Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница музыкального руководителя Рис О.Г.

Игры  для развития музыкальных и творческих способностей у детей. 

«Дружная семейка»

 Жила-была дружная семейка: прабабушка (целая, две бабушки

(половина, 2 мамы, 2 папы (четверти) и ребятишки (восьмые). Они часто ходили на прогулку в парк.

По дороге бегут ребятишки и считают шаги, шалунишки, и выходит у них вот так — раз, два, три, четыре — 2раза. Видишь. как быстро они бегут!

Мамы и папы их услыхал, шаги свои тоже пересчитали — раз-и, два-и. три-и, четыре-и

Ну и бабушки, чтоб не отстать, стали тоже шаги считать: раааааз, дваааааа.

А прабабушка тихо сказала: «Я тоже шаги сосчитала — рааааааааааз.

В этой игре даем представление о длительностях звуков в движении (хлопки, притопы) учим двигаться ритмично, выполнять движения. Детям очень нравится эта игра. Используется микс из русских народных мелодий.

Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют пластичность движений, умение владеть своим телом.

  «Четыре шага»

Игры, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.

«У жирафа пятна пятнышки везде»

У жирафов.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Музыка Екатерины Железновой.

Игры для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики.

«Кошка и мыши»

Музыкальные игры связанные с воспроизведением характерных особенностей и повадок животных позволяют решать вопросы связанные с развитием опорно — двигательного аппарата. А именно: профилактика плоскостопия и развитие мышечной силы ног (на носках, пятках, с поджатыми пальцами внутренней и внешней части стопы)

Благодаря использованию игр с пением и движением у детей происходит:

— улучшение памяти, внимания, мышления;

— повышение способности к произвольному контролю;

— улучшение общего эмоционального состояния;

— повышается работоспособность, уверенность в себе;

— стимулируются двигательные функции;

— снижает утомляемость;

— улучшаются пространственные представления;

— развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

— стимулируется речевая функция;

Это небольшая подборка  разнообразных музыкальных игр с пением и движением. Данные игры я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на психическое и физическое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

 «Влияние музыкальных игр с пением на физическое развитие детей»

В связи с усовершенствованием цифровых, информационных и других технологий каждое последующее поколение людей становится слабее, нежнее предыдущего. «Жизнь с комфортом» приводит к расхолаживанию, ослаблению как психического, так и физического здоровья современных детей, в частности дошкольников.

Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человек.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

Игры, основанные на взаимосвязи музыки, пения и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. У детей развиваются мышцы, костная система, улучшается кровообращение, регулируется дыхание.

Движения под музыку влияют на рост ребенка, благоприятно действуют на эмоциональную сферу: у детей поднимается настроение, получают радость от общения с музыкой и от движения. Музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими движений, организует коллектив.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы.

Музыкальные игры с пением мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. Коллективные музыкальные игры способствуют развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна правильно подобранная музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. 

«Сидим домаМузыкальный досуг дома»

Предлагаю несколько способов, как организовать ребёнку интересный и полезный досуг дома по музыке.

Игровые приёмы:

  1. Устроить слушание классической музыки. Поговорить с ребёнком о характере музыки, что представляет в момент слушания.

  2. Рисуем под музыку, то есть , чтобы ребёнок нарисовал под музыку, свои представления об услышанном в музыке.

  3. Поиграть в высокие и низкие звуки. Услышать их в музыке, то есть в виде слуховой игры, например, если мы под музыкупредставили как птички поют, мышка пробежала– это и есть высокие звуки. А если мы под музыкупредставили Бабу Ягу или злого волшебника – это и есть низкие, зловещие звуки.

  4. Поиграть в длинные и короткие звуки. Для показа музыкальныминструментом может служить наш собственный голос. Пропоём «ля»длинно и коротко.( просить ребенка повторять звуки вместе с вами) При этом можно применить дидактический материал ,например: квадрат будет обозначать короткий звук, а длинная полоска – длинный звук. Чередуя голосом короткие и длинные звуки, ребёнок выкладывает фигуры в виде игры, то есть то, что в данный момент он слышит. Если звучит короткий звук, то ребёнок кладёт квадрат, а если звучит длинный звук, то кладёт длинную полоску и чередовать звуки, то есть коротко пропеть (квадрат, затем длинно (полоска). Чередование звуков можно менять, например спеть длинно (полоска, затем опять длинно (снова полоска, а потом пропеть коротко (квадрат). Вот такая будет интересная последовательность фигур, выстроенная от звучания голосом.

  5. Можно провести с детьми игру с хлопками и щелчками под музыку, различая при этом звонкие и приглушённые звуки. Хлопки — это звонкие звуки, а щелчки пальцами — это приглушённые звуки. Чередовать хлопки и щелчки можно тоже в разной последовательности.

Такие музыкальные игры развивают у детей внимание, память, мышление, воображение.

Чем больше ребёнок получает музыкальных знаний, тем лучше и глубже он анализирует, характеризует музыку, а значит, мыслит уже по-другому.

Родителям советую использовать литературу Н. Г. Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»

С уважением музыкальный руководить Рис О.Г.  Декабрь 2021 год.

Подготовка к утренникам и внешний вид.

Утренник в детском саду – это не только праздник, но и испытание для ребенка. На утреннике можно увидеть умение детей, а также отчет работы воспитателя и музыкального руководителя. Помощь родителей здесь очень необходима.

Утренник – важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из-за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движении, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроится, не получится. Ребенок, расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешая другим детям, которые старательно учили стихи, песни, танцы в продолжение длительного времени. Как правило, к утреннику детей готовят постепенно, на разучивание материала уходит около двух месяцев. Весь пройденный материал на музыкальном занятии воспитатели закрепляют в свободное от других не менее важных занятий, учатся правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному труду воспитателя и музыкального руководителя, вы, родители, имеете возможность увидеть развитие вокальных, танцевальных, актерских данных у своих детей. Без помощи родителей праздник не получится.

Рекомендации по оформлению костюма можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя. Обязательно на ногах у детей должны быть чешки! Детский костюм должен быть удобным и эстетичным. У мальчиков не должны быть слишком тугие брюки, сковывающие движения. В наряде у девочек избегайте тугих застежек, не допустимы кольца и обручи на платьях в них не комфортно сидеть на стуле, не рекомендуется надевать слишком длинные платья, в которых они запутываются, и им сложно будет передвигаться по залу.

Важно помнить, дети на утренник приходят, не просто посидеть, они будут, танцевать, прыгать, бегать, много двигаться и именно, поэтому дети должны чувствовать себя комфортно!

Ведь безопасность и здоровье детей, это главное. И конечно мы все должны постараться, чтобы праздник для наших ребят был самым лучшим!

      С уважением музыкальный руководитель  Рис О.Г.

                                                                              Декабрь 2021 год.

«Кто «делает» музыку?»                          

На первый взгляд, всё очень просто. Музыку пишет композитор. Композитор – это не русское (латинское) слово и в переводе означает «сочинитель». Помните, для композитора обыкновенные звуки звучат как музыкальные и соединяются в красивую мелодию. Как же композитор записывает созданную им мелодию? Каждый музыкальный звук имеет свой знак. Эти значки называются нотами и записываются в специальных нотных тетрадях на линеечках. Линеек всего пять, это нотные домики.  Вот такой домик носит ноты, поэтому его называют нотоносец. Всего нот семь и живут на линеечках. С помощью этих особых значков – нот композитор и записывает мелодии. Но что же дальше? Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал на нотной бумаге. А дальше? Что нужно сделать, чтобы эту мелодию могли услышать? Конечно, её можно спеть или исполнить на каком-нибудь музыкальном инструменте, то есть исполнить. Людей, которые исполняют музыку  называют исполнителями. Есть музыка, предназначенная только для пения. Такую музыку называют вокальной. А её исполнителей певцами. Голос певца нередко звучит в сопровождении музыкальных инструментов. Если же произведение исполняется только на инструментах, мы называем такую музыку инструментальной. А людей – музыкантами.

Итак, композитор сочиняет музыку, исполнители-музыканты нам дают возможность её услышать, а вместе они творят музыкальное  искусство.

«Где живет музыка?» — «Музыка и шум»

На музыкальных занятиях мы с детьми говорим и слушаем музыку. Мир, который наполнен разными звуками и не только музыкальными!

Звуки мы слышим    на улице, в транспорте, в доме. Какие звуки вы обычно слышите дома?  Это голоса ваших родных, скрип дивана или стула, звуки из телевизора. Множеством звуков встречается в природе (шелестит листва, воет ветер, стрекочет кузнечик, стучит дятел по стволу дерева, поют птицы, звенит капель дождя, раскаты грома, журчанье воды, и т. д.)  

Как много звуков вокруг нас! Мы не всегда можем определить происхождение звука, они сливаются и это уже не просто отдельные звуки, самый настоящий шум! Давайте прислушаемся… ( звуки детского сада , тихая музыку) И все-таки, в этом море звуков наше ухо легко выделяет особые звуки — музыкальные!

Искусство звука — это музыка. Своими особыми средствами музыкальные звуки передают впечатления от окружающего нас мира. Так, громкие, низкие звуки могут вызвать ощущение страха, тьмы, чего-то огромного и злого. И, наоборот, звуки могут рассказать о летней жаре, о ярком, ласковом солнышке, доброй мамочке... Так где же живет музыка? А музыка живет среди людей, вместе с ними! Эти музыкальные звуки «сплетаются» в красивую мелодию, которую сочиняет человек. Людей, которые создают музыку, называют композиторами.

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет-

Песню споем, потанцуем мы вместе с тобою!

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
Б. М. Теплов

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе кружка по театрализации « Буратино» является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения ребят к театральному искусству.

Театрализованная деятельность оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, это самый распространенный вид детского творчества. Занятие в кружке» Буратино» – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить занятие в кружке.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Занятия помогут ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Празднику надо учиться

Праздник — это «день торжества, установленный в честь или память кого — чего-нибудь…, день особо отмечаемый…, день радости и торжества  по поводу  чего-нибудь…, день игр, развлечений…» (С. И. Ожегов, Словарь русского языка)

Зачем детскому саду праздник? 

Что тут говорить — и так ясно  для радости, веселья, тайны. Без праздника
детская жизнь немыслима.

«Если праздников не хватает, их следует выдумать»,- говорят японцы.
Праздники важны для взрослых, но еще более необходимы детям. Праздникэто прекрасная возможность проникновения в мир познаний и усвоения знаний о жизни. Праздники являются шкалой чувств ребенка, где он обучается восторгу и удивлению. Чем больше такою радостного опыта в детстве, тем больше будет и запас радости, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой-жизни». А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым. 

Праздники в детском саду — это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей.                                   

Праздник — это ожидание таинств и сюрпризов. Вот несколько
неожиданных праздников, не специально подготовленных:

-День сюрпризов

-День проказ и приключений

-Праздник мороженого

-Новогодние сюрпризы
-Праздник воздушных шаров
-Парад шляп

-Праздник бабушкиных пирогов
-Праздник старых фотографий
-Праздник старых игрушек

-Праздник первой сосульки          

Накопить этот необходимый для каждого человека запас добрых
воспоминаний детства помогут эти семейные праздники, а отдельно хотелось бы отметить один из самых памятных для ребенка дней в году – День рождения

Было бы замечательно, если бы взрослые хотели и умели организовать
празднование Дня рождения так, чтобы каждый год он был не похож на
предыдущий, и ребенок, взрослея, запоминал каждый из этих праздников.
Чаще всего Дни рождения бывают похожи: с обязательным застольем, и как
правило, только взрослыми гостями. Организовать приятный отдых, сделать
день по-настоящему памятным  особое искусство, которому надо учиться.

И главными принципами, которыми должны руководствоваться устроители
праздника, является психологическая защищенность гостей, право свободного выбора деятельности, отсутствие жёсткой регламентации,

душевный комфорт.

Вот несколько вариантов празднования детского Дня рождения:

  1. Памятная поездка ( в цирк, зоопарк, парк отдыха и т. Д. ) с родителями и друзьями

  2. Прогулка на природу, пикник.

  3. Премьера спектакля или концерта с участием именинника ( тщательно приготовленного, с афишей, пригласительными билетами)

  4. Поисковая игра «Найди клад» (главный подарок), 12 записок, «Сладкое дерево» с испытаниями и приключениями.

Самый хороший экспромт – это экспромт подготовленный. Весёлое и праздничное настроение – результат незаметной для присутствующих, но большой предварительной работы. Но основной всё-таки досуг отдыхающих – это общение.

Праздник – это важное, большое дело всех родителей, детей, работников детского сада. Дело коллективное и всегда творческое. Без праздников невозможно представить себе счастливого ребёнка.

Что нужно знать о детских музыкальных инструментах

Детские инструменты являются как бы маленьким подобием настоящих профессиональных. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструментысгруппированы в определенные виды:

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка.

Звучащие:

  1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

  2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки.

  3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулкимузыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

  1. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструментызначительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Внешний вид на музыкальном занятии

Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия.

Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная.

В детском саду на музыкальных занятиях требуются чешки. В них делают упражнения для развития стопы, движения для предупреждения плоскостопия. Чешки нужны, чтобы дети во время подвижных игр, танцев не травмировались. В чешках дети не только занимаются на музыкальных занятиях, но выступают на различных детских праздниках, концертах.

На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте.

Желательно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике.

Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично.

Внешний вид детей на утренниках

Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным. Избегайте тугих застежек, лучше, чтобы застежки были в виде липучек.

Головной убор нужно сделать обязательно на завязках или резинке. Пусть ребенок его померяет, попрыгает, побегает, понаклоняется в нем, чтобы проверить, надежно ли он держится на голове.

Платье у девочек должно быть удобным, не допустимы кольца и обручи, т. к. девочки не могут сидеть на стуле — платье задирается вверх, а обычно оно просто на лице у ребенка.

Обычно описание костюмов дает музыкальный руководитель, если возникают вопросы, не стесняетесь подойти и спросить о том, что вас интересует.

Помните, дети не просто приходят посидеть на утреннике, они будут танцевать, прыгать, бегать и именно, поэтому должны чувствовать себя комфортно.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.