Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

Пусть станет невозможное — возможным! SONY DSC
Пусть станет близким то, что далеко !
И пусть все то, что было очень сложным,
решается красиво и легко!
Мы не врачи и не геологи,
Но сожалений горьких нет.
Мы — логопеды, дефектологи
Коррекционный шлем привет!
Мы с дошколятами работаем,
Им развиваем слух и речь,
Считаем главною заботою:
Здоровье детское беречь.
Волнует нас артикуляция,
Запас словарный, а затем
Нам так важна координация
И различение фонем.
Но мы судьбою не обижены
И скажем прямо, без затей:
«Какое счастье, если слышим мы
Речь полноценную детей!»

Немного о себе:

В образовании 21 год. Долгое время проработала в Детском доме «Родничок» г. Волхова. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось?

Иногда даже самого выносливого родителя охватывает усталость или упадок сил.

  1. Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.

  2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.

  3. Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.

  4. Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.

  5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

  6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.

Ну вот, и усталость прошла, и настроение улучшилось, и ребенок счастлив. 

Успехов Вам, уважаемые родители.

18.01.2021 г.

НОВОГОДНИЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Приближается радостный и долгожданный праздник – Новый год! А вместе с ним и самая интересная и весёлая пора новогодних каникул. Как провести эти дни с пользой для развития ребенка? Позвольте дать вам несколько логопедических новогодних советов.

                Для каждого ребенка новый год начинается тогда, когда в доме появилась ёлочка-красавица. Используйте эти моменты для развития лексико-грамматической стороны речи, обогащения словарного запаса малыша.   Рассмотрите  ёлку и предложите подобрать  как можно больше слов, которые помогут ответить на вопрос: «какая ёлочка?» (пушистая, колючая, высокая, зелёная, пахучая, красивая). Затем можно приступить  к украшению ёлки, что считается главным атрибутом новогоднего  волшебства. Поиграть с ребенком в игру  «Украсим ёлочку». Ёлку наряжаем игрушками и подбираем слова-признаки. Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т.д.). Предложите малышу составить предложения  о елочных игрушках. Дайте образец: — Я возьму блестящий красный шар. Я повешу блестящий красный шар на ёлку. Я возьму две новогодних игрушки. Я украшу новогодними игрушками ёлку.  После того, как елка уже наряжена, спросите у ребенка: — Какими игрушками мы украсили елку? (Мы украсили елку яркими новогодними шарами). Для закрепления согласования числительных с существительными поиграйте в игру «Чего на елке (один, два, три…) много?».

Особое внимание уделите украшенному городу. Посетите главную елку. Обратите внимание ребенка на украшение и убранство ёлки. Прогуляйтесь по центру города. Там все яркое, необычное. Повеселитесь вместе с ребёнком. Не забывайте о безопасности!

Готовясь к Новому году, вы обязательно будете разучивать с ребенком стихи. Не секрет, что у многих детей нарушена звуковая сторона речи, поэтому следует это учитывать при их подборе. Если ребенок не выговаривает звук [р], то не следует использовать стихи, в которых часто встречаются слова с этим звуком. Подбирать необходимо произведения, которые доступны для проговаривания ребенком.

Конечно, можно придумать еще много разных развлечений. Обязательно стоит почитать  детям новогодние, рождественские, истории и сказки. Новогоднее время такое насыщенное и так быстро пролетает. Остаются фотографии, видеосъемки, которые можно  просматривать в течение года. Можно сделать специальный новогодний альбом для малыша – в него  вложить не только фотографии с праздников, но и рисунки ребенка, а также рассказы о праздниках, записанные мамой со слов ребенка. Листая альбом и вспоминая праздничные события, малыш ненавязчиво будет повторять и закреплять новые слова, стихи и песенки.                                   

                                   Счастливого Нового года и Рождества!

24.12.2020 г.

Логопедический массаж запускает речь?

Малыш растет, а речи нет. Год.. второй… Мама начинает переживать: «почему он не говорит? Я же с ним занимаюсь». А малыш произносит несколько слов или вовсе мычит, да пальцем показывает. У мамы паника. Она ищет ответ на свой вопрос  в ИНТЕРНЕТЕ! Что читает? 
⠀ «Это характер такой! Заговорит, когда сам захочет»
⠀»Развивайте мелкую моторику, с крупами играйте — заговорит»
⠀Советов много, а пользы нет.
⠀»Сделайте ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. После него точно заговорит».  

Не «запускает» массаж речь. Эпилепсию может запустить (без грамотного обследования у невролога ДО проведения массажа), а речь — нет. Если только это не ребенок с ДЦП, у которого органы артикуляции почти не двигаются. Но это совсем другая история.

Если у ребенка нет выраженной дизартрии (сильных проблем с тонусом мышц, с моторикой), то никакой массаж ему речь не запустит. Даже если у ребенка есть дизартрия легкой степени, то массаж ему речь не запустит. Не в этом причина. Еще раз: ЛОГОМАССАЖ НЕ ЗАПУСКАЕТ РЕЧЬ.

Массаж могут делать неговорящему ребенку, но только ПО ПОКАЗАНИЯМ и ВМЕСТЕ с логопедическими занятиями. Массаж — не первоочередная необходимость при отсутствии речи и нужен далеко не каждому. Он помогает в КОМПЛЕКСЕ и когда есть потребность. А отдельно, без логозанятий по вызыванию речи – не эффективен.

Для того чтобы неговорящий ребенок заговорил, надо:
⠀1. Обследование у невролога, ЛОРа, сурдолога. Возможно, + психолога, психиатра. Если выявлены какие-то проблемы по медицинской части — лечение.
⠀2. Занятия с логопедом по стимуляции речевой активности, развитию понимания речи, словарного запаса, развитию моторики, дыхания, психических функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.) и др.
⠀3.Занятия с мамой дома.

Упускается какой-то из этих пунктов — хороших результатов не будет. Помогает только комплексная и РЕГУЛЯРНАЯ работа.

Успехов Вам в воспитании детей!

16.12.2020 г.

День матери.

День матери — это один из самых важных, самых трогательных праздников нашей планеты, это праздник вечности. В этот день наши сердца бьются чаще и волнительнее, в этот день четко и ясно ощущается пульс планеты, потому что огромное количество людей одновременно испытывают самые добрые, искренние и нежные чувства, обнимают и целуют самых дорогих на свете женщин – своих Мам. Как замечательно, что есть такой день!

Рассмотрите с ребёнком семейный альбом с фотографиями мамы, бабушки, при этом говорите ласковые слова: добрая, ласковая, заботливая, дорогая, любимая, хорошая, радостная, внимательная.

Помогите малышу рассказать о маме, бабушке: как зовут (имя, отчество полностью), -возраст, -где и кем работает, -какая мама, -почему я ее люблю.

Объясните ребёнку пословицы: При солнышке- тепло, при матери- добро. Лучше нет дружка, чем родная матушка.

Уточните и расширьте знания детей о своей семье: — Кто живёт в Вашей семье? Как зовут членов семьи (полностью)? — Какая у Вас семья? (Дружная, большая, крепкая и т.д) — Кто самый младший, а кто самый старший в Вашей семье? — Что делает мама, (бабушка) по дому? — Чем ты помогаешь маме, (бабушке) дома?

День Матери —  праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать  слова благодарности всем Матерям, которые дарят своим детям любовь и ласку.

Спасибо  Вам, дорогие мамочки!!!

И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети!

Ваш ребенок занимается с логопедом ….

Часто родители считают, что если ребенок  посещает логопедическую группу или кружковые занятия с логопедом,  то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?

Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних рекомендаций , пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все это с ребенком.

Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под  домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

Зачем надо выполнять домашние рекомендации, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?

Давайте разберемся …

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Логопедические  домашние рекомендации — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Каково значение данных рекомендаций?

  • Во-первых, это является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

  • Во-вторых, это имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

  • Домашние рекомендации ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.

  • Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

  • Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.

  • (Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).

  • Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

Уважаемые родители!

Желаю  вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Игры по дороге в детский сад.

Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные или речевые игры можно играть по дороге в детский сад. Для этого не требуется никакого оборудования или пособий. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой провести  эти полчаса пути.  Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся общению и устанавливают доверительные отношения.

Вашему вниманию предлагается несколько примеров словесных игр.

«Что я вижу?» — обогащение словарного запаса.

Описание:

1.вариант — По-очереди называете то, что вас окружает (повторяться нельзя). Например: «Я вижу берёзу, а ты?» — «Я вижу автобус» и т.д.

2.вариант — опишите ребёнку любой предмет, который вам встретиться по дороге, пусть он отгадает, какой предмет вы загадали. Например: «Этот предмет металлический, имеет три цвета — красный, жёлтый, зелёный, помогает водителям и пешеходам» (светофор).

3.вариант — вы начинаете предложение, а ребёнок должен продолжить вашу фразу. Например: «Я вижу зелёную…» (ёлку).

«Чего на улице много» — научит малыша образовывать существительные множественного числа

Описание: по-очереди называете, чего на вашем пути встретилось «много». Например: много деревьев, много машин, много дорожных знаков, много листьев и т.д.

«Из чего сделано?» — научит ребенка быть внимательным к свойствам предметов, обогатить словарный запас.

Описание: предложите ребёнку найти и назвать всё, что сделано из металла (дерева, пластмасса, кирпича и т.д.).

«Звуки в предметах» — игра направлена на развитие фонематического слуха, обогащение словаря.

Описание: предложите ребёнку найти предметы, которые начинаются со звука «А» (автобус, асфальт, аллея, автомобиль и т.д.). Затем можно звук поменять.

«Самое длинное предложение» — подойдёт для ребят более старшего дошкольного возраста.

Описание: предложите любое слово, и попробуйте составить самое длинное предложение с ним. Например: «Я иду домой»; «Мы с мамой идём домой»; «Мы с мамой очень радостные идём домой» и т.д.

Такие простые игры смогут сделать дорогу домой не только интересной, но и полезной.

26.10.2020 г.

«Осень, осень в гости просим…»

Вот и наступила осень. Это время года, несмотря на частую непогоду, можно сделать для ребенка  ярким и запоминающимся. В осеннее время можно придумать много разных интересных  развлечений. В маминых руках сделать  серые осенние  будни яркими и познавательными.

                Не стоит отказываться от прогулок с ребенком даже в непогоду. В нашем городе есть  замечательное, любимое горожанами место для прогулок – это городской парк. Обязательно пройдите по аллеям, послушайте с ребенком шуршание листьев, всмотритесь в небо  и проводите перелетных птиц. Задайте ребенку вопрос: «Почему птицы улетают?». Уточните, что улетают в теплые края только перелетные птицы. Поиграйте с малышом «1,2,..5 – будем птиц с тобой считать».  Считайте уток, скворцов, грачей, ворон, галок, голубей. Рассмотрите небо и снова поиграйте. Подбирайте слова-признаки : небо (какое?) – низкое, хмурое, серое и т.д.  Данные игры способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

В парке растут разнообразные деревья. Назовите части деревьев: ствол, крона, ветки, листья, корни. Рассмотрите вместе с детьми листья разных деревьев. Осенью они очень красивы. У листьев различная форма, цвет, размер. Можно собрать букет из осенних листьев, а можно сплести венок. Листья с деревьев кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Можно провести эксперимент совместно с ребенком: положить лист на ладонь и подуть на него. А как весело бегать по опавшим листьям, загребая ногами, прислушиваться к шуршанию, подбрасывать их вверх. Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать, а у дерева высокий ствол, ветки и листья видны – а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек. В парке детям нравится собирать жёлуди. Из них дома можно сделать разные поделки, тем самым развивая воображение и мелкую моторику.  Сопровождайте прогулку чтением стихов, известных вам с детства.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

Яркой Вам осени, уважаемые родители!

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие».

Галилео Галилей

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше. Когда же необходимо «бить тревогу»?

 Предлагаю обратить внимание на этапы развития речи детей от  1 года до 3 лет.

12 месяцев 
К году  ребенок произносит первые  слова. Он достаточно хорошо знает порядка пяти – восьми  слов  и использует  их в речи
14 месяцев 
Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.
Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом – педиатром и врачом — неврологом.
16 месяцев
 

Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х». 
18 месяцев 
У ребенка в словарном запасе от восьми до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы. 
От 18 до 24 месяцев 
Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»). 
24 месяца 
Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»). 
От 2 до 3 лет 
Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

Внимание: если ребенок  2,5 —  3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу – педиатру и проконсультируйтесь с логопедом. Это может быть ранним признаком задержки развития речи. 

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

            28.09.2020 г.                                     Учитель – логопед : Гафнер В.Ю.

Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов, формирование личности в целом.  Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным  знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. Поэтому большое значение для ребенка и родителей имеет вовремя оказанная помощь специалистов, в частности – логопедов. 

В  нашем детском саду  коррекция нарушений речи осуществляется в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедическими), а также в условиях кружков по коррекции недостатков произношения. В процессе коррекционного обучения  решаются  следующие задачи:

  • устранение фонетико-фонематической недостаточности;

  • формирование элементарных  навыков звукового анализа и синтеза;

  • развитие лексико-грамматических  категорий;

  • развитие связной речи;

  • предупреждение нарушений  письма и чтения.

Уважаемые родители, логопедическая служба детского сада всегда окажет  квалифицированную помощь Вашему ребенку. Будем рады сотрудничеству.

14.09.2020 г.                                                     Учитель-логопед  :   Гафнер В.Ю.

Вот и закончилось лето…Закружившись в последнем танце, желтый кленовый лист тихо опустился на землю. Осень. И кто сказал, что она почти завершает год? Осень – это начало. Начало новым планам, новым встречам, новым знаниям.  Начался новый учебный год. Впереди только самое интересное и увлекательное. Так что же может быть лучше, чем счастливое беззаботное детство и стремление познать  что-то новое, ранее неведомое. Мы поздравляем всех наших воспитанников и родителей  с  Днем Знаний и желаем  успехов и  творческих побед.

 С праздником!

01.09.20 г.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.