Страница учителя-логопеда Олейник О.В.

Учитель-логопед Олейник О.В.

Образование : высшее РГПУ им. Герцена

Специальность: логопедия

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж 15 лет

Читаем детям 6-7 лет

Сегодня люди читают значительно меньше, чем раньше. Различные электронные носители вытесняют книги. Однако сказки до сих пор пользуются огромным успехом у детей. Ее можно назвать одним из первых представителей устного народного творчества. Она, как человеческая мудрость, передавалась из поколения в поколение. За сказочным вымыслом всегда скрываются реальные проблемы.

 Сказки для подготовительной группы очень важны.

В настоящее время у изучения сказки в подготовительной группе есть несколько целей.

  • Приобщение к миру литературы. Дети учатся сами читать. Уже понимают, нравится ли им или нет, могут сами выделить мораль.

  • Увеличить лексический запас ребёнка.

Список подходящих сказок

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) устанавливает определённые требования и программу, которую дети должны изучить. Существует достаточно большое количество сказок для детей 5- 6 лет. Прежде всего, их стоит разделить на 2 вида: русские народные и зарубежные.

Русские народные:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);

  • «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);

  • «Семь Симеонов — семь работников»;

  • «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

  • Не плюй в колодец — пригодится воды напиться»;

  • «Чудесное яблочко»;

  • «Волк и лиса»;

  • Сказки Маршака;

  • «Бобовое зёрнышко»;

  • «Старик-Годовик», В.Даль;4

  • «12 месяцев»;

  • «Морозко».

Зарубежные:

  • «Айога»;

  • «Каждый свое получил»;

  • «Голубая птица»;

  • «Джек, покоритель великанов», пер. К.Чуковского;

  • «Беляночка и Розочка»;

  • «Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро,

  • «Кот в сапогах»;

  • «Самый красивый наряд на свете»;

  • «Гадкий утенок»;

  • «Дюймовочка»;

  • «Бемби»;

  • «Принцесса, не желавшая играть в куклы»;

  • «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской

  • «Три ржаных колоса»;

  • «Сказка про Джемайму Нырни в лужу»;

  • «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»);

  • М. Эме. «Краски».

Каждую сказку из этой картотеки нужно обсуждать. Каждая из них показывает различные фрагменты из жизни людей. Например, чтение русской былины Алеша попович и Тугарин Змей в подготовительной группе не только знакомит детей с былинами, но и показывает, что нужно быть храбрым и помогать людям. 

7 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ — ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА

Есть множество способов читать: в метро с телефона, с фонариком под одеялом, по слогам в классе. Но один из лучших — читать ребёнку вслух. Преимущества не сразу бросаются в глаза, особенно если вас в 18-й раз просят продекламировать слова чудовища голосом чудовища. Но ученые спешат с утешением: это действительно ценно и для умственного, и социально-эмоционального развития человека.
1. Когнитивные способности
Читать ребёнку — один из наиболее лёгких способов сделать его умнее. В первую очередь дети, которым читают, слышат сложную речь.

  1. Эмпатия, понимание других

    Прелесть книг не только в интеллектуальных переживаниях, но и в эмоциональных. Чтение помогает ребёнку получить опыт, чтение художественной литературы даст сто очков многим специальным техникам. Здесь и специальный лексикон для разговора о чувствах, и поиск себя, и сопереживание другим, с которым в реальной жизни сталкиваться не обязательно.

  2. Образное мышление

    Во время чтения мозг проявляет сильную активность в тех частях, которые связаны с повествовательным пониманием и визуальными образами.

    Если вы рассказываете про единорога, пляшущего на крыше гаража, ребенку нужно включить воображение: представить гараж, понять, где у него крыша, нарисовать мысленно единорога и даже создать некий рисунок его танца. Мозгу есть, отчего прийти в возбуждение.

  3. Социальное развитие, управление вниманием

У детей лучше развивается социально-эмоциональная сфера, потому что они получают некие модели поведения в сложных ситуациях, инструментарий, пусть даже в виде новой лексики, для решения своих задач помогает ребенку контролировать свое поведение.

  1. Улучшение памяти

Слушать, как родитель читает о приключениях, — тяжёлый труд. Потому что важно удерживать в памяти всех плохих персонажей, представляющих опасность, все возможные пути спасения (чтобы подсказать, если что), ну и события предыдущих глав тоже. И этот труд не проходит для ребенка даром.

  1. Снятие стресса

Выяснилось, что спустя уже шесть минут чтения замедляется сердечный ритм и снижается мышечное напряжение. Чтение расслабляет детей гораздо эффективнее, чем прогулки на свежем воздухе или прослушивание любимых композиций.
7. Это приятно

Да, среди всех занятий, которыми мы можем порадовать детей, чтение — одно из самых замечательных. Оно увлекает. Перемещает нас в пространстве и времени. Позволяет останавливаться и общаться, смеяться и грустить, обниматься или стоять на руках. Ну, а кроме того, вы в процессе  работаете живой рекламой чтения.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

  • Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.

  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

На кружке «Грамотейка» мы выполняем такие дыхательные упражнения как «Ветерок», «Сдуй мячик» (дидактическая ига «Воздушное лото»), «Футбол».

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

                                                                             Учитель-логопед Олейник О.В.

Консультация Су-Джок

В каких случаях необходимо обратиться к логопеду

Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Что же должно стать поводом для обращения к специалисту:

— К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
— К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
— К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
— К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
— К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за
взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
— К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
— К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

— К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
— К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
— К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
— В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Comments are closed.