Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Березиной А.А.

«Рекомендации учителя-дефектолога родителям по адаптации первоклассников к школе».

Адаптация к школе – проблема, с которой сталкивается в большей или меньшей степени каждый ребёнок и каждый родитель. Эти вопросы актуальны не только для первоклассников и их мам и пап, но и для системы образования в целом. Каждый из участников этого процесса: и педагог, и родитель, и сам ребёнок заинтересованы в том, чтобы переход к школьной жизни был наименее травматичен.

Существуют определённые мероприятия, направленные на то, чтобы процесс перехода от игровой формы обучения в детском саду к напряжённому учебному режиму протекал с минимальными нагрузками на психику ребёнка. Советы родителям будущих первоклассников в период адаптации ребёнка к школе помогут в этом.

 Рекомендации для родителей:

  1. Следите за реакциями своего ребёнка в различных ситуациях, это поможет лучше изучить его характер и понять, как он справляется с трудностями.

  2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Если ребёнок хочет сделать что-то сам – не останавливайте, но наблюдайте и при необходимости подсказывайте при необходимости.

  3. Постарайтесь изменить свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

  4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

  5. В младшем школьном возрасте дети любопытны и любознательны. Всегда отвечайте на все их вопросы. Если не знаете правильного ответа – попросите время, чтобы узнать, а потом обязательно расскажите.

  6. Обсуждайте с ребёнком школьные трудности, разбирайте ситуации, с которыми столкнулся не только он сам, но и другие дети. Ваш ребёнок всегда должен понимать, как вести себя в любой обстановке.

  7. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает! Не нервничайте из-за неудач ребёнка и не ругайте его. Он и сам боится вас расстроить. Постоянное давление не принесёт пользы, а только усугубит ситуацию.

Это общие рекомендации. Однако, есть ещё и те, которые помогают для развития познавательных способностей ребёнка. Это развитие внимания, памяти, мышления – всего, что лежит в основе его успехов в начальной школе.

Основным методом обучения и воспитания в детском саду была игра. Используйте этот метод и сейчас. Важно следить, чтоб ребёнок соблюдал все правила игры. Для развития переключения внимания можно воспользоваться подвижными играми, где движения начинаются и заканчиваются по команде. Для развития умения длительного удержания внимания читайте длинные сказки и рассказы, используйте настольные игры, рисование. Для развития и тренировки памяти используют задания по разработанному плану действий. Объяснять можно на словах или начертить примерную схему. Это может быть строительство из конструктора, аппликации, различные поделки. Также пересказ является одним из наиболее эффективных способов тренировки памяти.

Выполнение всех перечисленных рекомендаций под жёстким контролем не допускается. Ведь важным направлением, на которое родителям стоит обращать внимание – это эмоционально-волевая сфера. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно и спокойно. В полной мере он сможет получить это только дома.

Успехов вам, больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Май     Учитель – дефектолог А.А.Березина

Игры с крупами для развития мелкой моторики

В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, отличным игровым материалом для развития моторики могут стать крупы. Игры с крупами способствуют развитию у ребенка мелкой моторики, восприятия, внимания, речи, воображения, тактильных ощущений.

Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятия с детьми. Игры с сыпучими материалами приносят маленьким детям большую пользу и радость, успокаивают малыша. Вот почему так полезно играть с крупами.

Как организовать игру с крупами?

Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме: фасоль, горох, гречка, пшено, рис, чечевица, манка. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, ложки, миски разного размера для пересыпания круп; стаканчики, различные баночки, в которых в крышке проделана дырка, для опускания в неё круп, бусинок, пуговиц; воронка, подносы, пластиковые лоточки. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.

Знакомить ребёнка с крупами необходимо постепенно. В связи с тем, что внимание и интерес ребенка раннего возраста быстро иссякают, время проведения игр-упражнений не должны быть долгими. До трех лет это около 5-10 минут, затем время выполнения можно увеличивать. Во время таких игр следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых. Для игр с крупами выделите специальное место, а пространство лучше застелить клеенкой. Чтобы крупа не валялась по всему дому, можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или на поднос с бортиками или широкий лоток с невысокими стенками.

Дайте ребенку пощупать крупу, покажите ему пример, как можно с ней играть. Внимательно следите за ребенком во время этих занятий, так как первое время он, скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу по квартире. Однако помните, что даже через подобные действия ваш ребенок исследует мир вокруг себя, поэтому не спешите отказываться от таких игр. Со временем ребёнок научится играть спокойно и сосредоточенно.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики вашего ребенка.

Упражнение «Греем ручки»

Взять большую миску, высыпать в неё крупу, опустить в неё руки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.

Игра «Ищем клад»

В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты или любые другие мелкие предметы. Далее просим ребенка отыскать клад. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.

Игра «Чудомешочки»

Для такой игры понадобятся небольшие яркие мешочки -3 шт. В каждый мешочек нужно положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой, текстурой: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Попросить ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый мешочек.

Упражнение «Пересыпание»

Покажите ребёнку, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости (коробка, контейнер, ведро, банка, чашка) в другую. Просим ребенка с помощью ложечки повторить те же действия.

Игра «Рисование на манной крупе»

Возьмите поднос и манную крупу, на которой будете рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой дорожке пройти.

Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, сделать отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячиком с шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».

Аппликация с крупами

Проведите клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, а сверху насыпьте манку, потом лишнее сдуйте. Можно нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная аппликация. Используйте крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

Игра «Узнай по форме»

Для этой игры нужен небольшой поддон. В него насыпаем фасоль, закапываем шарики и кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики.

Также можно:

Пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой; попробовать сделать это вилкой. объясните крохе, почему у него не получилось; пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из-под йогурта);насыпать крупу в стаканчик через воронку; насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки; пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой; макать фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге; выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы, считать и сравнивать дорожки разной длины и т.п.

 Массаж ножек

Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики рук, но и ног. Насыпьте в таз крупу разных размеров: манку, фасоль, рис. Поставьте туда малыша, пусть потопчется. Отличный массаж ступней!

Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с вашими детьми с пользой.

Апрель  учитель — дефектолог Березина А.А.

«Волшебные моменты: водные игры для детей с ОВЗ»

Игры с водой — это не только увлекательное время препровождение, но и важный элемент развития детей, особенно тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Вода обладает уникальными свойствами, которые способствуют развитию моторики, сенсорных навыков и социального взаимодействия. В данной статье мы рассмотрим различные виды игр с водой, которые подходят для детей с ОВЗ, а также их преимущества и рекомендации по организации таких мероприятий.

Преимущества игр с водой:

— развитие моторики: игры с водой развивают как крупную, так и мелкую моторику. Дети могут наливать, переливать, сжимать и разжимать различные предметы, что способствует укреплению мышц и улучшению координации движений.

— сенсорное восприятие: вода — это отличный материал для сенсорных игр. Дети могут исследовать текстуру, температуру и движение воды, что способствует развитию сенсорного восприятия и познавательных навыков.

— социальные навыки: игры с водой часто проводятся в группах, что способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация и умение работать в команде.

— эмоциональное развитие: вода вызывает положительные эмоции и ассоциации, что помогает детям расслабиться и улучшить общее эмоциональное состояние.

Виды игр с водой:

  • переливание воды: для этой игры понадобятся различные контейнеры (ведра, чашки, бутылки). Дети могут переливать воду из одного контейнера в другой, экспериментируя с объемами и формами. Это развивает координацию и понимание причинно-следственных связей.

  • игры с мыльными пузырями: создание мыльных пузырей — это увлекательное занятие, которое можно адаптировать для детей с ОВЗ. Используйте специальные палочки для пузырей, чтобы дети могли легко создавать и ловить их. Это развивает зрительную координацию и моторику.

  • водные гонки: наполните бассейн или большую емкость водой и используйте пластиковые лодочки или игрушки. Дети могут соревноваться, чья игрушка быстрее доберется до финиша. Это развивает дух соревнования и командную работу.

  • сенсорные игры: наполните контейнеры водой и добавьте различные предметы (шарики, камешки, игрушки). Дети могут исследовать, что плавает, а что тонет, а также ощущать текстуры различных предметов.

  • рисование водой: используйте кисти и ведра с водой для рисования на асфальте или на больших листах бумаги. Это развивает творческие способности и моторику.

Рекомендации по организации игр с водой:

Безопасность: обеспечьте безопасность детей во время игр с водой. Используйте неглубокие контейнеры и следите за тем, чтобы дети не скользили. Если игра проходит на улице, позаботьтесь о защите от солнца.

Адаптация: учитывайте индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Возможно, потребуется адаптировать игры, чтобы они были доступны для всех участников. Например, используйте специальные инструменты для детей с ограниченной подвижностью.

Поддержка и вовлечение: важно, чтобы взрослые активно участвовали в играх, поддерживая детей и помогая им. Это создаст атмосферу доверия и комфорта.

Обратная связь: после игр обсудите с детьми, что им понравилось, а что нет. Это поможет улучшить будущие мероприятия и сделать их более интересными.

Тематика: можно организовать тематические игры, например, «Подводный мир» или «Путешествие по рекам», что добавит элемент фантазии и увлечет детей.

Игры с водой — это замечательный способ развивать детей с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют развитию моторики, сенсорных навыков и социальных взаимодействий. Важно помнить о безопасности и адаптации игр под индивидуальные потребности детей. Создавая увлекательные и безопасные условия для игр, мы помогаем детям не только развиваться, но и получать радость от общения и творчества.

Уважаемые родители! Организуйте с детьми  «Игры с водой» у себя дома, и вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших детей!

 Март  учитель — дефектолог Березина А.А.

Консультация для родителей «Игры на кончиках пальцев»

Уже всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитая мелкая моторика способствует в овладении письмом, рисовании, лепке и любой игровой и повседневной деятельности.

Что происходит, когда мы развиваем мелкую моторику?

  • Возбуждаются речевые центры коры головного мозга, что приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон. Это стимулирует развитие речи.

  • Создаем положительный эмоциональный настрой, формируем внимание, повышаем речевую активность ребенка. Развиваем память, воображение и фантазию.

  • Речь ребенка становится яркой, четкой, ритмичной. Повышается уровень контроля за движениями.

В результате работы по развитию мелкой моторики, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Основные упражнения для развития мелкой моторики

  • Пальчиковая гимнастика

  • сухой бассейн

  • шнуровка, застёгивание пуговиц

  • штриховка, обведи по точкам, цифрам

  • трафареты

  • чудесный мешочек

  • конструкторы, пазлы, мозаики, прищепки

  • пластилин, аппликация, оригами, конструирование из различного материала

  • пальчиковый театр, теневой театр

  • счетные палочки,

  • бирюльки

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики

  • самомассаж (катание карандашей, орехов, шарик Су-Джок)

  • рисование песком

  • лабиринты

  • рисование фигур, заполнение фигур точками или полосками обеими руками

  • переливание жидкости из стакана в стакан с помощью пипетки или трубочки

  • обматывание палочек тесьмой

  • закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках

  • обрывание и обрезание бумаги

  • пальчиковые шаги

Очень надеемся, что данные советы помогут вам в занятиях с детками!

Февраль                                                                Уч. дефектолог Березина А.А.

Уважаемые родители, вы посетили страницу 

учителя — дефектолога.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.О. Ключевский)

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. Но родителям детей, имеющих особенности в развитии, приходится тесно соприкасаться с наукой дефектологией и знакомиться со специалистами этой области.

Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику. 

Дошкольный учитель — дефектолог — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Главная задача дефектолога — определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, а в дальнейшем максимально насколько это возможно подготовить ребёнка к обучению в школе, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.

Основные формы работы дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Учитель-дефектолог  проводит коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте с 3 -7лет, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести на следующих видах коррекционных занятий:

  • социально – бытовая ориентировка;

  • развитие зрительного восприятия;

  • ориентировка в пространстве;

  • развитие осязания и мелкой моторики.

Занятия планируются в соответствии с коррекционными программами. Длительность каждого занятия в детском саду 10-25 минут в зависимости от возраста.

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так родителям и воспитателям в форме консультаций. Во время которых взрослые учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Что делает дефектолог в детском саду:

Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

 Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас!    

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

   Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Его основная задача – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине

предметов.

Огромную роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в образовательной деятельности и в свободное время расширяет представление ребенка об окружающем мире, они обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки

предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» – многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание.

«Мозаика», «Конструктор», – этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность,

наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» – помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз- рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны

(цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что

является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который ребенок осваивает на

протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельности, которая начинает складываться в дошкольном возрасте и имеет различные сенсорные основы.

  Учитель-дефектолог Березина А.А.

Comments are closed.

  • Страница «Детского сада № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов ВК