«Никакая другая способность, которой может обладать человек не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.»
Ч. Делью
Немного о себе:
В образовании 26 год. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.
Скоро в школу! Развиваем речь.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с сотнями тысяч первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. К моменту поступления в школу ребенок уже способен выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию, аргументировать свое мнение. Но речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас расширять.
Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.
НАЗОВИ СЛОВА
Лучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя в кругу, выбирают звук, начиная с которого все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы со звуками «д» и «дь»: дерево, дятел, дупло… Выигрывает тот, кто назовет больше слов.
СЛОВО ЗА СЛОВО
Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков не ограничено. Первый игрок называет два случайных слова — например, «книга» и «подоконник». Следующий участник говорит, предположим: «Книга лежала на подоконнике» — и называет слово «девочка». Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: «К подоконнику подошла девочка», и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.
РАССКАЗ НАОБОРОТ
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: «Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи». Ребенок должен пересказать текст, например, так: «Была темная хмурая ночь. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались».
СДЕЛАЙ РАССКАЗ ИНТЕРЕСНЫМ
Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем. Обратитесь к ребенку. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы, и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось».
Успехов Вам, уважаемые родители!
Май 2025 г.
Почему в наши дни все больше детей-молчунов (а в советское время их почти не было)?..
«Подумаешь, не говорит! Рано еще. В сад пойдет и там заболтает. Успокойся!».
«Ерунда это все! Что еще за “задержка речевого развития”? Врачи там что-то придумали, а ты ведешься. Нормально все с ним».
«Совсем уже с ума посходили. Напридумывали какую-то сенсорику, нейроупражнения… Что это вообще такое? Сам заговорит, отстань от ребенка».
Каких только советов (зачастую непрошенных и, что печально — опасных на данный момент) не слышат молодые современные мамочки деток 2-3 лет. Ведь по последним данным, почти 80% детей дошкольного возраста имеют проблемы с речью. То есть либо не говорят, либо не понимают обращенную речь, либо разговаривают только на «своем языке» или очень плохо: каша во рту, говорят только первые слоги слов или переставляют их местами. Но откуда тогда взялись те истории, когда ребенок уже в 1.5-2 года рассказывал стихи на табуретке возле новогодней елки? Что же изменилось с советских времен? Почему в наши дни все больше детей-молчунов или с речевыми проблемами? Все просто. Еще каких-то 30, 40 и 50 лет назад большинство людей и не догадывалось, что речь появляется не сама по себе. А все эти истории про беглую раннюю речь — лишь следствие условий, в которых жили и развивались наши предки, и даже мы. Деревни, общежития, коммуналки, 5-дневные ясли. Большие семьи из 5-6 человек в двухкомнатной (максимум!) квартире. Вместо планшетов и, иностранных мультфильмов с быстро меняющимися кадрами и невнятной речью героев — живая и медленная речь, колыбельная на ночь, две палочки и камни в качестве игрушек. Вот оно — детство детей 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов. Современные же дети уже с 3-6 месяцев знают, как разблокировать родительский смартфон. В поликлиниках и других общественных пространствах дети зомбируются мультиками или яркими видео, завалены «развивающими игрушками», которые на самом деле лишь тормозят запуск и развитие речи. Ведь речь формируется не по щелчку пальцев!
А закладывается еще в утробе матери и развивается с каждым этапом взросления и познания мира: на вкус, на слух, на ощупь, на запах. Малышам нужно все протопать, ощутить слова на вкус, запах, вид. Потом совместить между собой эти этапы: вкус+запах, ощупь+вкус, вид+запах+вкус и так далее. И детям обязательно надо пройти эти этапы, чтобы развились необходимые нейронные связи в мозге, отвечающие за речь. Что же делать? Как избежать диагноза задержка речевого развития и , чтобы он не потянул за собой задержку психического развития. Чтобы малыш не отставал в будущем от сверстников, мог спокойно пойти в школу. Удивительно, но любая мама в домашних условиях, без скучных занятий за столом, а с помощью простых и увлекательных игр, которые незаслуженно забыты, но великолепно развивают нейронные связи в мозге, отвечающие за речь, может помочь ребенку заговорить. Как помочь заговорить ребенку, какие игры можно ему предложить? Об этом и многом другом вы можете узнать у учителей-логопедов нашей дошкольной организации.
Успехов вам. Уважаемые родители!
Май 2025 г.
Как разговорить молчуна: 7 мощных способов помочь ребенку с речью дома.
Тишина — не всегда золото. Особенно когда ваш ребёнок хочет, но не может ничего сказать. Предлагаю вам полезные рекомендации, которые помогут вашему малышу заговорить.
-
Говорите… медленнее.
Ваша речь — главный пример. Замедлите темп, чётко артикулируйте звуки. Ребёнок начнёт подражать — и это уже победа.
-
«Ошибка? Никакой ошибки!».
Никаких «Скажи правильно!». Вместо этого — мягко повторите его фразу в верном варианте.
Например:
Ребёнок: «Мама, дай котьку!»
Вы: «Конечно, держи свою кошечку!»
-
Волшебный приём — «недоговаривание».
Начинайте фразу… и ждите.
«Этот мяч такой… (ждёте) … КРАСИВЫЙ!»
Малыш автоматически захочет закончить мысль.
-
Игра в «глупого взрослого».
«Ой, я забыла, как мычит корова! Поможешь?»
Дети обожают исправлять ошибки — это мотивирует говорить!
-
Ритуал «10 минут без гаджетов».
Выключите фоном телевизор, отложите телефон. Живое общение творит чудеса.
-
Стихи и потешки.
Ритм + повторение = идеальная «тренировка» для языка. «Мишка косолапый…» — и вот он уже пытается подхватить!
-
Самое важное — ваше терпение.
Каждое новое слово — это маленький подвиг. Хвалите не только результат, но и попытку.
Важно: если вы замечаете, что прогресса нет, ваш ребёнок сильно отстает в речевом развитии, важно о вовремя обратиться к специалисту. Чем раньше будет выявлена проблема и начата коррекция, тем лучше и быстрее будет результат.
Апрель 2025 г.
Признак старания или серьезная проблема?…
Уважаемые родители, доводилось ли Вам замечать такую картину: ребенок увлеченно рисует (пишет, собирает пазл…), а в это время изо рта выглядывает язык. Что это означает, плохая привычка, с которой нужно бороться или причина кроется глубже? Давайте попробуем разобраться.
Синкинезии — именно так называются непроизвольные содружественные движения мышц в одной части тела, при совершении движений в другой. Они бывают физиологическими (например, движения руками во время ходьбы или бега) и патологическими , контролировать которые человеку сложно. Причиной такой картины является несогласованность в работе различных отделов коры головного мозга. Сигнал о начале двигательной программы, отправленный к той или иной мышце, автоматически начинает запускать движение других мышц. Дети могут болтать ногами во время письма, двигать пальцами левой руки…Все это говорит о недоразвитой моторной функции и может перерасти в тики, тремор. В результате чего приобретенный мышечный навык закрепляется. Прекратить непроизвольное мышечное сокращение в будущем станет довольно сложно. Представьте, сколько энергии будет уходить у дошкольника на контроль правильного написания букв да еще и языка! Концентрация внимания требует огромных ресурсов и повышенного напряжения, что очень истощает неокрепшую нервную систему дошкольников.
Для начала обратите внимание, правильно ли Ваш ребенок держит ложку, карандаш? Легко ли справляется со шнуровкой, пуговицами? Если нет, пора заниматься уже сейчас! Но совершенствовать мелкую моторику нужно целенаправленно, делая упор на преодоление лишних движений. Научить мозг разграничивать полезные движения от сопутствующих можно двумя способами:
-
Переводим непроизвольные движения в произвольные, т.е. управляемые. Например: ребенок двигает языком во время письма, предлагаем поднимать язык вверх и одновременно рисовать стрелку вверх, стрелка вниз — соответствующее движение языка. Вправо-влево — по аналогии. Усложняем: движения языка выполняются противоположно написанию стрелок (если стрелка вниз, язык поднимается вверх). После подобных упражнений мозг начинает «понимать», что нужно контролировать язык отдельно от рук.
2. Формируем целенаправленный контроль над движениями языка: предлагаем ребенку удерживать языком соломинку и одновременно выполнять движения руками по команде: подними руки вверх, опусти правую руку вниз, поставь руки на пояс… Развивая межполушарное взаимодействие, мы добиваемся более гармоничной работы всех отделов коры головного мозга, и помогаем ребенку справиться с проблемами.
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей!
08.04.2025 г.
Ослышки….?
Ослышки – кто виноват? Фонематическое восприятие или что-то другое?
Ежегодно в России проводится Тотальный диктант. После этого, специалисты анализируют ошибки и их классифицируют. Наиболее часто в этом году, да и в прошлые тоже, встречались ошибки, которые называются «ослышки» (агнонимы – слова, которые неизвестны человеку, поэтому он их искажает). Проблемой занимаются лингвисты, психологи, культурологи. Однако, эта проблема очень волнует и логопедов. Например, вместо «стрельчатые окна» писали «стрейчевые окна», вместо «Моцарт и Сальери» — «Моцарт и Савелий». И если можно ещё как-то понять и простить ошибки типа «интродукция» — «интригуция», то, когда видишь вот такое ….! Вместо «каникулы в поместье» писали «Калигула в подъезде»…! Сложно многим было написать даже такие простые слова, как «поощряет» (поочеряет), «в одночасье» (односчастье), «блоги и паблики» — «блоки и фабрики». Кто виноват?
Как считают лингвисты, что виноват уровень развития словарного запаса. Пишет человек неправильно не потому, что он «недослышал» слово, а просто потому, что оно ему неизвестно. Ну, не знают некоторые уже слов «поместье» и др., о которых писалось выше.
У детей, именно эта причина, является основной. Например, знаменитая ослышка про «добрана, которого жевали». О ней пишет С.Н. Цейтлин: «Стали они жить поживать, да добра наживать». Ребёнок не знает смысла этого выражения, воспроизводит так, как он услышал. Вот и получается – «добрана жевать». А «пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»? Многие дети думают, что «неуклюжи» – это какие-то люди.
Свою лепту вносит и физический слух. Если есть даже минимальное снижение слуха (возрастное ли или по причине воспаления, пробок и т.д.), то незнакомые слова взрослому человеку с хорошим словарным запасом (!) приходится переспрашивать.
Так что же делать родителям для того, чтобы ребенок мог грамотно писать диктанты, изложения и т.д.? Кроме изучения правил? Вот мои советы:
Бережём физический слух!
Развиваем фонематическое восприятие!
Обогащаем словарный запас!
Читаем!
Развиваем навыки аудирования: учим и учимся воспринимать на слух. И тогда, Ваши дети не будут допускать таких нелепых ошибок.
Успехов Вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии детей!
Март 2025 г.
Весна, весна…
Весна уверенно шагает по земле. Удивительное и самое красивое время года! Вся природа просыпается, ведь недаром, весну называют утром года. Самое хорошее время для прогулок с ребенком по весеннему парку, для поездок на дачу. Как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала интересной и познавательной?
Весна! Обратите внимание ребенка на то, как ласково пригревает солнышко, как весело поют птицы, оживают деревья. На поиски нектара отправляются пчелы, а бабочки поднимают настроение, пролетая мимо ярким маленьким цветком. Наступает период превращений. Радуйтесь сами и учите радоваться и удивляться своих детей окружающей красоте.
Покажите ребенку первые цветы (мать и мачеху, подснежники, крокусы). Рассмотрите внимательно, почувствуйте аромат. Прогуляйтесь в парк. Послушайте весеннее щебетание птиц. Покажите малышу грача – первую птицу, возвращающуюся из теплых краев. Понаблюдайте за его важной походкой. И, конечно же, поиграйте.
«Я буду называть «весенние» слова, а ты назови их ласково».
Солнце – солнышко, ручей – ручеек, льдина – льдинка, проталина – проталинка и т.д.
«1, 2 …5 – весенние слова пересчитать»
1 подснежник, 2 подснежника, 5 подснежников и т.д.
«Назови какой?»
Весной день ( какой?) – весенний
В марте день (какой?) — ….
В апреле день (какой?) — …
В мае день (какой?) — ….
«Бывает – не бывает»
Взрослый: «Весной опадают листья».
Ребенок: «Не бывает».
Взрослый: «Животные пробуждаются от спячки».
Ребенок: «Бывает».
Вот так весело и с пользой можно гулять с ребенком. А вернувшись с прогулки, предложите малышу нарисовать весеннее настроение.
Цените каждый день, каждую минутку проведенную с ребенком! С уважением, ваш логопед.
10.03.2025 г.
Обогащаем словарь детей.
Основная задача родителей и педагогов дошкольного образования – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств.
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
-
Придумывать к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
-
Называть две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
-
Называть по-разному одну игрушку, например, мишку (мишка, мишенька, медвежонок, мишутка и т.д.)
-
Рассказывать об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, Мишуля).
Упражнения с глаголами
-
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
-
А что умеет делать ветерок? (Ласкать, напевать, веять, шуметь, дуть),
-
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться). Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
-
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, луна), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
-
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
-
Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Упражнения на подбор сравнений
-
На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
-
На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
-
На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
-
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (сырая, морозная, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)
-
Попробуй нарисовать это состояние погоды.
-
«Зарисуй» слова, противоположные по значению выражения «погода морозная и снежная».
-
«Зарисуй» то, что связано со словами едет и мчится.
-
Нарисуй любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р (или любые другие).
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада. Больше читать малышу книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
С уважением, ваш логопед.
24.02.2025 г.
«Дефицит общения – проблема развития речи детей».
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин — одна из них недостаточность опыта общения.
Современные родители, в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не всегда находят время для своих детей. Родители озабочены тем, чтобы обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
Оттого, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне во время приготовления еды, на даче, в транспорте и т.д.
Для этого можно использовать следующие игры:
Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
Игра «Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
Игра «Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
Игра «Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает
противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.
Игра «Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– признаки. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями.
Наряду с развитием грамматического строя речи посредством речевых игр, необходимо обязательно также развивать у детей навыки: пересказа текстов, рассказывания сказок, составления описательных и повествовательных рассказов, отгадывания загадок, чтения стихов.
Уважаемые родители, проявляя терпение, находя время на общение и развивающие игры, вы тем самым не только развиваете речь малыша, но и обеспечиваете достойное место в окружающем его социуме.
Общайтесь со своими детьми с удовольствием!
17.02 2025 г.
Чем занять ребенка, когда нельзя гулять?
Вот и отгремели новогодние каникулы, и все вошли в привычный рабочий ритм. Зима в этом году совсем нас не радует снегом и легким морозцем. Часто идет дождь, под ногами слякоть и нет возможности вволю погулять с ребенком, покататься на лыжах и санках. А чем занять дома ребенка дома в выходные дни ? Хотите узнать?
-
Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.
-
Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.
-
Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.
-
Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.
-
Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.
-
Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.
Ну вот — настроение улучшилось, и ребенок счастлив.
Успехов Вам, уважаемые родители.
27.01.2025 г.
Ваш ребенок занимается с логопедом ….
Часто родители считают, что если ребенок посещает логопедическую группу или кружковые занятия с логопедом, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?
Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних рекомендаций, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все это с ребенком.
Занятия с ребёнком дома организовать ух, как непросто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители несильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Для чего надо выполнять домашние рекомендации, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?
Давайте разберемся …
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Логопедические домашние рекомендации -это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Каково значение данных рекомендаций?
-
Во-первых, это является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
-
Во-вторых, это имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
-
Домашние рекомендации ребенок выполняет с родителями в течение 10–15 минут, хотя бы 1 раз в день.
-
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
-
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.
-
(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).
-
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.