«Никакая другая способность, которой может обладать человек не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.»
Ч. Делью
Немного о себе:
В образовании 26 год. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.
«Чтобы лето не прошло даром».
Наступило лето – пора отпусков, детского отдыха. Учебный год закончился, и теперь самое главное, чтобы дети отдохнули, набрались сил, окрепли. Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Родителям детей, которые занимались с логопедом , и летом нельзя забывать о том, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Если вашему ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом.
Не стоит забывать и о книгах. Ежедневно старайтесь читать ребенку, а после, попросите малыша пересказать услышанное и порассуждать о поступках героев. Тем самым, связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
-
Выдувать мыльные пузыри через соломинку
-
Надувать воздушные шарики;
-
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
-
Дуть на детские вертушки.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
-
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
-
Собирать, перебирать ягоды;
-
Помогать взрослому полоть грядки;
-
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
-
Играть с глиной, мокрым песком;
-
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
-
Собирать мозаику, пазлы, конструировать;
-
Перебирать крупы;
-
Раскрашивать и рисовать цветными карандашами;
-
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
-
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
-
Плести из бисера;
-
Лепить из пластилина, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
-
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
-
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
-
Слизывать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания -языка;
-
Полоскать рот;
-
Жевать боковыми зубами;
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Данные игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
-
Скажи наоборот (высокий-низкий)
-
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
-
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
-
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
-
Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
-
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
-
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
-
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
-
Составлять предложения с заданными словами;
-
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);
Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
-
Назови первый (последний) звук в слове;
-
Где спрятался звук — в начале? В середине? В конце? — ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
Желаю вам приятного летнего отдыха!
20.06.2024 г.
Проведём лето с пользой.
Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом, у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Но не стоит забывать и о том, что ребенок приобрел в учебном году много знаний и умений. А дети старшего возраста уже овладели таким сложным навыком, как чтение. И, если в течение летнего периода не закреплять полученные умения, то к началу учебного года, вы заметите, что вам малыш забыл некоторые буквы, утратил навык слияния звуков, и чтение стало для него просто мучением. Для того, чтобы этого не случилось, я предлагаю вам несколько игр, которые помогут Вашему ребенку не утратить полученные в детском саду знания.
Хорошего летнего отдыха!
14.06.24 г.
Ослышки….?
Ослышки – кто виноват? Фонематическое восприятие или что-то другое?
Ежегодно в России проводится Тотальный диктант. После этого, специалисты анализируют ошибки и их классифицируют. Наиболее часто в этом году, да и в прошлые тоже, встречались ошибки, которые называются «ослышки» (агнонимы – слова, которые неизвестны человеку, поэтому он их искажает). Проблемой занимаются лингвисты, психологи, культурологи. Однако, эта проблема очень волнует и логопедов.
Например, вместо «стрельчатые окна» писали «стрейчевые окна», вместо «Моцарт и Сальери» — «Моцарт и Савелий». И если можно ещё как-то понять и простить ошибки типа «интродукция» — «интригуция», то, когда видишь вот такое ….! Вместо «каникулы в поместье» писали «Калигула в подъезде»…! Сложно многим было написать даже такие простые слова, как «поощряет» (поочеряет), «в одночасье» (односчастье), «блоги и паблики» — «блоки и фабрики». Кто виноват?
Как считают лингвисты, что виноват уровень развития словарного запаса. Пишет человек неправильно не потому, что он «недослышал» слово, а просто потому, что оно ему неизвестно. Ну, не знают некоторые уже слов «поместье» и др., о которых писалось выше.
У детей, именно эта причина, является основной. Например, знаменитая ослышка про «добрана, которого жевали». О ней пишет С.Н. Цейтлин: «Стали они жить поживать, да добра наживать». Ребёнок не знает смысла этого выражения, воспроизводит так, как он услышал. Вот и получается – «добрана жевать». А «пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»? Многие дети думают, что «неуклюжи» – это какие-то люди.
Свою лепту вносит и физический слух. Если есть даже минимальное снижение слуха (возрастное ли или по причине воспаления, пробок и т.д.), то незнакомые слова взрослому человеку с хорошим словарным запасом (!) приходится переспрашивать.
Так что же делать родителям для того, чтобы ребенок мог грамотно писать диктанты, изложения и т.д.? Кроме изучения правил? Вот мои советы:
Бережём физический слух!
Развиваем фонематическое восприятие!
Обогащаем словарный запас!
Читаем!
Развиваем навыки аудирования: учим и учимся воспринимать на слух. И тогда, Ваши дети не будут допускать таких нелепых ошибок.
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей!
Май 2024 г.
Этих дней не смолкнет слава…
Уважаемые родители, рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России c почтением и глубоким уважением относятся ко Дню Победы. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех — пятилетними детьми, но, разумеется, главным критерием должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун этого великого праздника. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.
Начинайте с малого. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме. Расскажите, какой он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова или это был просто посильный вклад в Победу. Смотрите вместе ребенком художественные фильмы о войне. Не переусердствуйте: некоторые сцены (особенно в современном кино) могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно. Например: «В бой идут одни старики», «Офицеры», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка» — прекрасная, нестареющая классика для всех возрастов. В разговоре с детьми не стоит, конечно, подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость – плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Им необходимо научиться понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, убивать, предавать.
Мальчикам будет интересно изучить технику и оружие военных лет. В этом могут помочь энциклопедии, художественная литература, интернет. Можно распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их ребенку, а заодно немного рассказать о том или ином орудии.
Девочкам можно рассказать о героических подвигах врачей, женщин, детей, которые выживали в трудных условиях.
А 9 мая обязательно сходите к памятным местам нашего города и возложите вместе с детьми цветы. Постарайтесь не разорвать «ниточку памяти» и сохранить ее для будущего поколения.
07.05.24 г.
Скоро в школу! Развиваем речь.
Вот и подходит к завершению учебный год, и совсем скоро, дошколята переступят порог школы и станут называть себя гордо- первоклассниками. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. К моменту поступления в школу ребенок уже способен выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение. Но речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять.
Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.
НАЗОВИ СЛОВА
Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя в кругу, выбирают звук, начиная с которого все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы на звуки «д» и «дь»: дерево, дятел, дупло… Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.
СЛОВО ЗА СЛОВО
Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков не ограничено. Первый игрок называет два случайных слова — например, «книга» и «подоконник». Следующий участник говорит, предположим: «Книга лежала на подоконнике» — и называет слово «девочка». Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: «К подоконнику подошла девочка», и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.
РАССКАЗ НАОБОРОТ
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: «Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи». Ребенок должен пересказать текст, например, так: «Была темная хмурая ночь. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались».
СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ
Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем. Обратитесь к ребенку. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы, и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось».
Успехов Вам, уважаемые родители! Ваш логопед: Гафнер В.Ю.
23.04.2024 г.
РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ЖЕВАТЬ И ГЛОТАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
В последнее время логопеды отмечают, что становится все больше детей, которые не умеют жевать и глотать. И странно, что родители этих детей удивляются: «А почему ребенок не говорит?» А почему он будет говорить, если в акте говорения участвуют те же самые мышцы, что и в акте жевания?
Если ребенок не жует, то и говорить он не может.
!!! Многие считают, что часто проблема связана с ленью мам, которые не приучают ребенка жевать, кормят пюре из баночек и готовыми кашами до трех-пяти лет. Но на самом деле, проблема гораздо серьезнее.
Однажды ко мне на консультацию привели ребенка, не умеющего жевать. Неумеющего жевать в пять лет! Мама сказала, что ребенку всю пищу дает только в виде пюре. Как вам такая история?
Вот, что говорят по этому поводу врачи-неврологи.
В норме детей не учат жевать и глотать. При условии, что нервная система здорова, акты жевания и глотания происходят рефлекторно. Если ребёнок не в состоянии это сделать, или требуются какие-либо условия, то на это есть причины.
‼ Чаще всего такие жалобы связаны с наличием неврологической симптоматики, т. е. страдают определенные структуры головного мозга, в силу разных причин (родовые травмы, ЧМТ, сосудистые катастрофы, инфекции и др. ), поэтому, просто научить маленького ребёнка жевать, глотать при нарушениях данной функции практически невозможно, необходимо назначение лечения.
‼Лечение медикаментозное, порой длительное, но минимизировать эту проблему можно. Главное вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей! С уважением, ваш логопед Гафнер В.Ю.
Скоро в школу! Развиваем речь.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с сотнями тысяч первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. К моменту поступления в школу ребенок уже способен выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение. Но речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять.
Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.
НАЗОВИ СЛОВА
Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя в кругу, выбирают звук, начиная с которого все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы со звуками «д» и «дь»: дерево, дятел, дупло… Выигрывает тот, кто назовет больше слов.
СЛОВО ЗА СЛОВО
Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков не ограничено. Первый игрок называет два случайных слова — например, «книга» и «подоконник». Следующий участник говорит, предположим: «Книга лежала на подоконнике» — и называет слово «девочка». Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: «К подоконнику подошла девочка», и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.
РАССКАЗ НАОБОРОТ
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: «Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи». Ребенок должен пересказать текст, например, так: «Была темная хмурая ночь. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались».
СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ
Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем. Обратитесь к ребенку. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы, и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось».
Успехов Вам, уважаемые родители!
19.03.2024 г.
Милые женщины!
Пусть нежность весны, тепло первых лучей солнца и неповторимая красота весенних цветов наполняют Вашу душу теплом и радостью, жизнь складывается благополучно, с уверенностью в будущем, ладом в семье, достатком и процветанием, а любимые, родные и друзья чаще дарят Вам свои улыбки и приятные слова!
Уважаемые папы и дедушки!
Накануне замечательного праздника, 8 марта, очень хочется, чтобы именно папы, побеседовали с детьми о празднике, который приближается.
В первый месяц весны, 8 марта, весь мир отмечает женский праздник. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.
Расскажите ребенку о празднике 8-е Марта — кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день».
Выучите с ребенком слова — поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду. Побеседуйте с ребенком о профессии мамы (кем она работает, чем на работе занимается, какую пользу приносит ее профессия, что ей необходимо для работы…).
Подберите как можно больше ласковых слов для мамы, бабушки сестренки (мамочка, мамуля, мамулечка…). Подберите с ребенком как можно больше добрых слов для мамы (ласковая, нежная, трудолюбивая, модная и т.п.) Обратите внимание ребенка на то, что мамы многое умеют. Спросите: «Что умеет наша мама?» Мама готовит, стирает, вяжет, рукодельничает и т.д.
Ну и, конечно же, выучите с ребенком небольшое стихотворение для мамы, бабушки.
Успехов Вам, уважаемые мужчины, в воспитании детей.
04.03.2024 г.
23 февраля наша страна будет отмечать День защитника Отечества.
Этот праздник – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, сильных и надёжных.
Накануне праздника расскажите ребенку о различных родах войск, об отваге и мужестве солдат, офицеров, о том, что есть такая профессия – Родину защищать. Рассмотрите с ребенком в газетах, журналах, книгах иллюстрации, имеющие отношение к Российской Армии. Наверняка, в вашем семейном альбоме сохранились фотографии папы, дедушки в военной форме. Рассмотрите их вместе с ребенком. Если кто-то из близких родственников проходил службу в вооруженных силах, попросите поделиться с малышом воспоминаниями. Познакомьте ребенка с различными видами войск, а заодно, и поупражняйтесь в образовании существительных в игре «Кто служит в армии?»
Танком управляет – танкист,
Из пушки стреляет – артиллерист.
На подводной лодке служит – подводник.
Самолетом управляет – летчик.
Границу охраняет – пограничник и т.д.
Помогите ребенку подобрать как можно больше слов (прилагательных) к существительному СОЛДАТ (какой?) – отважный, смелый, образованный, сильный, выносливый и т.д.
Чтобы малышу было интересно и легко понять такую непростую для него тему, лучше всего подкреплять ваши беседы походами в музеи, а также чтением книг, просмотром мультипликационных фильмов для детей о богатырях, о войне, об армии и солдатах.
А еще, совместно с ребёнком изготовьте поздравительную открытку или поделку для папы (дедушки, дяди).
21.02.2024 г.
«Дефицит общения – проблема развития речи детей».
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин — одна из них недостаточность опыта общения.
Современные родители, в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не всегда находят время для своих детей. Родители озабочены тем, чтобы обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
Оттого, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне во время приготовления еды, на даче, в транспорте и т.д.
Для этого можно использовать следующие игры:
Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
Игра «Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
Игра «Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
Игра «Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает
противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.
Игра «Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– признаки. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями.
Наряду с развитием грамматического строя речи посредством речевых игр, необходимо обязательно также развивать у детей навыки: пересказа текстов, рассказывания сказок, составления описательных и повествовательных рассказов, отгадывания загадок, чтения стихов.
Уважаемые родители, проявляя терпение, находя время на общение и развивающие игры, вы тем самым не только развиваете речь малыша, но и обеспечиваете достойное место в окружающем его социуме.
Общайтесь со своими детьми с удовольствием!
Февраль 2024 г.
Чем занять ребенка, когда нельзя гулять?
Вот и отгремели новогодние каникулы. Погода не всегда радовала. Были морозные дни, когда не было возможности вдоволь погулять с детьми, покататься на лыжах и санках. А чем занять дома ребенка в зимнюю морозную стужу? Хотите узнать?
-
Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.
-
Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.
-
Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.
-
Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.
-
Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.
-
Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.
Ну вот — настроение улучшилось, и ребенок счастлив.
Успехов Вам, уважаемые родители.
16.01.2024 г.
Мультфильмы, которые смотрят наши дети
Мультфильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети. Но, если для взрослых – это развлечение или желание вернуться на несколько минут в детство, то для маленьких зрителей – это целый мир, несущий добро, любовь, положительные эмоции.
Дети очень восприимчивы к информации, особенно яркой, весёлой или таинственной. Мультфильмы являются для них таким источником. Просматривая мультипликационные фильмы, маленькие зрители воспринимают всё происходящее практически реально, вследствие небольшого жизненного опыта.
Дошкольники обладают отличной зрительной памятью, поэтому очень хорошо запоминают образы мультяшных героев. Подражают этим образам в своих играх, цитируют фразы героев.
Психика ребёнка очень восприимчива и ранима. Ни одно яркое впечатление не проходит для неё бесследно. Может больно ранить или даже разрушить.
Понимая это, родители должны быть очень критичными в выборе мультфильмов, которые предлагают или разрешают смотреть своим детям.
Давайте проведем небольшой сравнительный анализ мультфильмов советского прошлого и современных.
Мультфильмы, которые смотрели мы в детстве:
— чистая, грамотная, медленная речь;
— обширная лексика;
— спокойная мелодия, которая не раздражает и не возбуждает нервную систему (чаще всего исполнялась симфоническим оркестром);
— спокойные цвета;
— плавные движения.
Мультфильмы, которые смотрят наши дети:
— практически отсутствует речь;
— резкая музыка, которая излишне стимулирует нервную систему;
— резкая, слишком быстрая смена кадров;
— часто демонстрация непотребного поведения.
(А в некоторых мультфильмах в озвучке еще и присутствует нарушенное звукопроизношение!!!)
Песни, которые звучали в мультфильмах нашего детства, были наполнены нежной, спокойной мелодией и красивыми речевыми оборотами. А что слышат современные дети? Порой это просто набор слов… Хочется задать вопрос: «А где смысл?»
Уважаемые родители, ответственность за выбор мультипликационного материала для детей лежит на вас! Очень важно, какие впечатления получит ваш малыш, какие эмоции получит, какие выводы сделает. От этого во многом зависит формирование личности ребёнка, его жизненные установки и поведенческие навыки и, конечно же, речевое развитие!
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей!
09.01.2024 г.
Новогодние советы учителя – логопеда.
Уважаемые мамы, папы, накануне Нового года, позвольте дать вам несколько логопедических новогодних советов.
Новый год — яркий и долгожданный праздник! Вместе с ним приходят и новогодние хлопоты. В первую очередь для детей Новый год начинается тогда, когда они вместе свами украшают дом и, главный символ праздника — ёлочку. Используйте эти моменты для развития речи, обогащения словарного запаса детей. Каждое действие сопровождайте словами. Украшая окна и стены, попросите детей вам помочь, поясняя, где разместить снежинки или узоры. Это позволит развить умение ориентироваться в пространстве, использовать предлоги «над», «под», наречия «слева» и «справа». Поиграйте с детьми, например, в игру «Посчитай снежинки». Она поможет закрепить согласование числительных с существительными (одна, две, три снежинки…) Наряжая елку, поиграйте в игру «Новогодние игрушки». Попросите описать игрушки (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т.д. , а еще устройте соревнования, кто больше назовет слов.
Наверняка, вы будете посещать с малышом новогодние представления или пригласите Деда Мороза со Снегурочкой домой. Тогда уделите внимание разучиванию новогодних стихов. Не секрет, что у многих детей нарушена звуковая сторона речи. Это обязательно надо учитывать при подборе произведений. Если ребенок не выговаривает звук (Р), то не следует использовать стихи, в которых часто встречаются слова с этим звуком. Постарайтесь подобрать произведения, которые доступны для проговаривания ребенком.
Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки. Наш город красиво украшен к новогодним праздникам. Сходите на главную елку. Прогуляйтесь по центру города. Обратите внимание ребенка на украшения, огни и пр. Там все новое, необычное. Повеселитесь вместе. Но не забывайте о безопасности!
С наступающим Новым годом!
19.12.23 г.
Скоро, скоро Новый год!!!
Кто из нас не знает, что такое Новый год? Это — праздник! Хороводы у ёлки, Дед Мороз, Снегурочка. Именно сейчас наступает то самое время, когда стоит подумать о том, как встретить праздник, чтобы у детей остались яркие воспоминания. Новый год, Рождество, Старый Новый год — они расположены так близко, много выходных, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными, ведь Новый год это самый волшебный праздник в году. Уже в начале декабря начинайте готовить малыша к празднику. Почитайте ребенку сказки, стихи про Деда Мороза и Снегурочку. Расскажите ребёнку самыми простыми словами про этот праздник – что когда уходит старый год, то на смену ему приходит Новый год. Люди верят в то, что в старом году остаются все неприятности и печали, а с Новым Годом приходит много всего нового и интересного, поэтому все радуются приходу Нового Года, ждут его и украшают к его приходу свои дома. Если у Вас есть возможность выехать с детьми в Санкт-Петербург в декабре, то во многих крупных магазинах можно встретить Деда Мороза — аниматора, который всех поздравляет, играет с детьми и дарит подарки. Не упустите эту возможность! Покажите ребенку Деда Мороза! Расскажите, во что он одет, что он делает. Совсем не обязательно вашему ребенку читать Деду Морозу стихотворение и вставать с ним в хоровод, просто создайте у ребенка добрый, понятный образ Дедушки.
Дети после 3 лет уже готовят к празднику танцы, учат песни и, конечно, разучивают стихи. Всем родителям очень хочется услышать, как его ребенок читает стихотворение Дедушке Морозу. И вот наступает звездный час… Ребенок выходит и молчит. И, как бы ему не подсказывали родители, воспитатели, дети — он молчит. Родители расстроены и не понимают, как ребенок мог забыть, ведь дома он всё знал назубок! Всему есть простое объяснение — ребенок оказывается в центре внимания, новая обстановка, большое количество людей, а результате этого теряется и забывает свое стихотворение или роль в сценке. Не надо ругать ребенка! Скажите ему, что в следующий раз у него все получится!
Успехов Вам, уважаемые родители!
14.12.2023 г.
День Матери.
День Матери – достойный, добрый праздник,
Который входит солнышком в семью.
И как приятно каждой маме ,
Когда ей честь по праву воздают!
Среди многочисленных праздников в нашей стране, День Матери занимает особое место, хотя появился совсем недавно – 1998 году. Он ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день звучат слова благодарности всем матерям.
Спросите любого малыша, кто самый любимый человек на свете и, непременно, услышите: «Моя мама!» Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас.
Накануне замечательного праздника, очень хочется, чтобы папы побеседовали с детьми о дне, который приближается. Выучите с ребенком слова — поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме. Побеседуйте с ребенком о профессии мамы (кем она работает, чем на работе занимается, какую пользу приносит ее профессия, что ей необходимо для работы…).
Подберите как можно больше ласковых слов для мамы (мамочка, мамуля, мамулечка…). Спросите ребенка: какая она наша мама? (ласковая, нежная, трудолюбивая, модная и т.п.) Обратите внимание ребенка на то, что мамы многое умеют. Спросите: «Что умеет наша мама?» Мама готовит, стирает, вяжет, рукодельничает и т.д.
Ну и, конечно же, выучите с ребенком небольшое стихотворение для мамы.
Успехов Вам, уважаемые папы, в воспитании детей.
20.11.2023 г.
«Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года. Родители начинают замечать, что их ребёнок отстает от сверстников в речевом развитии. В детском саду педагоги также постоянно говорят о том, что малыш плохо говорит. Часто родители приходят к выводу, что ребёнок ленится. А если он ленится, то нужно активно заниматься и изгонять эту лень. Ответственные родители, с самыми лучшими намерениями, начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова. А ребёнок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:
· в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать;
· делает вид, что не слышит;
· использует в основном жесты;
· закрывает уши, когда ему читают;
· проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать
книжки.
Подобные проявления являются признаками речевого негативизма.
Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация?
1. Сходить на консультацию к логопеду и неврологу.
2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п.
3. Играть с ребёнком в простые игры в непринуждённой форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), так как малыш не может долго концентрировать внимание.
Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребёнка. Он должен хотеть играть в них. Например: «Смотри малыш, это киса. Киса мяукает: мяу-мяу» или «А где наша ляля? Ляля идёт: топ-топ».
4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребёнка, но не просить
повторить. Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребёнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь. Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим.
5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов.
6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки).
7. Искренне хвалить ребёнка за каждое достижение.
Самая главная наша задача – вызвать у ребёнка желание говорить.
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей.
12.11.2023 г.
Ох, уж эти гаджеты…
С телефоном идёт, с телефоном ест, с телефоном, качается, катается с горки, с телефоном поднимается и спускается со ступенек….
Перечислять можно до бесконечности. Именно такую картину наблюдаю у мальчугана.
Ребёнку 5 лет. Отстаёт в речевом развитии.
Мама мальчика обращалась к специалистам: неврологу, логопеду, дефектологу. Вердикт один: ограничить просмотр телевизора и Убрать ГАДЖЕТ.
Рекомендации не выполнены.
А почему?
Да, все потому, что так удобно!!! Когда у ребёнка в руках телефон, он не кричит, не устраивает истерик. Он становится удобным. Ребенок МОЛЧИТ!!!
А если лишить малыша телефона, получаем обратную картину. Семья ребёнка не готова перетерпеть истерики, слезы, не знает чем и, как занять ребёнка. Они не умеют с ним разговаривать и играть.
Для того, чтобы ребёнок начал нормально развиваться, ему нужно постоянное, человеческое общение. Ребёнку нужно и важно читать сказки, с ребёнком нужно играть — собирать мозаику, строить башни из кубиков, строить гаражи для машинок, конструировать из палочек и т. д.
На прогулке выбирать игры по сезону. Осенью можно собирать листья. Например: мама собирает только красные и большие, а ребёнок только жёлтые и маленькие. Мама собирает кленовые листья, а ребёнок — рябиновые. Дома можно высушить листья и делать потом поделки. Природный материал хорошо развивает мелкую моторику рук (шишки, желуди, камешки). И все время говорить, не молчать. Тогда и у ребёнка появится потребность в общении.
В 5 лет ещё можно наверстать упущенное, но только при совместной работе специалиста и родителей ребёнка. Говорите со своими детьми. Общение с детьми – это мостик, который связывает вас.
06.11.2023 г.
Ваш ребенок занимается с логопедом ….
Часто родители считают, что если ребенок посещает логопедическую группу или кружковые занятия с логопедом, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?
Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних рекомендаций, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все это с ребенком.
Занятия с ребёнком дома организовать ух, как непросто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители несильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Для чего надо выполнять домашние рекомендации, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?
Давайте разберемся …
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Логопедические домашние рекомендации -это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Каково значение данных рекомендаций?
-
Во-первых, это является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
-
Во-вторых, это имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
-
Домашние рекомендации ребенок выполняет с родителями в течение 10–15 минут, хотя бы 1 раз в день.
-
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
-
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.
-
(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).
-
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.