К празднику 8 МАРТА…
Побеседуйте с ребёнком о празднике 8 Марта, спросите, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
Научите ребёнка словам поздравления, которое он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и др. женщинам.
Побеседуйте с ребёнком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, продавца, повара, …).
Для развития грамотной речи рекомендую провести игры:
«Кто что делает»: повар – варит, портниха – шьёт, …
«Кому что нужно для работы»:портнихе – ножницы, игла, нитки, повару – ножи, поварёшка, …
«Подбери признак»: мама (какая?) – добрая, умная, любимая, …
«Повтори фразу»: Волосы подстригают в парикмахерской. (это
для формирования слоговой структуры слова).
«Назови женскую профессию»: повар – повариха, учитель — .., воспитатель — .., художник — .., певец — .., скрипач — .., пианист — …
«Помощник»: Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол. (изменение глаголов по временам). Я стираю бельё…
Предлагаю выучить стихотворение: «Женский день»
Мама, бабушка, сестра – все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них не день рождения.
Каждой праздничный подарок и букет – он очень ярок.
А ещё сюрприз их ждёт – испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.
Мы забыли слово ЛЕНЬ, вот что значит Женский день!
А сестра спросила нас: «Это будет каждый раз?»
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А.
Весёлые игры со звуками
Ваш ребёнок вырос, вы готовитесь к поступлению в школу. К этому периоду мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Пятилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух: он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком, производить подбор слов на определённые звуки, выполнять другие более сложные задания.
Сегодня, дорогие мои родители, я хочу предложить вам именно такие игры, задания на развитие фонематического слуха, на закрепление изученных букв.
«Запретное слово» — ребёнку предлагается повторять за взрослым все слова, кроме одного заранее определённого слова (например, ЛАМПОЧКА).
«Будь внимательным». Ребёнку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши), когда услышит заданный взрослым звук. Игра продолжается несколько раз, но уже с другими звуками.
«Определи место звука в слове». Какой первый звук в слове «УТКА»? Последний звук в слове «КЕНГУРУ»? Место звука /У/ в слове «ПАУЧОК» (в начале, середине или конце слова)?
Поиграйте с детьми в эти игры, играя, вы его развиваете. Эти игры помогут вашим детям быстро научиться ЧИТАТЬ и в будущем грамотно ПИСАТЬ.
Через неделю я познакомлю вас с новыми играми. До встречи!
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А.
7 февраля 2024
Уважаемые родители!
Предлагаю продолжить знакомство с весёлыми играми со звуками.
«Подбери слово». Пусть ребёнок подберёт слова, которые начинаются со звука «С»! или заканчиваются звуком «С»!
«Раскрась картинки». Вы или ребёнок пусть нарисует: конфету, лук, дерево, цветок, лист, скакалку. Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук К!
К этому периоду в жизни ребёнка пора познакомить его с БУКВАМИ. Для закрепления рекомендую такие задания:
«Напиши рядом с картинкой буквы, на которые заканчиваются слова». Картинки могут быть разными, например: банан/Н/, ведро/О/,карандаш /Ш/,коньки/И/, автобус/С/.
Или начинаются: часы/Ч/, замок/З/, бочка/Б/, ракета/Р/.
«Какая картинка лишняя?» Обрати внимание на последний звук: стул, забор, мухомор, ковёр. Докажи!
«Какая картинка лишняя?» Обрати внимание на первый звук: ведро, ветка, флажок, вилка, веер.
«Соедини между собой картинки, названия которых заканчиваются на одинаковые звуки»: шкаф, мяч, жираф, ключ, жук, клубок.
«Обведи картинки» красным цветом, названия которых заканчиваются на гласный звук; синим- на согласный: топор, ручка, окно, шарф, лук, кенгуру, шары, мяч, санки, лещ, каратэ, стол.
Желаю успеха!
День защитника Отечества –
Праздник прежде всего военных. Но вместе с тем это праздник всех мужчин, тех, кто в любую минуту готов встать в строй, чтобы защитить нашу Родину и всех нас.А так как защита слабых во все времена была занятием для настоящих мужчин, то День защитника Отечества давно и прочно ассоциируется именно как мужской праздник.
На защиту Родины в дождь и снегопад
Каждый день выходит доблестный солдат.
Всех защитников страны поздравляем нынче мы.
Для закрепления знаний об этом празднике родителям рекомендую: рассказать ребёнку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества, а также рассмотреть в газетах и журналах фото об Армии; познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.
Задание 1: Задайте ребёнку вопрос: «Кто служит в армии?» /образование существительных с суффиксами –чик, -ист/:
—чик: ракетчик, миномётчик, лётчик, зенитчик;
—ист: связист, танкист, артиллерист.
Задание 2:«Подбери признак»: защитникОтечества /какой?/ -смелый, храбрый, отважный …
Задание 3:«Сосчитай» /согласование числительных с сущ-ми/ —
Один танк, два танка, … пять танков.
Ответить на вопрос: Почему в этот день поздравляют всех мужчини дарят им подарки? Сделайте своими руками подарокдляпапы, брата, дяди.
Желаю удачи!
Логопед: Гаврилова Л.А.
Февраль 2024
Логопед советует:
«Как помочь ребенку развить связную речь?»
Для этого, уважаемые родители, стимулируйте развитие навыков общения , создавайте специально разные ситуации.
Например:
— Чаще просите ребенка конца, рассказывать, что он видел, где бывал, что делал? Выслушивайте его до конца, если затрудняется — помогайте!
Пусть это же расскажет папе, бабушке, дедушке.
— Просите пересказать то, что Вы ему прочитали. Опять же, помогайте, если будет затрудняться, задавайте вопросы.
— Если Вы были в театре, смотрели фильм, пусть расскажет об увиденном тому, кто с Вами не был.
Создавайте фотоальбомы, фотогазеты о жизни ребенка: о дне рождении, летнем отдыхе, о Вашей семье,…
Обсудите каждую фотографию: пусть ребенок расскажет кто снят, что делают, где, почему…
Ребенок может показать его своим друзьям, знакомым, родным, при этом комментируя события на фото. Только в этом случае Ваш альбом будет настоящим, а не виртуальным.
Таким образом, Ваш ребенок получит хорошие навыки речевого общения и коммуникабельности. С ним захотят общаться, у него будет много друзей.
Желаю удачи!
Логопед: Гаврилова Л.А. январь 2024
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
Так я отвечаю родителям, когда задают вопрос:
— можно ли изучать иностранные языки, если ребёнок имеет дефекты речи русского языка? Отвечаю:
Норма в чужом языке может быть дефектом в своём (межзубное произношение свистящих звуков — норма для английского языка, или горловое произношение звука « р» — норма во французском, вибрация всей нёбной занавески — норма в немецком, но всё это будут дефекты для русского языка).
И когда логопед будет ставить правильный звук для русского языка, а учитель иностранного языка закреплять старый ( дефектный для нас ), это спровоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть разными, но хорошими — никогда ( заикание, энурез — недержание мочи, тики и т.д. )
— можно ли обучать ребёнка чтению, если он очень плохо говорит? Отвечаю:
Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то, когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы!
Ведь у ребёнка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква».
Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.
Желаю успехов!
Жду новых вопросов!
Логопед: Гаврилова Л. А.
24 января 2024
Скоро Новый Год…
Ваш ребёнок слишком мал, шумный праздник ему по душе не придётся, да и Д/Мороза он боится.
Новый Год – семейный праздник, поэтому неразумно оставлять ребёнка на дедушек и бабушек. Предлагаю отметить Новый Год вместе с малышом.
Детям 3-х летнего возраста нравится помогать маме, поэтому привлеките его к украшению дома: развесьте с ним мишуру, украсьте окна, поставьте ёлочку. Фантазируйте! Ребёнку это в радость.
Когда будете украшать ёлочку, обратите внимание на игрушки: лучше, если они будут небьющимися и съедобными. Просите ребёнка подавать игрушки: «Подай зайчика!», если знает цвет, то «Подай белого зайчика!» Если ребёнок уже говорит, спросите, какого цвета игрушку он подаёт.
Конечно же, подумайте о костюме, сшитом мамой, который будет сделан с большой любовью и старанием.
Празднуйте в семейном кругу: продумайте угощение, конкурсы, танцы, чтобы ваш ребёнок не был «брошенным».И ещё, у малыша должно быть время, чтобы развернуть подарки.
Приглашая Д/М, будьте осторожны: тщательно всё взвесьте, чтобы не напугать ребёнка.
Подарки получены, конкурсы провели, хороводы поводили – пора спать! И вот дети уложены, взрослые могут расслабиться и повеселиться, только не громко.
Счастливого Нового Года!!!
Логопед: Гаврилова Л.А.
23 декабря 2023
Читаю книгу сам!
Малыш начинает читать сам. Давайте подумаем о том, как правильно выбрать для него книгу для чтения?
ПРАВИЛА и СОВЕТЫ:
-
Ни в коем случае не берите книги с текстом на картинках,
текст должен быть исключительно на белом фоне /это связано со зрением/.
-
Если ваш ребёнок только-только начал читать по слогам, это должна быть тоненькая книжка в обложке маленького формата /не А4/, чтобы он сам удерживал книгу в руках.
-
Текст должен быть большим, чётким, чёрного цвета,никаких витиеватых, древнерусских
-
Между строчками должен быть большой интервал, чтобы строчки не сливались. Дети часто жалуются, что потеряли строчку.
-
Картинки должны быть большими и яркими.Идеально для детей, начинающих читать, где на странице размещена одна картинка, а под ней одна или две строчки.
-
Желательно, чтобы в книге было одно произведение, так у ребёнка будет ощущение законченности. У него восторг от того, что ОН САМ ПРОЧИТАЛ ЦЕЛУЮ КНИГУ!!! Есть стимул повторить подвиг.
-
Содержание текста должно быть интересным ребёнку. «Мама мыла раму» — устарело. Это скучно и непонятно, а вот «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака не только будет интересна, но и достаточно положительный плюс.
Вот, пожалуй, и все основные правила при выборе книги для ребёнка, начинающего читать.
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А.
16 ноября 2023
Учим детей читать правильно!
В нашей группе «Звоночки» обучение детей чтению идёт полным ходом. В других группах родители сами учат детей чтению и, к сожалению, допускают много ошибок.
Хочу помочь этим родителям и обратить внимание на самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми.
ЗАПОМНИТЕ! В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК!
-
Прежде чем познакомить ребёнка с новой буквой, например М, следует научить его слышать звук М: — Назови слово с этим звуком! Где он стоит? / в начале, в середине, в конце/
-
И звук, и букву называйте одинаково: звук М и буква М / только не ЭМ/, ведь, говоря ЭМ, вы произносите два звука – Э и М.
-
Не допускайте побуквенного чтения, т.е. ребёнок сначала называет буквы М! А! – после этого читает слог МА. Это навык неправильного чтения, он очень стойкий, исправляется с большим трудом. Правильное чтение — это чтение по слогам: Ма – ша, гал-ка,
-
В начале обучения пусть ребёнок сколь угодно долго тянет /читает/ первую букву, пока не сообразит какая буква следующая: МММА. Затем переводит пальчик на следующую букву, лишь бы он не останавливался после первой буквы.
Главное, чтобы он плавно, слитно прочитал слоги.
-
Уважаемые взрослые! Не смешивайте понятия «ЗВУК» и «БУКВА», когда учите ребёнка читать.
ЗВУКИ мы слышим и произносим,
Буквы мы видим и пишем.
Желаю успеха!
Логопед: Гаврилова Л.А.
16 ноября 2023
Кинезитерапия
(общие движения )
Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой и общей координации движений.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития движений, умеет: — логически рассуждать; — достаточно развиты память, внимание; — связная речь; Для развития совершенства и тренировки ритмичных движений разных конечностей
РЕКОМЕНДУЮ:
-
совершать длительные прогулки на свежем воздухе;
-
желательно посещение с ребёнком бассейна, берите уроки плавания;
-
учите ребёнка ездить на велосипеде;
-
занимайтесь аэробикой и ритмикой;
-
совершайте вместе с ребёнком утренние пробежки;
-
запишите его в танцевальный кружок;
-
регулярно посещайте занятия по лечебной физкультуре;
-
разучивайте простые стихи, декламируйте их во время прогулок.
Желаю успехов! 11 октября 2023
Логопед: Гаврилова Л. А.
Разговоры с осенью.
Прочтите ребёнку стихотворение: Падают, падают листья. В нашем саду листопад…Жёлтые, красные листья, по ветру вьются, летят.
Задайте вопрос: О каком оно времени года? Она приходит к нам каждый год. Если посмотреть в окно, её можно увидеть.
А теперь, пойдём, погуляем! Вся земля покрыта листочками, рассмотрите их. – Какие они?
Походите по опавшим листьям и послушайте: они шуршат. Это листочки разговаривают друг с другом. – Куда они падают?/ на дорожку, траву, крышу/. – Что будет, если листик упадёт в лужу? /утонет или нет/? — Предложите ребёнку опустить листик в воду, — почему он не утонул? /он лёгкий/. – как он плывёт? / как кораблик/. Поиграйте с ним в разноцветные кораблики: пёстрые кораблики в луже проплывают, беззаботно листьями ветерок играет…
На улице холодно, почему? /солнышко уже не греет/. Посмотрите в небо, вы увидите стаи улетающих птиц. – Куда они улетают и почему?
Вот и мы с тобой замёрзли, пойдём скорее домой! Там нам будет тепло и уютно. Гуляйте, наблюдайте, проговаривайте свои наблюдения с малышом.
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А. октябрь 2023
Что такое группа компенсирующей направленности?
Это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей с речевыми нарушениями. В нашем детском саду «Искорка» функционируют две группы: старшая и подготовительная.
Актуальны ли эти группы?
Конечно, да! С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растёт. В условиях массовой группы, где наполняемость детей в среднем 20-25 человек, воспитателю крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с таким ребёнком. Дети с проблемами в произношении часто замыкаются и со временем начинают ещё больше отставать от своих сверстников. В дальнейшем, в школе с этими проблемами будет справиться ещё сложнее, так как они повлекут за собой нарушения в письменной речи.
В речевой группе каждый день организованы занятия с коррекционной направленностью, которые проводят логопед и воспитатели. В поле повышенного внимания находится каждый ребёнок, поэтому наполняемость групп 10-15 человек. В результате обучения:
-
У ребёнка чистое произношение;
-
Грамотная речь;
-
Хорошая подготовка к школе.
Чтобы попасть в группу компенсирующей направленности необходимо пройти ПМПК / психолого — медико-педагогическую комиссию/, предварительно собрав другие документы. Она даёт направление на посещение ребёнком группы с компенсирующей направленностью в соответствии с возрастом.
ВНИМАНИЕ! В этом году она будет проходить в ноябре с 9 часов в нашем детском саду. Ждём вас! Желаю успеха!
Логопед: Гаврилова Л.А.
22 сентября 2023 г.
Для чего нужны занятия с логопедом?
Вот и закончились летние каникулы. В детском саду начались занятия, а вместе с ними осмотры детей специалистами. Среди них – логопед. Очень часто родители считают, что плохая речь пройдёт сама, к сожалению это не всегда так: чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить дефекты речи. Таким детям обязательно нужна помощь логопеда и вот почему:
-
Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им в чём состоит логопедическая работа.
-
Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.
-
Речь является элементом социальной адаптации, снимает ограничения в выборе профессии.
-
Вы несёте ответственность за судьбу своего ребёнка – не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту!
-
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
-
Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку. Большинство речевых нарушений не поддаётся само коррекции.
-
Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.