«Речевое дыхание»
Дыхание – основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.
Наша речь происходит на выдохе. Детям, имеющим ослабленный вдох и выдох тяжелее заговорить, сложнее удерживать темп речи и её громкость. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот; вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Работа над речевым дыханием заключается в следующем: в выработке длительного ротового выдоха; в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы специалистов с ребенком. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают внимание.
Правила при работе над выработкой правильного речевого дыхания: во время дыхания плечи должны быть неподвижны; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться; во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным; говорить только на выдохе.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет запустить речь, а также научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
-
формирование навыков правильного речевого дыхания;
-
укрепление мышц лица и грудной клетки;
-
профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
-
повышение умственной работоспособности детей;
-
нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Январь.
Учитель-логопед Ю. С. Шилович
«Развитие речи и мелкая моторика»
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальцами и кистями.
Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитые отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Именно руководствуясь необходимостью развивать речь ребенка рекомендуется обратить внимание на способность ребенка манипулировать пальцами и кистями.
Значение развития мелкой моторики:
-
Повышает тонус коры головного мозга.
-
Развивает речевые центры коры головного мозга.
-
Стимулирует развитие речи ребенка.
-
Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
-
Способствует улучшению артикуляционной моторики.
-
Развивает чувство ритма и координацию движений.
-
Подготавливает руку к письму.
-
Поднимает настроение ребенка.
Если мы обратимся к историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов. Всё последующее совершенствование речевых навыков также во многом зависит от степени натренированности движений рук.
Занятия по развитию мелкой моторики рук должны проводиться регулярно!
Что использует логопед для развития мелкой моторики?
-
Массаж и самомассаж;
-
Пальчиковая гимнастика;
-
Развитие соотносящих движений (матрешки, пирамидки, вкладыши и тд);
-
Разминание пластилина; нажимание на резиновые мячи – развитие силы рук;
-
Аппликация;
-
Рисование карандашами, красками и фломастерами;
-
Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц;
-
Штриховка и т.п.
Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, а также показывать картинки.
Ноябрь 2024 г.
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях»
Предлагаю вам игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях с использованием подручного материала. Эти игры простые, но в тоже время очень интересные и полезные. Они не требуют особой подготовки и затрат.
Игра с прищепками «Разложим по порядку»
Вам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь».
Смена рук
«Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Игра с крупами «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребенку нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы, цифры). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики, а также развивает фантазию и воображение.
Пальчиковые краски
Иногда детям тяжело рисовать при помощи кисточек, но это не повод отложить рисование. Пусть ребенок сначала сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее рисуйте линии и круги, можно начинать рисовать животных, дома, машины и т.п.
Сортировка мелких предметов
Очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Мороженое
Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами детям и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку.
Наряды для пальчиков
Поставьте перед ребенком контейнер с резинками для волос и предложите по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.
На самом деле, практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. Желаем успехов!
Ноябрь 2024 г.
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Пассивная артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика для детей – это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи (укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе). Артикуляционная гимнастика используется для подготовки органов звукообразования к чистой речи. С этой целью используются различные упражнения для губ, языка, щек, направленные на их укрепление и формирование привычки держать их в правильном положении.
Артикуляционная гимнастика бывает 2 видов: пассивная — взрослый выполняет за ребенка упражнения и активная — ребенок самостоятельно выполняет упражнения.
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
Рекомендации родителям к проведению
пассивной артикуляционной гимнастики:
-
Пассивную гимнастику выполняет взрослый.
-
Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко
подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
-
Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2 раза в день (утром и вечером), медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза, в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Все упражнения делаются аккуратно, чтобы не причинить неприятных ощущений ребенку.
-
Как только становится возможным, пассивную артикуляционную гимнастику заменяют активной.