с коррекционными программами. Длительность каждого занятия в детском саду 10-25 минут в зависимости от возраста.

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так родителям и воспитателям в форме консультаций. Во время которых взрослые учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Что делает дефектолог в детском саду:

Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

 Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас!    

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

   Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине

предметов.

Огромную роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в образовательной деятельности и в свободное время расширяет представление ребенка об окружающем мире, они обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки

предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» – многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание.

«Мозаика», «Конструктор», – этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность,

наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» – помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз- рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны

(цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что

является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который ребенок осваивает на

протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельности, которая начинает складываться в дошкольном возрасте и имеет различные сенсорные основы.

  Учитель-дефектолог Березина А.А.

Comments are closed.

  • Страница «Детского сада № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов ВК