День защитника Отечества –
Праздник прежде всего военных. Но вместе с тем это праздник всех мужчин, тех, кто в любую минуту готов встать в строй, чтобы защитить нашу Родину и всех нас. А так как защита слабых во все времена была занятием для настоящих мужчин, то День защитника Отечества давно и прочно ассоциируется именно как мужской праздник.
На защиту Родины в дождь и снегопад
Каждый день выходит доблестный солдат.
Всех защитников страны поздравляем нынче мы.
Для закрепления знаний об этом празднике родителям рекомендую: рассказать ребёнку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества, а также рассмотреть в газетах и журналах фото об Армии; познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.
Задание 1: Задайте ребёнку вопрос: «Кто служит в армии?» /образование существительных с суффиксами –чик, -ист/:
—чик: ракетчик, миномётчик, лётчик, зенитчик;
—ист: связист, танкист, артиллерист.
Задание 2: «Подбери признак»: защитник Отечества /какой? / — смелый, храбрый, отважный …
Задание 3: «Сосчитай» /согласование числительных с сущ-ми/ —
Один танк, два танка, … пять танков.
Ответить на вопрос: Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки? Сделайте своими руками подарок для папы, брата, дяди.
Желаю удачи! Логопед: Гаврилова Л.А.
Февраль 2025
Весёлые игры со звуками
Ваш ребёнок вырос, вы готовитесь к поступлению в школу. К этому периоду мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Шестилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух: он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком, производить подбор слов на определённые звуки, выполнять другие более сложные задания.
Сегодня, дорогие мои родители, я хочу предложить вам именно такие игры, задания на развитие фонематического слуха, на закрепление изученных букв.
«Запретное слово» — ребёнку предлагается повторять за взрослым все слова, кроме одного заранее определённого слова (например, ЛАМПОЧКА).
«Будь внимательным». Ребёнку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши), когда услышит заданный взрослым звук. Игра продолжается несколько раз, но уже с другими звуками.
«Определи место звука в слове». Какой первый звук в слове «УТКА»? Последний звук в слове «КЕНГУРУ»? Место звука /У/ в слове «ПАУЧОК» (в начале, середине или конце слова)?
«Назови звуки в слове по порядку». Сначала возьмите простые слова, например СОК, МУКА. Если ребёнок справляется, предложите слова посложнее: ШКОЛА, РУЧКА и так далее. Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не пропускал звуки.
«Выложи слово» из предложенных вами букв /которые он знает/. Чем больше он выложит, тем лучше.
«Исправь мою ошибку!» в словах, которые выкладываете вы, намеренно допустив в них ошибки. Ребёнок обожает такие игры и вы в этом убедитесь.
«Измени моё слово». Выкладываете слово ДОЧКА, замени одну букву и у тебя получится другое слово, а вот какую – подумай?
Поиграйте с детьми в эти игры, играя, вы его развиваете. Эти игры помогут вашим детям быстро научиться ЧИТАТЬ и в будущем грамотно ПИСАТЬ.
Через неделю я познакомлю вас с новыми играми. До встречи!
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А.
20 февраля 2025
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
Так я отвечаю родителям, когда задают вопрос:
— можно ли изучать иностранные языки, если ребёнок имеет дефекты речи русского языка? Отвечаю:
Норма в чужом языке может быть дефектом в своём (межзубное произношение свистящих звуков — норма для английского языка, или горловое произношение звука « р» — норма во французском, вибрация всей нёбной занавески — норма в немецком, но всё это будут дефекты для русского языка).
И когда логопед будет ставить правильный звук для русского языка, а учитель иностранного языка закреплять старый ( дефектный для нас ), это спровоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть разными, но хорошими — никогда
( заикание, энурез — недержание мочи, тики и т.д. )
— можно ли обучать ребёнка чтению, если он очень плохо говорит? Отвечаю:
Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то, когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы!
Ведь у ребёнка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква».
Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.
Желаю успехов!
Жду новых вопросов!
Логопед: Гаврилова Л. А.
Январь 2025
Весёлые игры со звуками
Ваш ребёнок вырос, вы готовитесь к поступлению в школу. К этому периоду мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Пятилетний ребёнок имеет достаточно развитый фонематический слух: он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком, производить подбор слов на определённые звуки, выполнять другие более сложные задания.
Сегодня, дорогие мои родители, я хочу предложить вам именно такие игры, задания на развитие фонематического слуха, на закрепление изученных букв.
«Запретное слово» — ребёнку предлагается повторять за взрослым все слова, кроме одного заранее определённого слова (например, ЛАМПОЧКА).
«Будь внимательным». Ребёнку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши), когда услышит заданный взрослым звук. Игра продолжается несколько раз, но уже с другими звуками.
«Определи место звука в слове». Какой первый звук в слове «УТКА»? Последний звук в слове «КЕНГУРУ»? Место звука /У/ в слове «ПАУЧОК» (в начале, середине или конце слова)?
Поиграйте с детьми в эти игры, играя, вы его развиваете. Эти игры помогут вашим детям быстро научиться ЧИТАТЬ и в будущем грамотно ПИСАТЬ.
Через неделю я познакомлю вас с новыми играми. До встречи!
Желаю успеха! Логопед: Гаврилова Л.А.
Январь 2025
В лесу родилась ёлочка…
Горит огнями ёлочка, под нею тени синие,
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
Огни на ёлке яркие повсюду зажигаются.
Во всех домах, по всей стране дети улыбаются.
Расскажите ребёнку о том, какой праздник скоро наступит. Обратите внимание на календарь, его последние страницы.
Рассмотрите дома новогоднюю ёлку, вместе с ребёнком её украсьте, расскажите о ёлочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите, сравните игрушки по величине и цвету.
В новогодние каникулы обязательно сходите на центральную площадь нашего города и полюбуйтесь главной красавицей-ёлкой, её нарядом.
Вспомните, кто приходит к детям на Новый год и приносит подарки.
Вспомните, сколько месяцев в году, и повторите их названия. Прочитайте ему новогоднюю сказку «Двенадцать месяцев». Желаю вам незабываемых праздников! Логопед: Гаврилова Л.А.
Декабрь 2024
Скоро Новый Год…
Ваш ребёнок слишком мал, шумный праздник ему по душе не придётся, да и Д/Мороза он боится.
Новый Год – семейный праздник, поэтому неразумно оставлять ребёнка на дедушек и бабушек. Предлагаю отметить Новый Год вместе с малышом.
Детям 3-х летнего возраста нравится помогать маме, поэтому привлеките его к украшению дома: развесьте с ним мишуру, украсьте окна, поставьте ёлочку. Фантазируйте! Ребёнку это в радость.
Когда будете украшать ёлочку, обратите внимание на игрушки: лучше, если они будут небьющимися и съедобными. Просите ребёнка подавать игрушки: «Подай зайчика!», если знает цвет, то «Подай белого зайчика!» Если ребёнок уже говорит, спросите, какого цвета игрушку он подаёт.
Конечно же, подумайте о костюме, сшитом мамой, который будет сделан с большой любовью и старанием.
Празднуйте в семейном кругу: продумайте угощение, конкурсы, танцы, чтобы ваш ребёнок не был «брошенным».И ещё, у малыша должно быть время, чтобы развернуть подарки.
Приглашая Д/М, будьте осторожны: тщательно всё взвесьте, чтобы не напугать ребёнка.
Подарки получены, конкурсы провели, хороводы поводили – пора спать! И вот дети уложены, взрослые могут расслабиться и повеселиться, только не громко.
Счастливого Нового Года!!!
Логопед: Гаврилова Л.А.
Декабрь 20234
Игры для развития речи
Итак, уважаемые родители, я рассказывала вам о том, каким бывает недоразвитие речи.
Чтобы этот диагноз не ставился вашим детям, необходимо постоянно вести с ребёнком содержательные диалоги. А проводить их можно в разных ситуациях, например, на прогулках, которые можно превратить в увлекательные путешествия.
Собираясь выйти на улицу, представьте себе, что вы отбываете в занимательную поездку. Обсудите с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности можно встретить по дороге, какие достопримечательности увидеть…
Бывает так, что поездка оказывается очень утомительной. Для таких случаев в маминой сумке обязательно должна лежать ручка или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Предложите ребёнку пофантазировать на следующие темы: «Если бы я был волшебником…», «Если бы я был деревцем…», «Если бы я был невидимкой…» Пусть он представит себя облаком, плывущим по небу. Попросите его рассказать о своей «воздушной» жизни или просто ответить на ваши вопросы. Например: «Что оно видело интересного?», «С кем познакомилось?», «В какие игры любит играть?» и т.д. В конце беседы обязательно поблагодарите «облачко» за интересный рассказ и предложите снова превратиться в вашего любимого ребёнка.
Если вас заинтересовала эта тема, жду ваши отзывы. Продолжим на следующей неделе. ЛОГОПЕД: Гаврилова Л.А.
Наша прогулка продолжается…
Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, подберите к ним эпитеты.
Предложите своему малышу обратить внимание, например, на собаку и рассказать о ней как можно больше интересного:
— какая у неё шерсть;
— какой формы ушки, хвост;
— какой у неё характер;
— что ей нравится есть и т. д.
Так вы побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогая этим развитию связной речи.
В дальнейшем, т. е. на следующих прогулках, передайте инициативу в выборе описываемых предметов или явлений – ребёнку.
Наши прогулки мы продолжим. Я посоветую на что обратить внимание, как развивать желание говорить дальше.
А пока я жду ваши отзывы, предложения.
Желаю успеха!
Логопед: Гаврилова Л.А.
О леворуких детях
Вновь и вновь ко мне подходят родители с вопросами, у которых дети-левши. Многие из них считают леворукость причиной речевых нарушений.
Опять и опять объясняю, что леворукость это особая организация мозга определяющая не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Непохожесть такого ребёнка на других – это его достоинство, но и его крест. Такие дети часто сталкиваются с разными трудностями, не знакомыми правшам. Ценой больших усилий леворукого ребёнка можно переучить, но изменить его биологическую суть НЕЛЬЗЯ! Загадка происхождения леворукого человека до сих пор не разгадана, Мои вам СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Проявляйте терпение и понимание. Будьте добрыми, умейте понять ребёнка.
-
Будьте готовы к тому, что он может долго путать правую и левую стороны, зеркально читать и писать.
-
Не торопите его, помните, что ему трудно переключаться.
-
Берегите ребёнка от чрезмерных нервных нагрузок.
-
Организуйте быт маленького левши. Особо обратите внимание на удобное место для рисования и письма, где свет падает СПРАВА или ПРЯМО. Ведь это можно организовать только дома. В школе свет всегда будет падать слева, как нужно ПРАВШАМ.
ЗАПОМНИТЕ! Левша не приемлет ПЕРЕУЧИВАНИЯ. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Желаю удачи! Логопед: Гаврилова Л.А.
Разговоры с осенью.
Прочтите ребёнку стихотворение: Падают, падают листья. В нашем саду листопад…Жёлтые, красные листья, по ветру вьются, летят.
Задайте вопрос: О каком оно времени года? Она приходит к нам каждый год. Если посмотреть в окно, её можно увидеть.
А теперь, пойдём, погуляем! Вся земля покрыта листочками, рассмотрите их. – Какие они? Походите по опавшим листьям и послушайте: они шуршат. Это листочки разговаривают друг с другом. – Куда они падают?/ на дорожку, траву, крышу/. – Что будет, если листик упадёт в лужу? /утонет или нет/? — Предложите ребёнку опустить листик в воду, — почему он не утонул? /он лёгкий/. – как он плывёт? / как кораблик/. Поиграйте с ним в разноцветные кораблики: пёстрые кораблики в луже проплывают, беззаботно листьями ветерок играет…
На улице холодно, почему? /солнышко уже не греет/. Посмотрите в небо, вы увидите стаи улетающих птиц. – Куда они улетают и почему?
Вот и мы с тобой замёрзли, пойдём скорее домой! Там нам будет тепло и уютно. Гуляйте, наблюдайте, проговаривайте свои наблюдения с малышом. Желаю успеха!
Логопед: Гаврилова Л.А.
октябрь 2024 года.
Каким бывает недоразвитие речи?
Начался учебный год. Мы познакомились с детьми, провели
обследование. Рассказывая родителям о результатах, я столкнулась с недопониманием в диагностике:
« Мой сын неглупый ребёнок, а вы сообщаете о каком-то недоразвитии речи…» / высказывание одной из мам/.
РАЗЪЯСНЯЮ: — Что такое недоразвитие речи и каким оно бывает?
ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков. Кроме того, эти дети часто путают звуки С/Ш, З/Ж, Р/Л. Им нужно поставить и закрепить все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ:
Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющими ряд особенностей развития речи:
-
Нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
-
Грамматические ошибки в речи;
-
Нарушение произношения, путаница звуков;
-
Меньший словарный запас, чем у сверстников.
Таким детям нужно научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь. Этим мы и будем заниматься.
Логопед: Гаврилова Л.А.
октябрь, 2024года.
Ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка.
У родителей будущих первоклассников много вопросов. Среди них: готов ли мой ребёнок к школе? Понятие готовности включает в себя многие аспекты и один из них: речь будущего школьника.
Чтобы не сталкиваться с проблемами, влияющими на речевое развитие, хочу обратить внимание на ошибки родителей:
-
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье».
-
Часто родители считают, что ребёнок перерастёт свою патологию, вырастет и всё встанет на свои места, не понимая, что с ребёнком нужна серьёзная коррекционная работа.
-
Нежелание родителей работать над собственными несовершенствами и не торопятся исправлять свои речевые дефекты. Дети подражают родителям и неосознанно перенимают эти недостатки.
-
Ребёнок не приучен разговаривать, общаться, так как родители выматываются, устают на работе и у них не остаётся ни сил, ни времени на общение с ребёнком. Вам проще включить телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошёл его день.
Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Исходя из всего сказанного, обратите внимание, уважаемые родители, на ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, которые помогут ребёнку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. Итак, прежде всего это:
-
Правильная, грамотная речь взрослых.
-
Накапливайте словарь /проговаривайте действия, названия предметов при общении с детьми/.
-
Создавайте ситуации, когда ребёнок должен выразить своё желание словесно.
-
Чётко проговаривайте неправильно сказанные ребёнком слова, акцентируйте его внимание на правильном образце.
-
Создайте благоприятный климат в семье, располагающий к общению всех членов семьи.
-
Организуйте речевую среду, игры, провоцирующих речевую активность детей.
-
Контролируйте свободное время ребёнка, посещайте различные кружки, спортивные секции.
-
Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту, логопеду, при отклонении в развитии речи ребёнка.
Соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но их соблюдение существенно облегчит жизнь и ребёнку и родителям.
Желаю успехов!
Логопед: Гаврилова Л.А сентябрь 2024
Для чего нужны занятия с логопедом?
-
Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им в чём состоит логопедическая работа.
-
Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.
-
Речь является элементом социальной адаптации, снимает ограничения в выборе профессии.
-
Часто родители считают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не всегда так, чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки. Вы несёте ответственность за судьбу своего ребёнка – не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту!
-
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
-
Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку. Большинство речевых нарушений не поддаётся само коррекции.
-
Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.