Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

«Никакая другая способность, которой может обладать человек не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.»

                                                                  Ч. Делью

SONY DSC

Немного о себе:

В образовании 26 год. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

Уважаемые родители!

Если в течение учебного года Ваш ребенок посещал занятия  по коррекции звукопроизношения у логопеда, тот эта статья непременно для Вас.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. К сожалению, в логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он «потерял», недостаточно закрепленные, навыки произношения. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (поставленные звуки), за летний период  могут, как укрепиться и войти в привычку, так и  «потеряться». Закрепление звуков – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Обязательно играйте! На кухне, на даче, у реки, на прогулке, в лесу, на пляже.

«Скажи наоборот» (большой  — маленький);
«Посчитаем» ( 1,2…5 – предметы сосчитать);
«Чьи детки» ( называем детенышей животных);
«Один – много»;
«Назови ласково» ;
«Цепочка слов» ( придумай слово на последний звук заданного: рот-тыква-автобус…)

Хорошего летнего отдыха!

20.05.22 г.

Этих дней не смолкнет слава…

Уважаемые родители, рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 Мая.  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех — пятилетними детьми, но, разумеется, главным критерием   должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Начинайте с малого. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме. Расскажите, какой он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова или это был просто посильный вклад в Победу. Смотрите вместе ребенком художественные фильмы о войне. Не переусердствуйте: некоторые сцены (особенно в современном кино) могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно.  Например: «В бой идут одни старики», «Офицеры», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка» — прекрасная, нестареющая классика для всех возрастов.   В разговоре с детьми не стоит, конечно, подробно говорить об  ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость – плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Им необходимо научиться понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.

Мальчикам будет интересно изучить технику и оружие военных лет. В этом могут помочь энциклопедии, художественная литература, интернет. Можно распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их ребенку, а заодно немного рассказать о том или ином орудии.

Девочкам можно рассказать о героических  подвигах врачей, женщин, детей, которые выживали в трудных условиях.

А 9 мая обязательно сходите к памятным местам нашего города и возложите вместе с детьми цветы.  Постарайтесь не разорвать «ниточку памяти» и сохранить ее для будущего поколения.

04.05.22 г.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось?

  1. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.

  2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.

  3. Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.

  4. Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.

  5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

  6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком. Важно только, чтобы не вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения. Играть – это так здорово, а еще и полезно!

24.04.2022 г.               

Весна, весна…

Весна уверенно шагает по земле. Удивительное и самое красивое время года! Вся природа просыпается, ведь недаром, весну называют утром года. Самое хорошее время для прогулок с ребенком по весеннему парку, для поездок на дачу. Как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала интересной и познавательной?

Весна! Обратите внимание ребенка на то, как ласково пригревает солнышко, как весело поют птицы, оживают деревья. На поиски нектара отправляются пчелы, а  бабочки поднимают настроение, пролетая мимо ярким маленьким цветком. Наступает период превращений. Радуйтесь сами и учите радоваться и удивляться своих детей окружающей красоте.

Покажите ребенку первые цветы (мать и мачеху, подснежники, крокусы). Рассмотрите внимательно, почувствуйте аромат.  Прогуляйтесь в парк. Послушайте весеннее щебетание птиц. Покажите малышу грача – первую птицу,  возвращающуюся из теплых краев. Понаблюдайте за его важной походкой.  И, конечно же, поиграйте.

«Я буду называть весенние слова, а ты назови их ласково».

Солнце – солнышко, ручей – ручеек, льдина – льдинка, проталина – проталинка и т.д.

«1, 2  …5 – весенние слова пересчитать»

1 подснежник, 2 подснежника, 5 подснежников и т.д.

«Назови какой?»

Весной день ( какой?) – весенний
В марте день (какой?) — ….
В апреле день (какой?) — …
В мае день (какой?) — ….

«Бывает – не бывает»

Взрослый: «Весной опадают листья».
Ребенок: «Не бывает».
Взрослый: «Животные пробуждаются от спячки».
Ребенок: «Бывает».

Вот так весело и с пользой можно гулять с ребенком.  А вернувшись с прогулки, предложите малышу нарисовать весеннее настроение.

06.04.2022 г.

Скоро в школу!  Развиваем речь.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

        Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

       Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. К моменту поступления в школу ребенок уже способен выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение.  Но речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять.

Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.

НАЗОВИ СЛОВА

Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя в кругу, выбирают звук, начиная с которого все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы на звуки «д» и «д»: дерево, дятел, дупло… Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.

СЛОВО ЗА СЛОВО

Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков не ограничено. Первый игрок называет два случайных слова — например, «книга» и «подоконник». Следующий участник говорит, предположим: «Книга лежала на подоконнике» — и называет слово «девочка». Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: «К подоконнику подошла девочка», и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.

РАССКАЗ НАОБОРОТ

Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: «Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи». Ребенок должен пересказать текст, например, так: «Была темная  хмурая ночь. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались».

СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ

Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем. Обратитесь к ребенку. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы,  и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось».

Успехов Вам, уважаемые родители!

28.03.2022 г.

Уважаемые мужчины! Накануне замечательного праздника, 8 Марта, хочется, чтобы эти рекомендации выполнили с ребенком, именно, Вы.

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник. Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. 8 Марта все мужчины поздравляют бабушек, мам, жён, сестёр и подруг.

Побеседуйте с ребенком:
Какое слово первым произносит малыш?

Какое слово для всех звучит нежно, тепло и сердечно?
Знает ли ваш ребенок, какой праздник приближается?
Кого поздравляют в этот день?

Предложите ребенку подготовить рисунок в подарок маме, бабушке.
Пусть попробует нарисовать мамин портрет или букет любимых цветов.

Поговорите о том, что скажет ребенок маме, вручая подарок, что пожелает.

Рассмотрите семейные фотографии, подберите вместе с малышом добрые, нежные слова для мамы и бабушки.
«Какая мама (бабушка) и что делает?»
Мама (бабушка) какая? – (веселая, любимая, заботливая, ласковая, умная, трудолюбивая, строгая)
Мама (бабушка) что делает? – (трудится, заботится, читает, готовит, стирает, убирает, шьет).

Расскажите сыну (дочке) о том, где и кем работает мама, чем она занимается. А затем, пусть он самостоятельно  составит рассказ по вопросам:
— Где работает мама?
— Кем она работает?
— Что она делает?

Ну, и, конечно же, разучите с малышом стихотворение для мамы.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время,
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Добрые  и нежные слова, сказанные  Вами и детьми, в этот день, станут лучшим подарком.

02.03.2022 г.

23 февраля  наша страна будет отмечать День защитника Отечества.

Этот праздник – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, ловких и надёжных.

Накануне праздника расскажите ребенку о различных родах войск,  об отваге и мужестве солдат, офицеров, о том, что есть такая профессия – Родину защищать. Рассмотрите с ребенком в газетах, журналах, книгах иллюстрации, имеющие отношение к Российской Армии. Наверняка,  в вашем семейном альбоме  сохранились фотографии папы, дедушки в военной форме. Рассмотрите их вместе с ребенком. Если вы проходили службу в вооруженных силах, поделитесь с малышом воспоминаниями. Познакомьте ребенка с различными видами войск, а заодно, и поупражняйтесь в образовании существительных в игре «Кто служит в армии?»

Танком управляет – танкист,
Из пушки стреляет – артиллерист.
На подводной лодке служит – подводник.
Самолетом управляет – летчик.
Границу охраняет – пограничник  и т.д.

Помогите ребенку подобрать как можно больше слов (прилагательных) к существительному СОЛДАТ (какой?) – отважный, смелый, образованный, сильный, выносливый и т.д.

Чтобы ребёнку было интересно и легко понять такую непростую  для него тему, лучше всего подкреплять ваши беседы походами в музеи, а также чтением книг, просмотров мультипликационных фильмов  для детей о богатырях, о войне, об армии  и солдатах.

А еще, совместно с ребёнком изготовьте поздравительную открытку или поделку для папы (дедушки, дяди).

11.02.2021 г.

Обогащаем словарь детей

Основная задача родителей и педагогов дошкольного образования – научить  детей  связно  и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств.

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

Упражнения с существительными

  • Придумывать к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

  • Называть две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

  • Называть по-разному одну игрушку, например, мишку. (мишка, мишенька, медвежонок, мишутка и т.д.)

  • Рассказывать об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Упражнения с глаголами

  • Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

  • А что умеет делать ветерок? (Ласкать, напевать, веять, шуметь, дуть),

  • Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться). Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

  • О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, луна), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

  • Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

  • Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Упражнения на подбор сравнений

  • На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или  одуванчика).

  • На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

  • На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

  • Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

Например:

Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)

  • Попробуй нарисовать это состояние погоды.

  • «Зарисуй» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая».

  • «Зарисуй» то, что связано со словами едет и мчится.

  • Нарисуй любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р (или любые другие).

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада. Больше читать малышу книг и обсуждать  прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

С уважением, ваш логопед.

03.02.2022 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?

Опять получила вопрос от мамы неговорящего малыша: «Что делать, если ребенок молчит в два года?» Вчера такой же вопрос задавал папа мальчика, которому поставили диагноз АЛАЛИЯ в три года: «Что сделать, чтобы сын заговорил?» Пришлось объяснить, что ребенок с таким диагнозом не заговорит вдруг. К сожалению, самое золотое время, период наибольшей пластичности мозга, уже упущено. Теперь только лечение, занятия с логопедом, психологом, ежедневные домашние занятия.

Хочу напомнить, что диагноз ЗРР ставится с года и девяти месяцев до трех лет. Уже в два года у малыша, который развивается нормально, в речи есть простые предложения: «Дай пить. Иди сюда. Идем гулять». Детей с темповой задержкой речевого развития, которые без видимой причины молчат до двух с половиной — трех лет, а потом начинают говорить предложениями, не более двух процентов, у всех остальных отсутствие речи — показатель неблагополучия нервной системы.

📌Для того, чтобы выяснить причину задержки речевого развития, необходимо обратиться к специалистам и провести все назначенные ими исследования.

📌Чем раньше будет проведено обследование, начато лечение, логопедическая и психологическая коррекция, тем меньше у ребенка будет проблем в будущем. С каждым потерянным месяцем проблема становится все серьезнее и решается все тяжелее.

📌Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу и сурдологу (потому что иногда, причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту, остеопату, генетику и другим специалистам.

📌По назначению специалистов необходимо пройти назначенные ими функциональные исследования.

После посещения специалистов-врачей, проведения всех назначенных ими исследований, необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога, психолога, которое покажет состояние речи, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать программу коррекции, основанную на индивидуальных особенностях ребенка.

Помните, что именно речь – важный показатель развития интеллекта. Чем раньше будет
оказана помощь неговорящему ребенку, тем лучше. Вызвать речь у четырехлетнего ребенка очень сложно, а у пятилетнего — возможно только в очень редких случаях. Неговорящий пятилетний ребенок отстает от своих сверстников, заговоривших в год, уже на четыре года. Отставание в развитии речи влечет за собой отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии, которое иногда уже не удается компенсировать.

Не ждите чуда и не надейтесь на него. Ни волшебных процедур, ни волшебных таблеток, ни после которых ребенок начнет говорить вдруг и сразу, не существует. Только выполнение всех рекомендаций специалистов, работающих с малышом, и Ваша ежедневная упорная работа с ним, может помочь.

С уважением, Ваш логопед.                                                   17.01.2022 г.

Рекомендации логопеда по закреплению речевых навыков у детей на период новогодних каникул.

Впереди – каникулы. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и в этот период нельзя забывать о своих проблемах. Помните, что сформированные в течение учебных занятий навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за период каникул могут, как укрепиться, так и «потеряться».

Перед каникулами мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и вводятся в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Заглядывайте  в домашнюю тетрадь — в ней есть весь речевой материал, который нужно использовать для закрепления звуков в речи. Также для автоматизации звука в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку.

Читайте вместе с ребёнком книги. Пусть это занятие войдёт у него в привычку. Просите ребёнка не только слушать рассказы, но и пересказывать их. Интересуйтесь у ребёнка, что он думает о героях, об их поступках. Какой он бы хотел, чтобы был конец у рассказа. Так у ребёнка будет постоянно развиваться связная речь, и обогащаться словарный запас.

Чаще говорите с ребёнком, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Также для полезных занятий можно найти интересные задания в интернете, например:

Поиск предмета на картинке
Лабиринты (развитие внимания и мышления)
Развитие звукового анализа слов и восприятия
Дорисовывание
Поиск отличий на рисунках
Решение детских кроссвордов картинки по пунктиру или по цифрам
(развитие внимания и мышления)
Вместе вспомните, сколько месяцев в году, сколько времен года, поиграйте в игру «Что сначала, а что потом?»;
Составьте рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю ёлку«, «Как я встретил Новый год»«Почему я люблю зиму» и т. д.
«Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Еще одна простая игра, не требующая специального оборудования, в которую легко и весело могут поиграть родители вместе со своими детьми.

Цель: развитие ориентировки в пространстве, закрепление понимания предлогов, автоматизация поставленного звука (на любом этапе)

Правила игры: по инструкции взрослого ребенок должен прикоснуться к тому, что находится под ним, над ним, перед ним, за ним, к тому, что находится между двумя (любыми) предметами, к тому, что находится за каким либо предметом, около предмета и т. д. Важно отметить, что задача ребенка не только правильно определить местонахождение предмета, но и в момент касания произнести заданный взрослым звук, слог или слово.

Желаю успехов!

Весёлых каникул!

Счастливого Нового года и Рождества!

01.01.2022 г.

Новогодние советы учителя – логопеда.

Уважаемые мамы, папы, накануне Нового года, позвольте дать вам несколько логопедических новогодних советов.

Новый год — яркий и долгожданный праздник! Вместе с ним приходят и новогодние хлопоты. В первую очередь для детей Новый год начинается тогда, когда они вместе свами украшают дом и, главный символ праздника — ёлочку. Используйте эти моменты для развития  речи, обогащения словарного запаса детей. Каждое действие сопровождайте словами.  Украшая окна и стены, попросите детей вам помочь, поясняя,  где разместить снежинки или узоры. Это позволит развить умение ориентироваться в пространстве, использовать предлоги «над», «под», наречия «слева» и «справа». Поиграйте с детьми, например, в игру «Посчитай снежинки». Она поможет закрепить согласование числительных с существительными (одна, две, три снежинки…) Наряжая елку,  поиграйте в игру «Новогодние игрушки». Попросите описать игрушки (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т.д. , а еще устройте соревнования, кто больше назовет слов.

 Наверняка, вы будете посещать с малышом новогодние представления или пригласите Деда Мороза со Снегурочкой домой. Тогда уделите внимание разучиванию новогодних стихов. Не секрет, что у многих детей нарушена звуковая сторона речи. Это обязательно надо учитывать при подборе произведений. Если ребенок не выговаривает звук (Р), то не следует использовать стихи, в которых часто встречаются слова с этим звуком. Постарайтесь подобрать  произведения, которые доступны для проговаривания ребенком.

Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки. Наш город красиво украшен к новогодним праздникам. Сходите на главную елку. Прогуляйтесь по центру города. Обратите внимание ребенка на украшения, огни и  пр. Там все новое, необычное. Повеселитесь вместе. Но не  забывайте о безопасности!

С наступающим Новым годом!

17.12.21 г.

Кажется, совсем немного времени прошло с начала учебного года, а многие дети уже могут порадовать родителей тем, что уже научились произносить «трудные» звуки. «Когда же мой ребенок заговорит чисто?» — спрашивают многие родители.

Автоматизация звука — это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения.

Что же делать? Как помочь ребенку дома? Вот несколько советов по закреплению правильного произношения поставленных звуков.

  1. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

  2. При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному. Именно в такой последовательности дает задания логопед. Не требуйте от ребенка выполнить невозможное.

  3. Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

  4. Занимайтесь с ребенком систематически, ежедневно по 15-20 минут.

  5. Исправляйте дефектное произношение поставленных звуков в повседневной речи.

Только общими усилиями мы поможем ребенку освоить произношение «трудных звуков». Успехов Вам, уважаемые родители.

06.12.21 г.

День Матери.

День Матери – достойный, добрый праздник,
Который входит солнышком в семью.
И как приятно каждой маме ,
Когда ей честь по праву воздают!

Среди многочисленных праздников в нашей стране,  День Матери занимает особое место, хотя появился совсем недавно – 1998 году. Он ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября.  В этот день звучат слова благодарности всем матерям.

Спросите любого малыша, кто самый любимый человек на свете и, непременно,  услышите: «Моя мама!»  Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас.

Накануне замечательного праздника, очень хочется, чтобы папы побеседовали с детьми о дне, который приближается.  Выучите с ребенком  словам  — поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме.  Побеседуйте с ребенком о профессии  мамы (кем  она работает, чем на работе занимается, какую пользу приносит ее профессия, что ей необходимо для работы…).

Подберите как можно больше ласковых слов для мамы (мамочка, мамуля, мамулечка…).  Спросите ребенка: какая она наша мама? (ласковая, нежная, трудолюбивая, модная и т.п.) Обратите внимание ребенка на то, что мамы многое умеют. Спросите: «Что умеет наша мама?» Мама готовит, стирает, вяжет, рукодельничает и т.д.

Ну и,  конечно же, выучите с ребенком небольшое стихотворение для мамы.

Успехов Вам,  уважаемые папы,  в воспитании детей.

25.11.2021 г.

Parents Painting Picture With Children At Home

Этой осенью объявлен очередной период нерабочих дней: с 30 октября по 7 ноября. В некоторых регионах этот срок может быть изменён в большую сторону.

Как бы ни была неприятна ситуация, давайте поразмышляем, чем можно заняться с детьми в эти неожиданные каникулы. Итак, чем увлечь детей дома, если за окном дождь, а включать на весь день мультфильмы или занимать малышей планшетом и играми на телефоне совсем не хочется?

Готовые идеи развивающих занятий на все дни неожиданных каникул сэкономят ваше время и дадут ответ на мучающий всех мам вопрос: “Что делать на каникулах?”. Подготовьте карандаши и фломастеры, краски и бумагу и отправьте ребенка в увлекательный мир знаний.

Для малышей:

Достаем старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Из журнальных обрывков, если подобрать их по цветам, можно выполнить аппликацию осеннего дерева в технике мозаика.

  1. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.

  2. Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.

Для детей более старшего возраста, подойдут следующие игры: (можно играть дома или во время прогулки)

  1. Найди предметы, название которых начинается со звука А, О, У, М, Н и т.д. Можно использовать любой звук. А вернувшись с прогулки, попросите ребенка нарисовать или вылепить некоторые их этих предметов.

  2. Найди и пересчитай все шершавые, гладкие, пушистые и т.д. предметы. Опять же можно некоторые зарисовать или сделать аппликацию.

  3. Потренируйте слуховое восприятие ребенка. Попросите его прислушаться и найти источник данного звука. Например: что звенит? Что журчит? Что шуршит? и т.д.

Попросите сделать зарисовку предмета, звук которого произвел самое яркое впечатление на малыша.

И не забудьте в этот период внешних ограничений найти время для себя, ведь для ребенка вы — основной источник знаний, помощи и эмоций. Организуйте домашние занятия с помощью сюжетно-ролевых игр, в которых ведущая роль отводится малышу, а вы только украдкой контролируете процесс, поддерживаете разговор и иногда задаете вопросы. Такой подход поможет сохранить силы и позволит заниматься своими делами.

Пусть эти неожиданные каникулы станут для вас периодом открытий и сближения с детьми. Желаем вам интересных занятий и увлекательного общения с ребятишками.

01.11.2021 г.

«ПОЧЕМУ МЫ ХОДИМ К ЛОГОПЕДУ ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ,

 А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ?!»

Начнем по пунктам:

✅ АДАПТАЦИЯ.

Итак, выяснив, что у вашего чада есть речевые проблемы, вы  привели ребенка  на занятия к логопеду. И вот тут самое время вспомнить о том, что у каждого ребенка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности. Дети могут быть скованы, стеснительны, замкнуты, элементарная боязнь незнакомых людей — все это требует определенного времени на адаптацию. Логопеду необходимо  расположить  ребенка к занятиям и к себе.

✅ МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА.

Коррекция проходит быстрее и успешнее, если ребенок сам хочет избавиться от проблем с речью. Очень часто, ситуация, когда родители понимают малыша с молчаливого полу взгляда,  приводит к тому, что у ребенка нет необходимости в речи, его и так все понимают, зачем еще напрягаться и заниматься.

✅ РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЙ.

Сразу хочу задать вопрос : «Можно ли приобрести стройную фигуру или накачать пресс за одно или два раза похода в неделю в спорт. зал?» —  Вряд ли. Тут тоже самое — невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за 1,2 занятия.»

Занятия у логопеда проходят в форме игр, и тем не менее,  это обучение, то есть это получение знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях.

Поэтому, если занятия не имеют систематичности, данные навыки и умения теряются, что делает походы к логопеду бессмысленными, либо будет очень незначительный  результат.

✅ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Коррекция речевых проблем — это выработка у ребёнка нового условного рефлекса, новой привычки говорить правильно, которая обязательно должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем дома.

Если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, то работа даже самого опытного и блистательного логопеда не даст результатов.

ЗВУК ПОСТАВЛЕН. ЧТО ДАЛЬШЕ?

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ.

  1. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть: это новый двигательный стереотип для ребенка, который со временем войдет в привычку, и произношение звука станет нормальным.

  2. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в детском саду.

Если у вас в детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка.

Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда — говорю как удобно».

  1. Ребенок легче произносить новый звук в слогах, словах, стихах после примера взрослого.

Чтобы новый звуку ребенка прочно закрепился и вытеснил старое произношение, взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. Но чаще всего взрослые прибегают именно к такому приему.

  1. Если Ваш голоден, утомлён, чем-то расстроен или перевозбуждён, то логопедические занятия с ребенком проводить нельзя.

Малыш в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть.

  1. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно?

Очень редко встречаются сознательные детки, которые сами просят  научить их, например, «РЫЧАТЬ», ведь  не каждый ребенок  понимает, что произносит звук неправильно. Поговорите с ребенком и выясните,  о чем он мечтает,  что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому. И тогда все занятия будут в радость и, даже самые трудные звуки легко войдут в речь вашего малыша.

Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании детей. 

25.10.2021 г.

«Осень, осень в гости просим…»

Вот и наступила осень. Это время года, несмотря на частую непогоду, можно сделать для ребенка  ярким и запоминающимся. В осеннее время можно придумать много разных интересных  развлечений. В маминых руках сделать  серые осенние  будни яркими и познавательными.

                Не стоит отказываться от прогулок с ребенком даже в непогоду. В нашем городе есть  замечательное, любимое горожанами место для прогулок – это городской парк. Обязательно пройдите по аллеям, послушайте с ребенком шуршание листьев, всмотритесь в небо  и проводите перелетных птиц. Задайте ребенку вопрос: «Почему птицы улетают?». Уточните, что улетают в теплые края только перелетные птицы. Поиграйте с малышом «1,2,..5 – будем птиц с тобой считать».  Считайте уток, скворцов, грачей, ворон, галок, голубей. Рассмотрите небо и снова поиграйте. Подбирайте слова-признаки : небо (какое?) – низкое, хмурое, серое и т.д.  Данные игры способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

В парке растут разнообразные деревья. Назовите части деревьев: ствол, крона, ветки, листья, корни. Рассмотрите вместе с детьми листья разных деревьев. Осенью они очень красивы. У листьев различная форма, цвет, размер. Можно собрать букет из осенних листьев, а можно сплести венок. Листья с деревьев кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Можно провести эксперимент совместно с ребенком: положить лист на ладонь и подуть на него. А как весело бегать по опавшим листьям, загребая ногами, прислушиваться к шуршанию, подбрасывать их вверх. Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать, а у дерева высокий ствол, ветки и листья видны – а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём, а тонкий ствол обхватит и один человек. В парке детям нравится собирать жёлуди. Из них дома можно сделать разные поделки, тем самым развивая воображение и мелкую моторику.  Сопровождайте прогулку чтением стихов, известных вам с детства.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

Яркой Вам осени, уважаемые родители!

17.09.2021 г.

Задержка речевого развития – что это и в чем причина?

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши, её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!

И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.

Так что же такое задержка речевого  развития (ЗРР)? ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвития речи тем, что ребенок прекрасно понимает обращенную речь. Не путается в значении похожих по звучанию слов, то есть развитие речи при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, соответствуя уровню речи ребенка младшего возраста.

В чем причина?

Например, болезнь или токсикоз мамы о время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия (удушье) во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.

Еще одним из важных факторов формирования ЗРР является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями и развлечениями. Гиперопека и избалованность  также пагубно сказывается на речевом развитии ребенка.

Как же не допустить формирования ЗРР? 

Уважаемые родители,  Вы хотите, чтобы Ваш ребенок красиво говорил? Следите за нашими следующими публикациями. Задавайте вопросы,  и мы вместе попробуем их решить.

26.09.21 г.

«И тогда он будет говорить хорошо…»

Начнем с Вас…
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него.  Поэтому, даже если Вы молчаливы от природы, все равно говорите с малышом. Сопровождайте свои действия словами!
           Встреча взглядов…
Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Если Вы видите, что ребенок видит и слушает Вас, озвучивайте каждую происходящую с ним ситуацию. Если малыш еще очень плохо говорит, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
           Говорите четко…
Доказано, что дети очень чувствуют интонацию, поэтому каждое слово старайтесь произносить как можно выразительнее. Говорите просто, но внятно проговаривая каждое слово.
          То же, но по-разному…
Если Вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил какое-нибудь новое слово, употребляйте его много раз, но в разных ситуациях и контекстах, а также меняйте порядок слов в предложении. Например: Мама пришла с работы; с работы пришла мама; мама с работы пришла.  Такое упражнение поможет ребенку понять, что фразы состоят из отдельных слов.
          Уважайте его попытки говорить…
Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ребенку необходимо слышать себя. В связи с этим, в те моменты, когда малыш пытается говорить, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать себя и Вас.

          Развивайте фонематический слух…
Развивайте фонематический слух, побуждая ребенка различать слова, которые отличаются всего одним звуком (дочка-точка, бочка-почка, дом-том, крыша-крыса и многие другие).
          Пальчики помогают речи…
Мелкая моторика, то есть точные движения пальцев рук, тесно связаны с развитием правильной речи у ребенка. «Пальчиковый театр», рисование, лепка, аппликации, конструирование, игры с мелкими предметами – все это поможет дальнейшему развитию речи, а в будущем – и письму.
          Читайте, читайте, читайте…
Читайте короткие стихотворения, сказки, рассказы.  Можно перечитывать произведения несколько раз, так как ребенок лучше усваивает текст, который слышал уже не единожды.  Чтобы ребенок быстрее усваивал ритм какого-либо стихотворения, можно как можно чаще петь с ним простые и ритмичные песенки.
           Только Вы…
Уважаемые родители! Помните!  Только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка помогут ему гармонично развиваться.  Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

15.09.2021 г.                          Гафнер В.Ю.

Вот и закончилось лето… Закружившись в последнем танце, желтый кленовый лист тихо опустился на землю. Осень. И кто сказал, что она почти завершает год? Осень – это начало. Начало новым планам, новым встречам, новым знаниям.  Начинается новый учебный год. Впереди только самое интересное и увлекательное. Так что же может быть лучше, чем счастливое беззаботное детство и стремление познать  что-то новое, ранее неведомое. Мы поздравляем всех наших воспитанников и родителей  с  Днем Знаний и желаем  успехов и  творческих побед.

 С праздником!

01.09.21 г.

Рекомендации логопеда на лето

Уважаемые родители!

  Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.    

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Обязательно играйте летом с детьми в речевые игры!

«Скажи наоборот» (большой – маленький);
 «1, 2 …5 – сосчитать» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
«Один – много» (шар – шары, дом – дома);
«Назови ласково» (птица – птичка, ковер – коврик).

Играем, развивая фонематические процессы:
«Назови первый (последний) звук в слове»;
 «Где спрятался звук» (какой захотите) — в начале? В середине? В конце?
«Я знаю 5 слов со звуком (Р)» / или любым другим/.

Конечно, самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

20.05.2021 г                                                С уважением, учитель-логопед Гафнер В.Ю.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.