Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

Пусть станет невозможное — возможным! SONY DSC
Пусть станет близким то, что далеко !
И пусть все то, что было очень сложным,
решается красиво и легко!
Мы не врачи и не геологи,
Но сожалений горьких нет.
Мы — логопеды, дефектологи
Коррекционный шлем привет!
Мы с дошколятами работаем,
Им развиваем слух и речь,
Считаем главною заботою:
Здоровье детское беречь.
Волнует нас артикуляция,
Запас словарный, а затем
Нам так важна координация
И различение фонем.
Но мы судьбою не обижены
И скажем прямо, без затей:
«Какое счастье, если слышим мы
Речь полноценную детей!»

Немного о себе:

В образовании 21 год. Долгое время проработала в Детском доме «Родничок» г. Волхова. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

Рекомендации логопеда на лето

Уважаемые родители!

  Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.    

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Обязательно играйте летом с детьми в речевые игры!

«Скажи наоборот» (большой – маленький);
 «1, 2 …5 – сосчитать» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
«Один – много» (шар – шары, дом – дома);
«Назови ласково» (птица – птичка, ковер – коврик).

Играем, развивая фонематические процессы:
«Назови первый (последний) звук в слове»;
 «Где спрятался звук» (какой захотите) — в начале? В середине? В конце?
«Я знаю 5 слов со звуком (Р)» / или любым другим/.

Конечно, самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

25.05.2020 г                                      С уважением, учитель-логопед Гафнер В.Ю.

15 мая — Международный день Семьи

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь  из семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Это утверждение никогда не станет избитым. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению, ответственности. Берегите сою семью! С праздником!

Логоудаленка продолжается, а мы знакомимся с новыми звуками (Х) и (ХЬ)

Ваши дети уже уверенно определяют,  что эти звуки согласные и безошибочно могут определить   какой из них твердый, а какой мягкий, и уверенно сказать, что эти звуки  — глухие.  Для поддержания интереса при знакомстве со звуками предлагаю Вам видео.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6956717190079893149&text=звуки%20х%20и%20хь%20видео%20для%20дошкольников&path=wizard&parent-reqid=1589215673527916-1794690707606241168900299-prestable-app-host-sas-web-yp-101&redircnt=1589215692.1

Закрепляем тему «Транспорт».  Что же это такое?  Транспорт – это средства передвижения, которые создал человек для того, чтобы перевозить людей и грузы по воздуху, по воде и по земле.  Транспорт бывает: воздушный, водный ( подводный), и наземный.

Для закрепления всего материала, рекомендуется:

  • Назвать по 3-4 средства каждого вида транспорта.

  • Наклеить или нарисовать картинки со звуками (Х) и (ХЬ) по з картинки на каждую позицию звука. А слов со звуком (ХЬ) в конце – не существует.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ:  МОХ, СМЕХ, ХОМЯК, ХИЖИНА.

И, конечно же, поиграйте с детьми:

Игра: «1, 2 ….5 – транспорт пересчитать»

Игра : « Кто чем управляет»  ( Например: самолетом управляет летчик (пилот) и т.д.)

До новых встреч, уважаемые родители!

12.05.2020 г.

Уважаемые родители!

Логоудаленка для «Почемучек» продолжает свою работу.

Сегодня я  предлагаю Вам с детьми вновь посетить удивительную  Страну Звуков и познакомить ребят со звуками (Г) и (ГЬ). Ваши дети уже уверенно определяют,  что эти звуки согласные и безошибочно могут определить   какой из них твердый,  а какой мягкий, и уверенно сказать, что эти звуки  — звонкие.  Для поддержания интереса при знакомстве со звуками предлагаю Вам онлайн – игру.

ИГРАЕМ ТОЛЬКО ЗО ЗВУКАМИ (Г) И (ГЬ)- звуки (д) и (дь) – пропускаем.

http://uchisrazlichatzvukig-d.blogspot.com

Рекомендации по играм – на первом слайде.

Также продолжаем закреплять тему «Транспорт». И сегодня знакомим детей с наземным транспортом, а поможет вам данная презентация:

https://vk.com/doc487371783_544279686?hash=1f35c651016683e5e0&dl=3ce1d0e31b1181e48b

На последнем слайде вы увидите рекомендации по играм.

Для закрепления всего материала, рекомендуется:

  • Нарисовать или наклеить по 2-3 картинки  наземного, железнодорожного, специального транспорта. Повторить название и назначение.

  • Наклеить или нарисовать картинки со звуками (Г) и (ГЬ) по з картинки на каждую позицию звука.  ВНИМАНИЕ: слов со звуками (Г) и (ГЬ)  в конце – НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

  • ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ:  МАШИНА, ВАГОН, ТАКСИ.

До новых встреч, уважаемые родители!

28.04.20 г.

Уважаемые родители! Логоудаленка для «Почемучек» продолжает свою работу.

Сегодня я  предлагаю Вам с детьми посетить удивительную  Страну Звуков и познакомить ребят со звуками (К) и (КЬ). Ваши дети уже уверенно определяют,  что эти звуки согласные и безошибочно могут определить   какой из них твердый , а какой мягкий, и уверенно сказать, что эти звуки  — глухие.  Для поддержания интереса при знакомстве со звуками предлагаю Вам онлайн – игру.

http://zvukikk.blogspot.com/

Подробная инструкция с заданиями есть  на этой страничке в разделе «Логопедическая работа со звуком (К) и (КЬ)»

Также продолжаем закреплять тему «Воздушный и водный транспорт», а поможет вам данная презентация

https://vk.com/doc487371783_544627074?hash=d11a367b3be05a8fa9&dl=721224c87e582e5bf8

И еще немного просто поиграем, развивая память, внимание и пополняя словарь словами с противоположным значением.

В этой игре необходимо открыть «парочки», когда  «парочка» откроется, можно продолжить игру далее, пока не откроется все поле.

https://p.testix.me/8eacf945d3/523870e67a/

Открыть ссылки можно кликнув правой клавишей мышки – открыть гиперссылку.

Для закрепления всего материала, рекомендуется:

  • Нарисовать или наклеить по 2-3 картинки воздушного и  и водного транспорта. Повторить название и назначение.

  • Наклеить или нарисовать картинки со звуками (К) и (КЬ) по з картинки на каждую позицию звука. ВНИМАНИЕ: слов со звуком (КЬ)  в конце – НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

До новых встреч, уважаемые родители.

21.04.2020 г.

Уважаемые родители, мы продолжаем… И знакомим детей  с различными видами транспорта. А начнем мы с водного и воздушного транспорта.

Вместе с детьми мы проследите  историю развития водного транспорта: от плота к лод­ке, затем к парусным кораблям, к гребным судам (галерам), от парохода к теплоходу, затем к судам на подводных крыльях и к подводным лодкам. Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, рекомендую вам пройти по ссылкам:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5660789488330817062&text=история%20появления%20водный%20и%20воздушный%20транспорт%20видео%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1586792334676794-1588938548116803043200324-production-app-host-sas-web-yp-164&redircnt=1586792835.1

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17039632649210383332&text=история+появления+водный+и+воздушный+транспорт+видео+для+детей&path=wizard&parent-reqid=1586792334676794-1588938548116803043200324-production-app-host-sas-web-yp-164&redircnt=1586792835.1

А также проследите историю развития воздушного транспорта.  А помогут Вам развивающие видео.

https://yandex.ru/video/preview/

https://yandex.ru/video/preview/

А также поиграйте с детьми:

Игра «Один – много»

реактивный самолет — …

подводный корабль — …

деревянная лодка– …

мудрый капитан — …

внимательный  пилот— …

умелый летчик — …

Игра : « 1, 2 …5 – сосчитать»

Считаем, корабли, лодки, летчиков, вертолеты, самолеты и т.д.

Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать первый и последний звук в словах:

«ВЕРТОЛЕТ», «САМОЛЕТ», «ПАРУСНИК», «ЛОДКА», «ПАССАЖИР», «ПАРОХОД», «КАПИТАН», «МОРЯК», «ЛЕТЧИК».

Звуковой разбор слов : ЛОДКА, ПАРУС, МОРЯК, КАПИТАН.

Жду Ваших фоторабот  на почту или вКонтакте.

13.04.20 г.

Логоудаленка  для «Почемучек».

Дорогие мои «Почемучки», продолжаем заниматься дома!!! Карантин – не повод расслабляться, тем более, что вокруг столько всего неизвестного, интересного и удивительного.

Сегодня я предлагаю Вам отправиться в Космическое путешествие. Расскажите  детям о Космосе, о первых космонавтах, о том, как животные помогали исследовать неведомые миры.  Объясните детям смысл незнакомых слов: комета, планета,  звезда, космический корабль, скафандр, космическая станция. А помогут Вам  развивающие видео для дошкольников.

https://www.youtube.com/watch?v=mHcmAJzjjTc

https://www.youtube.com/watch?v=HPdn3R36rAQ

https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM

А как  объяснить ребенку, почему день сменяется ночью, почему после зимы наступает весна. Проведите занимательные опыты. Это не только очень интересно, но и познавательно.

Картотека опытов – по ссылочке. Выберите те, которые наиболее интересны  Вашему ребенку.

https://vk.com/doc67443860_459348379?hash=a34ae7eea6c376e229&dl=34dfbb8c68bf239ae9

Не забудьте потренировать графические навыки и умения. Используйте раскраски и обводки.

Перейдите по ссылкам, распечатайте и предложите ребенку. После того как он выполнит графическое задание, побеседуйте с ребенком. Попросите рассказать, что он видит на рисунке. Тем самым Вы поймете, что ребенок запомнил нового, какие  «космические» слова появились в его лексиконе.

https://raskrasil.com/raskraski-kosmos-raspechatat-mozhno-besplatno/

И, конечно, не забудьте о звуковом анализе слов.

ЛУНА, МАРС, ЗЕМЛЯ, РАКЕТА.

Звуковой анализ дети выполняют в домашних тетрадях. Для проверки, пришлите фото в личные сообщения мне  Вконтакте или  на электронную почту viktoriya.gafner@mail.ru

Жду Ваших фото.  Берегите себя и своих близких.

С уважением, Виктория Юрьевна.

09.04.2020 г.

Проведем время с пользой.

Прежде всего, я обращаюсь к родителям группы «Почемучки», но и всем остальным, я думаю, эта статья будет не только интересна, но и полезна.  К большому сожалению, наш учебный процесс прерван. Вы с детьми находитесь в условиях самоизоляции. Как же организовать жизнь в новых и совсем непривычных условиях? Как сделать так, чтобы дети не утратили приобретенные на занятиях навыки и знания? Сейчас главная задача родителей и других взрослых  – это сохранить и поддержать здоровье детей, но  и  НЕ потерять свое. Для ребенка любого возраста карантин – стресс: НЕ общаться со сверстниками, НЕ гулять на детской площадке, НЕ ходить в детский сад, спортивную секцию, в кружки. Неудивительно, если ребенок будет «бегать по потолку». Постарайтесь каждый день предлагать разные виды деятельности своим детям. Так никто не заскучает и не загрустит!

На карантине самое время заняться развитием мелкой моторики и  творчеством.

В интернете великое множество видеоуроков по рисованию, где рассказывают и показывают, как нарисовать тот или иной рисунок, демонстрируют как смешивать краски, как работать кистью или карандашами. Уроки подбираются в зависимости от возраста ребенка и от уровня рисования: более сложные или более простые. Не забывайте про раскраски, штриховки. Это могут быть покупные тетради и альбомы для раскрашивания, либо распечатанные рисунки. А рисование по клеточкам. Это не только очень интересно, но и развивает внимание ребенка, счет, пространственное мышление и фантазию. Очень полезна для развития пальцевой моторики лепка из пластилина, глины, соленого теста. Детям можно включать пошаговые онлайн-уроки лепки из пластилина или даже глины, если у вас есть такая дома. А можно приготовить соленое тесто, из которого также можно лепить фигурки.

Не забывайте и об автоматизации звуков.

Старайтесь ежедневно повторять те упражнения, которые записаны в домашних тетрадях у детей. А чтобы занятия не были скучными, я предлагаю Вам несколько полезных ссылок. Для того чтобы использовать все возможности материалов, их необходимо скачать: в презентациях запустить «Показ слайдов» (все действия происходят по «щелчку» мыши), а документы необходимо распечатать. Перед тем как использовать презентацию заранее посмотрите и разберитесь сами, где что нажимается, кто как двигается. Если будут вопросы — задавайте в личных сообщениях.

Успехов Вам  и здоровья!

05 апреля 2020 г.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Весна! Самое волшебное и удивительное время года! Холод и морозы остались позади, а солнышко, наконец, начинает радовать нас своим теплом. Дни становятся длиннее, поэтому можно проводить с ребенком на улице больше времени (это очень полезно для растущего организма). Если для взрослого смена времен года – обычное явление, то для ребенка – это удивительное, завораживающее зрелище.

Ну, что ж, гуляем весной и развиваем ребенка.

Обязательно обращайте внимание во время прогулок на изменения природы. Во время весенней прогулки у Вашего ребенка:

  • пополнится словарный запас;

  • обогатятся знания об окружающем мире;

  • разовьется наблюдательность, любознательность, интерес к живой природе;

  • он научится видеть красоту в обычных вещах;

  • разовьет аналитические способности (научится сравнивать, анализировать и структурировать информацию).

Обратите внимание ребенка на то, что день стал длиннее, что появились первые весенние цветы – первоцветы. Объясните малышу,  почему их так называют: первоцветы, подснежники. В парке можно понаблюдать за деревьями. Обратите внимание ребенка на то, как набухают почки, как появляются первые, нежные листочки. Прислушайтесь к щебету птиц, как радостно они поют:  « Ура! Весна пришла!». Понаблюдайте за грачами, чайками, скворцами. Подойдите к реке, ведь сейчас время ледохода. И если у Вас появится такая возможность наблюдать это явление «вживую»,  не пропустите это удивительное зрелище.  Обязательно задавайте ребенку вопросы во время прогулки:

  • Весной небо какое? (голубое, чистое, прозрачное…)

  • Весной солнце какое? (яркое, пригревающее…)

  • Весной ручьи какие? ( звонкие, холодные…)

  • Весной ручьи что делают? ( звенят, журчат…) и т.д.

Вернувшись домой, попросите ребенка отразить свои впечатления в творчестве.  Например, нарисуйте вместе с малышом весеннюю картину.

Теперь Вы знаете, как  превратить обычную прогулку в интересное увлекательное весеннее путешествие. Присмотритесь внимательнее к миру вокруг: его цветам, звукам, запахам, тем самым Вы поможете своему ребенку полюбить природу и научиться ежедневно совершать маленькие открытия.

23.03.2020 г.

Уважаемые папы и дедушки!

Накануне замечательного весеннего праздника 8 Марта, хочется, чтобы эти простые задания выполнили именно Вы.

Побеседуйте с ребенком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин. Пополните  словарь ребенка такими простыми словосочетаниями: мамин день, мамин праздник, поздравить маму, бабушку, сестренку. Спросите у ребенка, как можно ласково обратиться к маме, бабушке ( мамуля, бабуля, мамочка…). Подберите как можно больше слов, которые характеризуют бабушку, маму, сестренку (добрая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, хозяйственная и т.д.). Мамы и бабушки выполняют много работы по дому. Попросите ребенка вспомнить, что они делают (убирают, готовят, гладят, стирают и т.д.). Попросите малыша рассказать о том, как он помогал маме или бабушке по хозяйству. Покажите ребенку семейный альбом, рассмотрите фотографии мамы, бабушки, а потом предложите нарисовать их портрет. Напомните малышу, кем работает мама, бабушка, а также прочтите стихотворение Маршака С.Я. «А что у вас?». Обсудите с ребенком женские профессии. Ну, и, конечно же, ничто так не дорого, как подарок, сделанный руками родного человечка. Предложите малышу собрать для мамы бусы, но не из драгоценных камней и бриллиантов, а из макарон. Их можно раскрасить лаком для ногтей или гуашью и торжественно вручить в праздничный день.

Желаю удачи в воспитании детей, и пусть они приносят Вам только радость!

03.03.2020 г.

23 февраля — День Защитника Отечества, день рождения Армии России!

Поздравляем всех Защитников Отечества и их близких. Радуемся вместе длинным выходным и проводим их с пользой для развития детей.

Этот праздник — замечательный повод перелистать с ребенком семейный альбом, УЗНАТЬ о папах, дедушках, братьях, служивших в армии, о профессии военных и полицейских; примерить фуражку, рассмотреть награды, погоны, значки. Хорошо пересмотреть мультфильмы, книги о богатырях и ратных подвигах предков. Чем еще можно заняться с ребенком заботливым родителям?

ЗАДАТЬ «хитрые» вопросы, которые научат ребенка думать : У кого, у чего бывает «граница»? — … у терпения, у страны, у области, у рисунка… «Батарея» – у артиллериста, у комнаты, …

Что значат выражения: Тяжело в ученье — легко в бою; стоять стеной? Сравнить значение слов: Горящий танк – горящие глаза; тяжелая битва – тяжелая сумка; слова брани – поле брани; бьется отряд – бьется птица – бьется посуда… И, конечно же, можно поиграть.

Например:

«1, 2…5 -пересчитать (можно считать солдат, матросов, пушки, танки и т.д.)

«Кто служит в Армии?» : танком управляет – танкист, из пушки стреляет – артиллерист, границу охраняет – пограничник и т.д.

Посмотрите с ребенком по телевидению военный парад. Обратите внимание ребенка на людей в форме, на их особую выправку, красивую форму. Объясните ребенку, какая почетная и важная эта профессия – Родину защищать.

20.02.2020 г.

Что делать, если у ребенка укорочена подъязычная  связка (уздечка)?

Подъязычная уздечка — любимица логопедов.

Данную связку  – подъязычную, знают практически все, а вот разглядеть её во рту крохи бывает не так-то просто! Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Во-первых, ребёнок вряд ли это потерпит, а во-вторых, можно серьезно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся использовать маленькие хитрости.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко, а у тебя?»

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?»

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!»- с хитрым видом говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время

Укороченная уздечка( менее 1,5 см.) ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р, Ш и Ж.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением, но его необходимо принимать  обдуманно и вместе со специалистами.

12.02.2020 г.

Уважаемые родители, мы продолжаем начатый разговор о том, как в домашних условиях заниматься с ребенком развитием  артикуляторной (языковой) моторики. 

Упражнения для языка с водой   «Не расплескай воду».

  1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

    2. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз. 

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • Попросите ребенка сжать  чупа-чупс губами и попробовать его удержать 5 — 10  секунд. Удерживая чупа-чупс  губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху  — вниз, затем из стороны в сторону.

  •  Приоткрыть рот, губы растянуты  в улыбке, сделать  чашечку, положить в чашечку чупа-чупс и попробовать удержать леденец только языком.

  •  Поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

  •  Двигать  леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения упражнений  Вы увидите, как вначале наблюдается напряженность движений артикуляционных органов. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и непринужденными, а вместе с тем и координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Проявите фантазию и превратите артикуляционные упражнения в игру.

Успехов Вам, уважаемые родители!

20.01.2020 г.

«Научим язычок трудиться»

Звуки  речи  образуются  в  результате  сложного  комплекса  движений  артикуляционных органов.  Мы  правильно  произносим  различные  звуки,  как  изолированно,  так  и  в  речевом потоке,  благодаря  силе,  хорошей  подвижности  и  дифференцированной  работе  органов артикуляционного  аппарата.  Таким  образом,  произношение  звуков  речи  —  это  сложный двигательный навык.
          Артикуляция  связана  с  работой  многочисленных  мышц,  в  том  числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов  дыхания  (гортань,  трахея,  бронхи,  легкие,  диафрагма,  межреберные  мышцы).  Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения,  направленные на развитие многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Уважаемые родители! Общаясь с вами, я очень часто слышу вопрос «Что мы можем сделать дома для того, чтобы у ребенка формировалось правильное произношение?»

Вашему вниманию предлагается цикл статей, содержание которых направлено на то, как развивать артикуляционную моторику в домашних условиях.

Упражнения с шариком.

(Автор данной методики С.В. Коновалова)

Диаметр шарика 2 — 3 см (можно использовать шарики от погремушек), длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо — влево.

  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

  4. Крутить шарик «лакательными» движениями языка.

  5. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».

  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Внимание!!! Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого  занятия  тщательно  промывать  теплой  водой  с  детским  мылом  и  просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

13.01.2020  г.

Скоро, скоро Новый год!!!

Кто из нас не знает что такое Новый год? Это праздник! Хороводы у ёлки, Дед Мороз, Снегурочка. Сейчас самое время подумать о том, как встретить праздник, чтобы у детей остались яркие воспоминания. Новый год, Рождество, Старый Новый год — они расположены так близко, много выходных, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными, ведь Новый год  это самый волшебный праздник в году. Уже в  начале декабря начинайте готовить  малыша к празднику. Почитайте ребенку сказки, стихи про Деда Мороза и Снегурочку. Побеседуйте с ним. Расскажите доступными простыми словами о Новом годе. Если у Вас есть возможность выехать с детьми в Санкт-Петербург в декабре, то  во многих крупных магазинах можно  встретить Деда Мороза — аниматора, который всех поздравляет, играет с детьми и дарит подарки. Не упустите эту возможность! Покажите ребенку Деда Мороза! Расскажите, во что он одет, что он делает. Совсем не обязательно вашему ребенку  читать Деду Морозу стихотворение и вставать с ним в хоровод, просто создайте у ребенка добрый, понятный образ Дедушки. 

Дети после 3 лет уже готовят к празднику танцы, учат песни и, конечно, разучивают  стихи. Всем родителям очень хочется услышать, как его ребенок читает стихотворение Дедушке Морозу. И вот наступает звездный час. Ребенок выходит  и  молчит. И как бы ему не подсказывали родители, воспитатели, дети — он молчит. Родители расстроены и не понимают, как ребенок мог забыть, ведь дома он всё знал назубок! Всему есть простое объяснение — ребенок  оказывается  в центре внимания, новая обстановка, большое количество людей, а  результате этого теряется и забывает свое стихотворение или роль в сценке. Не надо ругать ребенка! Скажите ему, что в следующий раз у него все получится! 

С наступающим Новым годом!  Успехов Вам, уважаемые родители!

17.12.2019 г.

«ПОЧЕМУ МЫ ХОДИМ К ЛОГОПЕДУ ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ, А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ?»
«КАК ДОЛГО НАМ ЕЩЕ ХОДИТЬ К ЛОГОПЕДУ?» 
«КАКИЕ ГАРАНТИИ? КОГДА МЫ ЗАГОВОРИМ?» 

Это, как бы, не самые основные вопросы, которые волнуют всех родителей, чьи дети требуют логопедической помощи, но всяком случае, я их слышу очень часто. 

Дать точный ответ на эти вопросы не сможет ни один, даже самый  опытный логопед. Наберитесь терпения и прочитайте это длинное наставление, и я думаю,  вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы. Постараюсь максимально раскрыть эту тему и донести до Вас все,  как есть на самом деле. 

К сожалению, нет волшебной таблеточки, чудо кнопочки, чудо укольчиков, которые исправят все в один миг, за несколько занятий или даже за месяц.  Но я, все- таки, попытаюсь объяснить, почему коррекционная работа занимает определенное время и от чего зависит ее эффективность. 

Первое, и на мой взгляд, очень важно — это СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА, РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ. Если у родителей нет четкого понимания и стремления заниматься ребенком, то возложить всё на плечи одного логопеда, будет крайне не правильным и, тем более, не эффективным. 

Начнем по пунктам: 

1. АДАПТАЦИЯ. 
Итак, осознав, что у вашего  ребенка есть речевые проблемы, вы обратились к логопеду и привели на занятие. И вот тут самое время вспомнить о том, что у каждого ребенка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности. Дети могут быть скованны, стеснительны, замкнуты, элементарная боязнь незнакомых людей — все это требует определенного времени на адаптацию, ребенка надо расположить к занятиям и к себе. 

2. МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА. 
Коррекция проходит быстрее и успешнее, если ребенок сам хочет избавится от проблем с речью. Очень часто ситуация, когда родители понимают малыша с молчаливого полу взгляда,  приводит к тому, что у ребенка нет необходимости в речи, его и так все понимают, зачем еще напрягаться и заниматься. 

3. РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЙ. 
Сразу хочу задать вопрос — можно ли приобрести стройную фигуру или накачать пресс за один  или два похода в спортивный зал? Вряд ли. Тут, тоже самое,   невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за 1,2 занятия. 
Занятия у логопеда проходят в форме игр, и, тем не менее,  это обучение, то есть это получение знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому если занятия не имеют системности, то  данные навыки и умения теряются, что делает походы к логопеду бессмысленными. 

4.УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ. 
Коррекция речевых проблем – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса, новой привычки говорить, которая обязательно должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем дома. Если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, то работа даже самого опытного и блистательного логопеда не даст результатов. 

Очень часто родители не совсем адекватно относятся к речевым проблемам у ребенка. Я разделяю их на две категории. Одни говорят: «А само пройдет, у нас дядя, тетя, брат, сестра поздно заговорили и наш заговорит к школе». Вторые говорят: «Нам уже годик, а мы еще не рассказываем стихи». Очень важно не впадать в крайности и найти золотую середину адекватной оценки ситуации. В любом случае такие диагнозы как  ОНР, ФНР, ФФНР, ЗРР, АЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, ДИСЛАЛИЯ — это не приговор, и если вовремя оказать ребенку комплексную помощь специалистов,  результат всегда будет. Просто наберитесь сил и терпения, тогда все обязательно получится.

09.12.19 г.

12 ноября в семейном клубе «Первая ступенька» мы встретились с родителями и будущими дошколятами. Конечно, родителей интересовали  ответы на  вопросы: «Когда мой ребенок заговорит?» и  «Как разговорить молчуна?». Именно этому и была посвящена наша встреча. Не  только  мамы с интересом рассматривали пособия по развитию речи, но и детишки, и даже папы

Оказывается, чтобы разговорить ребенка, не требуется больших материальных вложений, а все можно найти дома. Это и кухонные принадлежности, и  обычная бумага, и трубочки для коктейля, и ленты, шнурки, да и многое другое. Встреча прошла интересно и плодотворно. В заключение  мамы с малышами изготовили пособие для развития дыхания «Веселый человечек». А затем с увлечением опробовали его в действии.

Предлагаю Вам мастер-класс по изготовлению данного пособия. На собственном опыте мы убедились, что изготовление займет у Вас не более 10 минут. Итак: вам понадобится бумажный стакан, резиновая перчатка, маркер, коктейльная трубочка и бумажный скотч.  Нарисуем  на одной стороне перчатки маркером забавную рожицу, затем наденем перчатку на стакан, если есть необходимость, можно закрепить основание перчатки скотчем. Далее , вставьте коктейльную трубочку в отверстие, проделанное в донце стакана и закрепите ее скотчем. Все пособие готово! Заправьте перчатку внутрь стакана и попросите ребенка подуть в трубочку.

Успехов Вам, уважаемые родители!

25.11.19 г.

Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.

С развитием компьютерных технологий,  печатный текст прочно вошел в жизнь людей. Но навык письма все еще необходим для жизни. В некоторых странах от него отказались. В Финляндии и Швеции уже набрали классы, в которых дети не учились писать. Но в итоге удалось выяснить, что это привело к ряду  больших проблем. Если ребенок привык  неправильно  удерживать карандаш, ручку, ложку  в руке, то у него происходит задержка  активизации  центра  Брока, который отвечает за формирование процесса  чтения.

Многие родители даже не замечают, что ребенок при рисовании или штриховке  неправильно держит карандаш, а во время еды неправильно держит ложку. Является ли это проблемой?  Однозначно: «ДА». Что влияет на формирование правильного захвата? Как научить ребенка правильно держать карандаш? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье.

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват карандаша  может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш, поэтому дошкольник будет быстро уставать, когда рисует.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Для того чтобы научить ребенка правильно держать карандаш, нужно обратить его внимание на то, как должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то карандаш  должен  лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется.

7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш.

  1. Хорошим способом формирования правильного захвата, является рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

  2. Метание дротиков в игре дартс. Предложите ребенку представить, что карандаш – это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги.

  3. Нарисуйте на среднем пальце малыша точку, которой должен касаться карандаш. Такую же метку можно поставить на карандаше (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).

  4. Метод салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат карандаш.

  5. Прикрепить карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается взять сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и доставлять дискомфорт.

  6. Карандаш — тренажер. Эти карандаши имеют трехгранную форму и отличаются небольшим весом, что позволяет ребенку быстро усвоить правильный захват.

  7. В канцелярских магазинах также можно найти специальные насадки на ручки и карандаши с выемками для пальцев. Такие насадки имеют забавную форму и очень нравятся детям. Существуют насадки для левшей и для правшей.

Научить ребенка правильно держать ручку можно разными способами. Каждый из них имеет свои особенности. Иногда нужно перепробовать все, чтобы понять, какой больше всего подходит Вашему малышу.

Успехов Вам в воспитании и развитии детей.

06.11.2019 г.

Кажется, совсем немного времени прошло с начала учебного года, а многие дети уже могут порадовать родителей тем, что уже научились произносить «трудные» звуки. «Когда же мой ребенок заговорит чисто?» — спрашивают многие родители.

Автоматизация звука — это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения.

Что же делать? Как помочь ребенку дома? Вот несколько советов по закреплению правильного произношения поставленных звуков.

  1. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

  2. При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному. Именно в такой последовательности дает задания логопед. Не требуйте от ребенка выполнить невозможное.

  3. Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

  4. Занимайтесь с ребенком систематически, ежедневно по 15-20 минут.

  5. Исправляйте дефектное произношение поставленных звуков в повседневной речи.

Только общими усилиями мы поможем ребенку освоить произношение «трудных звуков». Успехов Вам, уважаемые родители.

25.10.19 г.

Осень — единственное время года, которое учит. (Эльчин Сафарли)

У кого-то эта пора ассоциируется с наступающими холодами, плохой погодой и надоедливыми дождями. А для кого-то это же время ассоциируется с теплым светом заходящего солнца, уютными домашними вечерами и коврами из разноцветных листьев в парках. Как здорово прогуляться с ребенком по парку, пошуршать опавшей листвой, понаблюдать за птицами. Но погода не всегда располагает к прогулкам, а сидеть дома без дела, дети не умеют.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось, а на кухне ждет своей очереди приготовление обеда или ужина? Рекомендую “поиграть на кухне”! Ведь кухня – это не только место для приготовления пищи, но и отличная школа, где ребёнок может приобрести полезные навыки, знания. 

1 Игра «Вспоминай-ка»: попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что Вам пригодятся для приготовления борща, и в каком порядке овощи будете закладывать в кастрюлю. А затем спросите: что делали сначала, а что потом.

2. Игра «Какой – какая — какое?»: Попросите сына или дочь вспомнить, какие еще овощи, кроме тех, что Вы купили. Знает ли их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» — вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д.

3.Игра «Найди 3 (5, 7) отличия»: попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства и различия, при этом обращайте внимание малыша на основные признаки различия ( цвет, размер, форму и т. д.).

4.Игра «Подбери слово»: попросите ребенка вспомнить только те овощи (фрукты, посуду), в названии которых встречается, например, звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Или: мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.

Вот видите, заинтересовать ребёнка – совсем не трудно!

Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. 

Успехов Вам, уважаемые родители!

10.10.2019 г.

Little girl helps to make a dinner

Уважаемые родители, сегодня мне хочется затронуть тему формирования длительного выдоха у детей. Всем известно, что наша речь образуется на выдохе, поэтому важной составляющей эффективной работы логопеда является развитие у малышей сильного, направленного и длительного выдоха. В арсенале у каждого специалиста найдется  огромное количество специальных упражнений, направленных на обучение этим умениям, а что же можете сделать для этого  вы, родители, находясь дома? Предлагаю подборку  веселых игр для формирования длительного выдоха, в которые можно играть с ребенком дома.

«Чей пароход лучше гудит?»

Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?»  А затем погудите вместе.

Игра «Колобок»

Играть может несколько человек.  На столе поролоновый «колобок». Перекатывать друг другу колобок.

«Прокати карандаш».

Взрослый предлагает ребенку присесть на корточки около стола (рот на уровне стола ), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется карандаш и гранями.

«Забей мяч в ворота».

На стол – противоположный от ребенка край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Ребенок дует  на ватные шарики – мячи так, чтобы попасть в ворота.

Успехов Вам, уважаемые родители.

23 сентября  2019 г.

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал  чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не касается Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и малопонятна, ребенок неправильно произносит звуки (шепелявит, картавит).

Трудности при обучении чтению и формировании навыка письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Заикание — традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.  Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому, если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия, к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.

Успехов Вам, уважаемые родители!

16.09.19 г.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.