«Рекомендации родителям неговорящих детей на летний период»
Лето – это время отпусков и детского отдыха, но для родителей детей с нарушениями речи это также важный период, требующий особого внимания. Вот несколько рекомендаций от учителя-логопеда, которые помогут вам поддержать и улучшить речевые навыки вашего ребенка в летний период:
-
Предупредите близких
Если ваш ребенок уезжает на лето к бабушке или другим родственникам, обязательно предупредите их о существующих проблемах с речью и важности логопедических упражнений. Объясните, что регулярные занятия и игры помогут закрепить достигнутые результаты.
-
Повторение – мать учения
Закрепление звуков в речи требует многократного повторения. Чем больше повторений, тем быстрее и качественнее ребенок вводит звуки в свою речь.
-
Обсуждайте и слушайте
Важно не просто говорить с ребенком, а вовлекать его в диалог. Обсуждайте с ребенком различные темы, задавайте вопросы, отвечайте на вопросы, просите показать предметы и явления. Это развивает как активную, так и пассивную речь ребенка.
-
Артикуляционная гимнастика
Продолжайте выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения для дыхания.
Например:
-
Дуть на одуванчики несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.
-
Пускать мыльные пузыри через соломинку.
-
Надувать воздушные шарики.
-
Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губная гармошка.
-
Развитие мелкой и общей моторики
-
Сбор ягод, камушков, пуговиц, бусин.
-
Выкладывание рисунков из камней, шишек, спичек, крупы.
-
Игры с глиной и мокрым песком.
-
Рисование на асфальте разноцветными мелками.
-
Лепка из пластилина и глины, раскрашивание, штриховка.
-
Шнуровка обуви, завязывание шнурков.
Лето – время для накопления положительных эмоций. Проводите больше времени на открытом воздухе, играйте в подвижные игры, читайте вместе книги.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете поддержать и улучшить речевые навыки вашего ребенка в летний период, сделав его отдых не только приятным, но и полезным.
Май
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Чтение сказок для неговорящих детей»
Сказки – это не только увлекательное времяпрепровождение для детей, но и мощный инструмент для развития их речевых навыков. Особенно это важно для неговорящих детей, у которых недостаточно развито слуховое внимание и восприятие.
Почему сказки эффективны?
Русские народные сказки могут стать отличным средством для развития слухового восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти у детей. Они помогают ребенку вовлечься в процесс, развивают его внимание и мотивируют к общению.
Как правильно читать сказки?
-
Сопровождайте рассказ игрой:
При чтении сказки используйте игрушки и предметы, чтобы наглядно показывать действия персонажей. Например, при рассказе о том, как дед посадил репку, можно использовать игрушечную репку и игрушечного деда, чтобы показать процесс посадки и роста.
-
Вовлекайте ребенка в диалог:
По ходу повествования задавайте ребенку вопросы, чтобы он участвовал в рассказе. Например, “Как дед позвал бабку? Баба, иди!” или “Кто стоит за бабкой?” Это помогает ребенку лучше понять сюжет и развивает его речевую активность.
-
Используйте простые инструкции:
Давая ребенку задания, используйте простые и понятные инструкции. Например, попросите его показать, кто первым тянет репку, а кто последним. Это помогает развивать пространственные представления и речь.
-
Эмоционально подкрепляйте повествование:
Ваш эмоциональный настрой и вовлеченность играют важную роль. Проявляйте интерес к рассказу, используйте интонации и жесты, чтобы сделать историю более увлекательной и запоминающейся для ребенка.
Примеры сказок и игр
Сказка “Репка”: Используйте игрушки, чтобы показать, как дед тянет репку, как каждый персонаж присоединяется к нему. Задавайте вопросы: “Кто стоит за бабкой?”, “Кто перед мышкой?”
Сказка “Колобок”: Используйте фигурки персонажей, чтобы разыграть сюжет. Попросите ребенка помочь вам показать историю, подсказывая действия персонажей.
Сказка “Теремок”: Постройте теремок из кубиков или нарисуйте его. Обсуждайте, кто живет в теремке и как меняются события.
Регулярное повторение сказок помогает закрепить новые слова и фразы в памяти ребенка.
После прочтения сказки проговорите сюжет, персонажей и события. Задавайте вопросы, чтобы стимулировать мышление и речь ребенка, отвечайте на вопросы.
Включайте в занятия упражнения для развития артикуляционного аппарата, такие как дуть на одуванчики, пускать мыльные пузыри, надувать шарики.
Чтение сказок для неговорящих детей – это не только способ провести время вместе, но и эффективный метод развития речевых навыков. Используя игровые элементы, диалог и простые инструкции, вы сможете значительно улучшить слуховое восприятие и мотивацию ребенка к общению. Пусть сказки станут вашим помощником в этом важном процессе!
Май
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Логопедические рекомендации для родителей первоклассников»
Правильная речь является ключевым фактором успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче будет даваться освоение чтения и письма. Важно понимать, что письменная речь формируется на основе устной, поэтому ее развитие требует особого внимания.
К первому классу у ребенка должны быть сформированы:
-
Высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память
-
Правильное звукопроизношение
-
Фонематический слух: умение различать звуки на слух
-
Звуковой анализ: способность определять позицию звука в слове
-
Грамматический строй: умение отвечать на вопросы “Кто?”, “Что?”, “Что делает?”, “Какой?”
-
Мелкая моторика рук
-
Пространственная ориентация: различение право-лево
-
Широкий кругозор: знание дней недели, времен года, месяцев
Для формирования красивого почерка рекомендуется:
-
Проводить линии между извилистыми дорожками
-
Обводить контуры с внутренней или внешней стороны
-
Выполнять штриховку и раскрашивание
-
Рисовать по клеточкам
-
Заниматься лепкой
-
Собирать конструктор с мелкими деталями
-
Работать с мозаикой
-
Вырезать ножницами
-
Нанизывать бусинки
-
Перебирать крупы
Важно помнить, что около 5-8% школьников сталкиваются с нарушениями чтения и письма. У мальчиков такие проблемы встречаются в 3-4 раза чаще.
Для развития речевых навыков:
-
Четко проговаривайте окончания слов в своей речи
-
Используйте разнообразные грамматические формы
-
Обращайте внимание на смыслообразующие элементы речи
-
Тренируйте понимание пространственных предлогов
-
Играйте в речевые игры
-
Обсуждайте процесс приготовления пищи
-
Составляйте рассказы о любимых игрушках
Для совершенствования грамматического строя:
-
Играйте в игру “У меня…, а у тебя…”
-
Учите правильно согласовывать числа и роды
-
Обращайте внимание на изменение форм слов
-
Тренируйте правильное употребление предлогов
-
Развивайте умение составлять предложения
Не пугайте ребенка трудностями в школе, будьте терпеливым и внимательным, хвалите за успехи, поддерживайте при неудачах, создавайте благоприятную атмосферу для обучения.
Успешное обучение в школе во многом зависит от речевого развития ребенка. Регулярные занятия, внимание к деталям и последовательность в работе помогут избежать многих проблем в освоении чтения и письма. Ваша любовь, терпение и систематическая работа станут залогом успешного обучения вашего первоклассника.
Апрель
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Влияние отсутствия общения с мамой на речевое развитие детей»
Речь является важнейшим компонентом общения, через который происходит формирование речевых навыков у детей. Эмоционально благоприятная атмосфера и активное взаимодействие с близкими взрослыми, особенно с мамой, создают необходимые условия для развития речи ребенка.
Почему общение с мамой так важно? Первые контакты ребенка происходят именно с ней. Через общение с мамой малыш:
-
Знакомится с окружающим миром
-
Усваивает человеческую речь
-
Осваивает навыки общения
-
Развивает эмоциональную связь
-
Формирует базовые речевые навыки
Отсутствие полноценного общения с мамой может привести к серьезным последствиям: дефицит общения, отсутствие эмоциональной связи, снижение мотивации к речевому общению, замедление общего развития речи, эмоциональная травма, страх общения, задержка речевого развития и т. д.
Характерные особенности при ограниченном общении:
-
Использование мамой 2-3 сотен слов вместо необходимых 4-5 тысяч
-
Отсутствие эмоциональной окраски в речи
-
Неспособность к образному мышлению
-
Редкое проявление эмоций, включая смех
В современном мире появились новые факторы, влияющие на речевое развитие:
-
Чрезмерное увлечение гаджетами
-
Замена живого общения просмотром телевизора
-
Снижение количества совместных игр
-
Уменьшение времени на чтение книг
За последние 20 лет количество речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Это тревожный показатель, свидетельствующий о необходимости пересмотра подходов к организации общения с детьми.
Для полноценного развития речи ребенка необходимо:
-
Обеспечить достаточное количество времени для общения
-
Создавать эмоционально благоприятную атмосферу
-
Читать книги
-
Рисовать
-
Играть с игрушками
-
Наблюдать за природными явлениями
-
Говорить с ребенком правильным, но простым языком
-
Разговаривать медленно и четко
-
Многократно проговаривать обычные ситуации
-
Использовать игры для развития речи
-
Создавать ситуации для речевого общения
-
Поощрять любознательность ребенка
Эмоциональное благополучие и полноценное общение с мамой являются ключевыми факторами успешного речевого развития ребенка. Отсутствие такого общения может привести к серьезным задержкам в развитии речи и общему отставанию в развитии.
Помните, что нельзя откладывать общение с ребенком “на потом”, когда будут сделаны все дела. Найдите время для ежедневного живого общения, и это принесет свои плоды в развитии речи вашего малыша.
Апрель
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Примеры игр народной педагогики для запуска речи неговорящих детей»
В работе по развитию речи вашего малыша особую роль играют игры народной педагогики. Они не только увлекательны, но и максимально эффективны для запуска речи.
Почему народные игры помогают:
-
Создают естественную речевую среду
-
Формируют эмоциональную связь между ребенком и взрослым
-
Развивают фонематический слух
-
Тренируют артикуляционный аппарат
-
Способствуют развитию координации движений
«Ладушки»
-
Стишок:
Ладушки-ладушки, Где были?
У бабушки!
Что ели? Кашку!
Пили? Простоквашку!
-
Действия:
Сядьте напротив ребенка, возьмите его ручки в свои
На каждое слово «ладушки» хлопайте в ладоши
На вопрос «Где были?» поворачивайте ручки ребенка вправо-влево
В конце игры «накормите» ладошки кашкой (поглаживающие движения)
«Сорока-белобока»
-
Стишок:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
-
Действия:
На слова «кашку варила» делайте круговые движения по ладошке ребенка
На «деток кормила» загибайте пальцы
В конце «пригрозите» указательным пальцем
«Коза рогатая»
-
Стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
Забодаю, забодаю!
-
Действия:
Идет коза рогатая За малыми ребятами.
(Приставляем к голове «рожки»)
Ножками — топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)
«Пальчик-пальчик»
-
Стишок:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
-
Действия:
Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком
«Поехали-поехали»
-
Стишок:
Поехали, поехали
В лес за орехами!
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку — бух!
-
Действия:
Посадите ребенка на колени
На «поехали» — плавные движения вперед-назад
На «по кочкам» — небольшие подпрыгивания
На «в ямку» — опускание вниз
Методика проведения игр:
-
Подготовительный этап:
Создайте спокойную, уютную атмосферу
Подготовьте необходимые материалы
Убедитесь, что ребенок здоров и в хорошем настроении
Проводите игры в одно и то же время
-
Основной этап:
Начинайте с простых действий
Постепенно усложняйте задания
Чередуйте разные виды деятельности
Будьте последовательны
Хвалите ребенка даже за минимальные успехи
-
Заключительный этап:
Поощряйте ребенка
Отмечайте успехи
Анализируйте, что получилось, а что нет
Планируйте следующие занятия
Важные правила проведения игр:
Регулярность занятий (ежедневно)
Создание положительного эмоционального фона
Последовательность в усложнении заданий
Чередование разных видов деятельности
Поощрение любых попыток речевой активности
Терпение и настойчивость
Индивидуальный подход
Ожидаемые результаты:
Активизация речевой деятельности
Развитие фонематического слуха
Формирование артикуляционных укладов
Развитие координации движений
Улучшение эмоционального контакта
Расширение словарного запаса
Формирование простых речевых конструкций
Помните: каждый ребенок индивидуален, и прогресс может проявляться по-разному. Важно отмечать даже минимальные успехи.
Март
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
В современном мире сохранение здоровья детей становится одной из главных задач педагогов и родителей. Особенно это важно для детей с нарушениями речи, которые часто имеют ослабленный организм и различные соматические заболевания.
Влияние двигательной активности на развитие речи
Многочисленные исследования подтверждают прямую связь между физической активностью и развитием речи. При активном движении:
-
Улучшается мозговое кровообращение
-
Активизируются психические процессы
-
Повышается работоспособность
-
Укрепляется центральная нервная система
Основные здоровьесберегающие технологии в логопедии
-
Артикуляционная гимнастика
-
Улучшает кровоснабжение речевых органов
-
Повышает подвижность языка и губ
-
Укрепляет мышечную систему
-
Снижает напряжение артикуляционных органов
-
Дыхательная гимнастика
-
Развивает грудную клетку
-
Формирует правильное дыхание
-
Увеличивает силу и длительность выдоха
-
Помогает в коррекции звукопроизношения
-
Гимнастика для глаз
-
Проводится в игровой форме
-
Формирует бережное отношение к зрению
-
Снижает нагрузку на глаза
-
Улучшает зрительное восприятие
-
Развитие мелкой моторики
-
Упражнения с различными материалами (пластилин, крупы, мозаика)
-
Пальчиковые игры
-
Работа с мелкими предметами
-
Графические упражнения
-
Оздоровительные паузы
-
Физминутки в середине занятия
-
Нормализация мышечного тонуса
-
Коррекция позы
-
Развитие координации
Практические рекомендации
-
Чередуйте различные виды деятельности
-
Включайте элементы массажа и самомассажа
-
Используйте разнообразные материалы для развития мелкой моторики
-
Следите за правильной осанкой во время занятий
-
Создавайте позитивную атмосферу на занятиях
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе не только способствует коррекции речевых нарушений, но и укрепляет здоровье детей в целом. Регулярное применение этих технологий помогает сделать занятия более эффективными и интересными, а процесс обучения – более комфортным для ребенка.
Помните, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, поэтому важно уделять внимание как речевым упражнениям, так и физической активности ребенка. Совместные усилия педагогов и родителей помогут достичь наилучших результатов в коррекционной работе и сохранить здоровье детей.
Март
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
Помогаем малышу заговорить: советы учителя-логопеда для родителей
Развитие речи у ребёнка — это важный этап его общего развития. Речь не только помогает детям выражать свои мысли и чувства, но и способствует их социальному взаимодействию и познанию мира. Родители играют ключевую роль в стимулировании речевого развития своего малыша. В этой статье Вы найдёте советы и рекомендации, которые помогут поддержать и ускорить процесс развития речи у ребёнка.
Почему важно стимулировать речевое развитие?
Стимуляция речевого развития важна по нескольким причинам:
-
Улучшение коммуникативных навыков: развитая речь помогает ребёнку лучше понимать окружающих и выражать свои мысли.
-
Повышение уверенности в себе: умение чётко и ясно выражать свои мысли способствует повышению самооценки ребёнка.
-
Подготовка к обучению в школе: хорошо развитая речь облегчает процесс обучения чтению и письму.
Как стимулировать речевое развитие малыша?
-
Говорите с ребёнком как можно больше.
Разговаривайте с малышом во время повседневных занятий: кормления, купания, прогулок. Описывайте свои действия, предметы вокруг, комментируйте происходящее. Это поможет ребёнку обогащать словарный запас и учиться связывать слова с предметами и действиями.
-
Используйте «речевую обстановку».
Создавайте ситуации, в которых ребёнку захочется говорить. Например, задавайте открытые вопросы, которые требуют развёрнутого ответа, а не простого «да» или «нет». Просите ребёнка рассказать о том, что он видит, чувствует, думает.
-
Читайте книги и рассказывайте сказки.
Чтение книг — отличный способ расширить словарный запас ребёнка, познакомить его с новыми словами и понятиями, а также развить слуховое внимание и память. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и простым текстом, чтобы ребёнку было интересно.
-
Пойте песни и разучивайте стихи.
Песни и стихи помогают развивать музыкальный слух, чувство ритма и память. Они также способствуют улучшению дикции и артикуляции. Выбирайте простые и весёлые песни и стихи, которые ребёнку будет легко запомнить.
-
Играйте в речевые игры.
Игры — это эффективный способ стимулировать речевое развитие. Играйте в игры, которые требуют от ребёнка произнесения звуков, слов, фраз. Например, можно играть в «имена животных», «что это?», «найди и назови».
-
Развивайте мелкую моторику.
Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, застёгивание пуговиц), способствуют улучшению координации движений и развитию речевых навыков.
-
Будьте терпеливы и поддерживайте ребёнка.
Помните, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. Не заставляйте ребёнка говорить, если он не готов. Поддерживайте его усилия, хвалите за успехи, даже самые маленькие.
Когда стоит обратиться к логопеду?
В некоторых случаях родители могут заметить, что развитие речи у ребёнка идёт не так быстро, как у сверстников. В таких ситуациях стоит обратиться за консультацией к логопеду. Вот некоторые признаки, которые могут указывать на необходимость консультации специалиста:
-
Ребёнок в возрасте 2–3 лет не произносит ни одного слова.
-
Речь ребёнка трудно понять даже близким людям.
-
Ребёнок пропускает слоги, искажает звуки.
-
У ребёнка проблемы с координацией движений, мелкой моторикой.
Учитель-логопед поможет определить причину проблем с речью и разработать план занятий для их устранения.
Развитие речи — это процесс, который требует времени и усилий. Родители могут значительно помочь своему малышу, создавая благоприятную речевую среду и стимулируя его желание говорить. Следуя советам учителя-логопеда, вы сможете поддержать и ускорить развитие речи у вашего ребёнка.
Февраль
Учитель-логопед Ю. С. Шилович
Игры на развитие речевого дыхания в домашних условиях
Речевое дыхание — это основа чёткой и выразительной речи. Оно помогает регулировать громкость, темп и интонацию высказывания. Развитие речевого дыхания у детей способствует улучшению их речевых навыков, облегчает произношение звуков и слов. Рассмотрим несколько игр, которые помогут развить речевое дыхание в домашних условиях.
Почему развитие речевого дыхания важно для ребёнка? Правильное речевое дыхание обеспечивает достаточное количество воздуха для произнесения слов и фраз, помогает избежать задыхания и запинок. Оно также влияет на дикцию и выразительность речи. Развитие речевого дыхания способствует:
-
запуску речи;
-
улучшению произношения;
-
увеличению объёма лёгких;
-
развитию самоконтроля над дыханием во время речи;
-
повышению уверенности в себе при общении.
Игры для развития речевого дыхания
«Мыльные пузыри»
Один из самых простых и весёлых способов развить речевое дыхание — это игра с мыльными пузырями. Предложите ребёнку дуть на мыльную воду, чтобы создать пузыри. Это упражнение помогает научиться контролировать поток воздуха и силу выдоха.
«Весёлые свечки»
Используйте маленькие свечки (например, чайные) или бумажные полоски, которые можно поджечь и потушить дыханием. Задача ребёнка — дуть на свечку или бумажку так, чтобы пламя колебалось, но не гасло. Это учит длительному и плавному выдоху.
«Пушинка-путешественница»
Возьмите лёгкую пушинку или кусочек ваты и поместите его на стол. Задача ребёнка — дуть на пушинку, чтобы она двигалась по столу, не падая на пол. Это упражнение развивает силу и направление выдоха.
«Подводная лодка»
Для этой игры понадобится стакан с водой и трубочка. Ребёнок должен дуть через трубочку в воду, создавая пузыри. Это помогает научиться контролировать выдох и развивает диафрагмальное дыхание.
«Эхо»
В этой игре ребёнок должен повторять за вами звуки или слова, стараясь делать это как можно более точно и выразительно. Это помогает развивать не только речевое дыхание, но и слуховое внимание, а также умение правильно интонировать.
«Воздушный шарик»
Предложите ребёнку представить, что он держит в руках воздушный шарик и должен его надуть. Задача — произнести звук «пфф» или «сшш», имитируя процесс надувания шарика. Это упражнение помогает развить силу выдоха и контроль над дыханием.
«Воздушный футбол»
Для игры понадобится лёгкий предмет, например, маленький мячик или пушинка, и две небольшие коробки или чашки. Задача ребёнка — «забить гол», дуя на мячик и направляя его в ворота (в одну из коробок). Эта игра помогает развивать силу и точность выдоха.
«Снежинки»
Возьмите лёгкие кусочки бумаги или ваты и предложите ребёнку представить, что это снежинки. Задача — дуть на «снежинки», чтобы они парили в воздухе как можно дольше. Игра способствует развитию силы и продолжительности выдоха.
Советы для родителей
-
Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребёнок получал удовольствие от процесса.
-
Следите за тем, чтобы ребёнок выдыхал через рот.
-
Начинайте с коротких упражнений и постепенно увеличивайте их продолжительность.
-
Хвалите ребёнка за успехи и поддерживайте его интерес к играм.
Развитие речевого дыхания — важный аспект общего развития речевых навыков у детей. Игры, описанные в этой статье, помогут сделать процесс обучения весёлым и увлекательным, а также способствуют улучшению произношения и выразительности речи.
Февраль
Учитель-логопед Ю. С. Шилович
«Речевое дыхание»
Дыхание – основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.
Наша речь происходит на выдохе. Детям, имеющим ослабленный вдох и выдох тяжелее заговорить, сложнее удерживать темп речи и её громкость. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот; вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Работа над речевым дыханием заключается в следующем: в выработке длительного ротового выдоха; в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы специалистов с ребенком. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают внимание.
Правила при работе над выработкой правильного речевого дыхания: во время дыхания плечи должны быть неподвижны; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться; во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; вдох должен быть мягким и коротким, выдох длительным, спокойным и плавным; говорить только на выдохе.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет запустить речь, а также научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
-
формирование навыков правильного речевого дыхания;
-
укрепление мышц лица и грудной клетки;
-
профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
-
повышение умственной работоспособности детей;
-
нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Январь.
Учитель-логопед Ю. С. Шилович
«Развитие речи и мелкая моторика»
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальцами и кистями.
Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитые отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Именно руководствуясь необходимостью развивать речь ребенка рекомендуется обратить внимание на способность ребенка манипулировать пальцами и кистями.
Значение развития мелкой моторики:
-
Повышает тонус коры головного мозга.
-
Развивает речевые центры коры головного мозга.
-
Стимулирует развитие речи ребенка.
-
Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
-
Способствует улучшению артикуляционной моторики.
-
Развивает чувство ритма и координацию движений.
-
Подготавливает руку к письму.
-
Поднимает настроение ребенка.
Если мы обратимся к историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов. Всё последующее совершенствование речевых навыков также во многом зависит от степени натренированности движений рук.
Занятия по развитию мелкой моторики рук должны проводиться регулярно!
Что использует логопед для развития мелкой моторики?
-
Массаж и самомассаж;
-
Пальчиковая гимнастика;
-
Развитие соотносящих движений (матрешки, пирамидки, вкладыши и тд);
-
Разминание пластилина; нажимание на резиновые мячи – развитие силы рук;
-
Аппликация;
-
Рисование карандашами, красками и фломастерами;
-
Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц;
-
Штриховка и т.п.
Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, а также показывать картинки.
Ноябрь 2024 г.
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях»
Предлагаю вам игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях с использованием подручного материала. Эти игры простые, но в тоже время очень интересные и полезные. Они не требуют особой подготовки и затрат.
Игра с прищепками «Разложим по порядку»
Вам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь».
Смена рук
«Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Игра с крупами «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребенку нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы, цифры). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики, а также развивает фантазию и воображение.
Пальчиковые краски
Иногда детям тяжело рисовать при помощи кисточек, но это не повод отложить рисование. Пусть ребенок сначала сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее рисуйте линии и круги, можно начинать рисовать животных, дома, машины и т.п.
Сортировка мелких предметов
Очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала ребенок сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Мороженое
Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами детям и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку.
Наряды для пальчиков
Поставьте перед ребенком контейнер с резинками для волос и предложите по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.
На самом деле, практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. Желаем успехов!
Ноябрь 2024 г.
Учитель-логопед Шилович Ю. С.
«Пассивная артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика для детей – это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи (укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе). Артикуляционная гимнастика используется для подготовки органов звукообразования к чистой речи. С этой целью используются различные упражнения для губ, языка, щек, направленные на их укрепление и формирование привычки держать их в правильном положении.
Артикуляционная гимнастика бывает 2 видов: пассивная — взрослый выполняет за ребенка упражнения и активная — ребенок самостоятельно выполняет упражнения.
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
Рекомендации родителям к проведению
пассивной артикуляционной гимнастики:
-
Пассивную гимнастику выполняет взрослый.
-
Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко
подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
-
Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2 раза в день (утром и вечером), медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3—4 раза, в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка. Все упражнения делаются аккуратно, чтобы не причинить неприятных ощущений ребенку.
-
Как только становится возможным, пассивную артикуляционную гимнастику заменяют активной.