Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

«Никакая другая способность, которой может обладать человек не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.»

                                                                  Ч. Делью

SONY DSC

Немного о себе:

В образовании 26 год. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось?

Иногда даже самого выносливого родителя охватывает усталость или упадок сил.

  1. Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.

  2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.

  3. Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.

  4. Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.

  5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

  6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.

Ну вот, и усталость прошла, и настроение улучшилось, и ребенок счастлив. 

Успехов Вам, уважаемые родители.

22.01.2023 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?
Накануне получила вопрос от мамы неговорящего малыша: «Что делать, если ребенок молчит в два года? Что сделать, чтобы сын заговорил?» Пришлось объяснить, что ребенок не заговорит вдруг. Хочу напомнить, что диагноз ЗРР ставится с года и девяти месяцев до трех лет. Уже в два года у малыша, который развивается нормально, в речи есть простые предложения: «Дай пить. Иди сюда. Идем гулять». Детей с темповой задержкой речевого развития, которые без видимой причины молчат до двух с половиной -трех лет, а потом начинают говорить предложениями, не более двух процентов, у всех остальных отсутствие речи — показатель неблагополучия нервной системы.
📌Для того, чтобы выяснить причину задержки речевого развития, необходимо обратиться к специалистам и провести все назначенные ими исследования.
📌Чем раньше будет проведено обследование, начато лечение, логопедическая и психологическая коррекция, тем меньше у ребенка будет проблем в будущем. С каждым потерянным месяцем проблема становится все серьезнее и решается все тяжелее.
📌Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу и сурдологу(потому что иногда, причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту, остеопату, генетику и другим специалистам.
📌По назначению специалистов необходимо пройти назначенные ими функциональные исследования.
После посещения специалистов-врачей, проведения всех назначенных ими исследований, необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога, психолога, которое покажет состояние речи, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать программу коррекции, основанную на индивидуальных особенностях ребенка.
‼Помните, что именно речь – важный показатель развития интеллекта. Чем раньше будет
оказана помощь неговорящему ребенку, тем лучше. Вызвать речь у четырехлетнего ребенка очень сложно, а у пятилетнего — возможно только в очень редких случаях. Неговорящий пятилетний ребенок отстает от своих сверстников, заговоривших в год, уже на четыре года. Отставание в развитии речи влечет за собой отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии, которое иногда уже не удается компенсировать.
‼Не ждите чуда и не надейтесь на него. Ни волшебных процедур, ни волшебных таблеток, после которых ребенок начнет говорить вдруг и сразу, не существует. Только выполнение всех рекомендаций специалистов, работающих с малышом, и Ваша ежедневная упорная работа с ним, могут помочь.
С уважением, Ваш логопед. 12.01.2023 г.

Новогодние советы учителя – логопеда.

Уважаемые мамы, папы, накануне Нового года, позвольте дать вам несколько логопедических новогодних советов.

Новый год — яркий и долгожданный праздник! Вместе с ним приходят и новогодние хлопоты. В первую очередь для детей Новый год начинается тогда, когда они вместе с вами украшают дом и, главный символ праздника — ёлочку. Используйте эти моменты для развития  речи, обогащения словарного запаса детей. Каждое действие сопровождайте словами.  Украшая окна и стены, попросите детей вам помочь, поясняя, где разместить снежинки или узоры. Это позволит развить умение ориентироваться в пространстве, использовать предлоги «над», «под», наречия «слева» и «справа». Поиграйте с детьми, например, в игру «Посчитай снежинки». Она поможет закрепить согласование числительных с существительными (одна, две, три снежинки…) Наряжая елку,  поиграйте в игру «Новогодние игрушки». Попросите описать игрушки (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние и т. д., а еще устройте соревнования, кто больше назовет слов.

 Наверняка, вы будете посещать с малышом новогодние представления или пригласите Деда Мороза со Снегурочкой домой, тогда уделите внимание разучиванию новогодних стихов. Не секрет, что у многих детей нарушена звуковая сторона речи. Это обязательно надо учитывать при подборе произведений. Если ребенок не выговаривает звук (Р), то не следует использовать стихи, в которых часто встречаются слова с этим звуком. Постарайтесь подобрать  произведения, которые доступны для проговаривания ребенком.

Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки. Наш город красиво украшен к новогодним праздникам. Сходите на главную елку. Прогуляйтесь по центру города. Обратите внимание ребенка на украшения, огни и  пр. Там все новое, необычное. Повеселитесь вместе. Но не  забывайте о безопасности!

С наступающим Новым годом!

16.12.22 г.

Скоро, скоро Новый год!!!

Кто из нас не знает, что такое Новый год? Это — праздник! Хороводы у ёлки, Дед Мороз, Снегурочка. Именно сейчас наступает то  самое время, когда стоит подумать о том, как встретить праздник, чтобы у детей остались яркие воспоминания. Новый год, Рождество, Старый Новый год — они расположены так близко, много выходных, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными, ведь Новый год  это самый волшебный праздник в году. Уже в  начале декабря начинайте готовить  малыша к празднику. Почитайте ребенку сказки, стихи про Деда Мороза и Снегурочку. Расскажите ребёнку самыми простыми словами про этот праздник – что когда уходит старый год, то на смену ему приходит Новый год. Люди верят в то, что в старом году остаются все неприятности и печали, а с Новым Годом приходит много всего нового и интересного, поэтому все радуются приходу Нового Года, ждут его и украшают к его приходу свои дома.   Если у Вас есть возможность выехать с детьми в Санкт-Петербург в декабре, то  во многих крупных магазинах можно  встретить Деда Мороза — аниматора, который всех поздравляет, играет с детьми и дарит подарки. Не упустите эту возможность! Покажите ребенку Деда Мороза! Расскажите, во что он одет, что он делает. Совсем не обязательно вашему ребенку  читать Деду Морозу стихотворение и вставать с ним в хоровод, просто создайте у ребенка добрый, понятный образ Дедушки. 

Дети после 3 лет уже готовят к празднику танцы, учат песни и, конечно, разучивают  стихи. Всем родителям очень хочется услышать, как его ребенок читает стихотворение Дедушке Морозу. И вот наступает звездный час… Ребенок выходит  и  молчит. И,  как бы ему не подсказывали родители, воспитатели, дети — он молчит. Родители расстроены и не понимают, как ребенок мог забыть, ведь дома он всё знал назубок! Всему есть простое объяснение — ребенок  оказывается  в центре внимания, новая обстановка, большое количество людей, а  результате этого теряется и забывает свое стихотворение или роль в сценке. Не надо ругать ребенка! Скажите ему, что в следующий раз у него все получится! 

Успехов Вам, уважаемые родители!

05.12.2022 г.

День Матери.

День Матери – достойный, добрый праздник,
Который входит солнышком в семью.
И как приятно каждой маме ,
Когда ей честь по праву воздают!

Среди многочисленных праздников в нашей стране,  День Матери занимает особое место, хотя появился совсем недавно – 1998 году. Он ежегодно отмечается в последнее воскресенье ноября.  В этот день звучат слова благодарности всем матерям.

Спросите любого малыша, кто самый любимый человек на свете и, непременно,  услышите: «Моя мама!»  Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас.

Накануне замечательного праздника, очень хочется, чтобы папы побеседовали с детьми о дне, который приближается.  Выучите с ребенком  словам  — поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме.  Побеседуйте с ребенком о профессии  мамы (кем  она работает, чем на работе занимается, какую пользу приносит ее профессия, что ей необходимо для работы…).

Подберите как можно больше ласковых слов для мамы (мамочка, мамуля, мамулечка…).  Спросите ребенка: какая она наша мама? (ласковая, нежная, трудолюбивая, модная и т.п.) Обратите внимание ребенка на то, что мамы многое умеют. Спросите: «Что умеет наша мама?» Мама готовит, стирает, вяжет, рукодельничает и т.д.

Ну и,  конечно же, выучите с ребенком небольшое стихотворение для мамы.

Успехов Вам,  уважаемые папы,  в воспитании детей.

21.11.2022 г.

О вредных привычках, влияющих на нарушение звукопроизношения.

 Сегодня мы с Вами поговорим об одной самой  распространенной вредной привычке, которая может привести к нарушению звукопроизношения —  это  сосание пальца и сосание соски.

Сосание – рефлекс, который способствует развитию челюстей на первом году жизни и обеспечивает ребенка питанием. Но к полутора годам ребенок должен перейти к жеванию. Если привычка сосания пальца и сосание соски сохраняется до прорезывания постоянных зубов, это может привести к деформациям челюстно-лицевой области и положения отдельных зубов.

Важно отметить, что сосание соски и сосание соска матери отличаются друг от друга. При сосании соски работают щёчные мышцы и корень языка. Если в соске слишком большие отверстия, то работа мышц становиться минимальной и это приводит к нарушению правильного функционирования мышц. Привычка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и асимметричной деформации ее. При этом язык, располагаясь на нижних зубах, не поддерживает свод верхней челюсти, и потому баланс воздействующих на нее мышечных сил нарушается.

Итак, казалось бы,  такие безобидные  привычки могут привести к деформациям артикуляционного аппарата и к нарушению звукопроизношения.

Так, например, короткая уздечка языка может обусловить полную невозможность  или горловое произношение звука «р», а иногда и шипящих.

Или такой пример. Передний открытый прикус может привести к межзубному произношению свистящих и шипящих звуков. Боковой открытый прикус может обусловить щечное произнесение свистящих и шипящих звуков.

Что же, итог статьи очевиден! Мы — логопеды против таких привычек. По крайней мере, от них  мы однозначно рекомендуем отказаться, когда у ребёнка появляются первые восемь зубов. Скорее лучше потерпеть детские капризы  при отвыкании,  чем потом долго исправлять речь и прикус.

13.11.2022 г.

В предыдущей статье мы рассмотрели, какой длины подъязычная связка должна быть в норме. Что делать если вы обнаружили у своего ребенка укороченную подъязычную связку? Бежать в стоматологическую клинику или попробовать справиться без хирургического вмешательства?

Короткую подъязычную уздечку достаточно легко растянуть при помощи специальных упражнений. Выполнять упражнения необходимо 2 раза  в день, если уздечка сильно укорочена, то времени может потребоваться около 3 месяцев.

Но прежде чем начать делать упражнения, нужно сделать 

массаж подъязычной уздечки.
Слегка открыть рот, взять кончик языка, большим и указательным пальцем слегка потянуть его сначала вперед, затем в стороны и вверх. Чтобы язык не выскальзывал из пальцев, используйте платок или бинт. Следующее массажное движение указательным и большим пальцами растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Правила выполнения упражнений:

При выполнении упражнений рот нужно стараться открывать настолько широко, насколько язык может дотянуться до верхних зубов. Все упражнения выполняйте близко к пределу возможного. Если во время выполнение упражнений язык устал, нужно дать ему отдых.

Упражнения для растягивания уздечки языка важно выполнять в такой последовательности:

 «Иголочка» — Острый язык высунуть вперед и удерживать это положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Вкусное варенье» — Острым языком облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу, повторить упражнение 3-4 раза в одну и в другую сторону.

«Лошадка» — Поцокать языком, как лошадка.

«Красим потолок» — Открыть рот на столько, насколько возможно дотронутся языком до верхних зубов, проводить языком от альвеол (оснований зубов) по твердому небу к мягкому нёбу.

«Грибок» — Присосать язык за верхними зубами к твердому небу. Пытаться открыть рот настолько широко, насколько язык может не отлипать от твердого неба.

«Гармошка» — Присосать язык за верхними зубами к твердому небу, открывать и закрыть рот не отпуская язык от твердого неба.

Уздечка языка считается растянутой, когда при выполнении упражнения «Грибок»,  подъязычная связка вытягивается как «ниточка».

Успехов вам, уважаемые родители!

20.10.2022 г.

Что делать, если у ребенка укорочена подъязычная  связка (уздечка)?

Подъязычная уздечка — любимица логопедов.

Данную связку  – подъязычную, знают практически все, а вот разглядеть её во рту крохи бывает не так-то просто! Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Во-первых, ребёнок вряд ли это потерпит, а во-вторых, можно серьезно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся использовать маленькие хитрости.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко, а у тебя?»

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?»

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!»- с хитрым видом говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время

Укороченная уздечка( менее 1,5 см.) ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р, Ш и Ж.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением, но его необходимо принимать  обдуманно и вместе со специалистами.

17.10.2022 г.

«Осень, осень в гости просим…»

Вот и наступила осень. Это время года, несмотря на частую непогоду, можно сделать для ребенка  ярким и запоминающимся. В осеннее время можно придумать много разных интересных  развлечений. В маминых руках сделать  серые осенние  будни яркими и познавательными.

                Не стоит отказываться от прогулок с ребенком даже в непогоду. В нашем городе есть  замечательное, любимое горожанами место для прогулок – это городской парк. Обязательно пройдите по аллеям, послушайте с ребенком шуршание листьев, всмотритесь в небо  и проводите перелетных птиц. Задайте ребенку вопрос: «Почему птицы улетают?». Уточните, что улетают в теплые края только перелетные птицы. Поиграйте с малышом «1,2,..5 – будем птиц с тобой считать».  Считайте уток, скворцов, грачей, ворон, галок, голубей. Рассмотрите небо и снова поиграйте. Подбирайте слова-признаки : небо (какое?) – низкое, хмурое, серое и т.д.  Данные игры способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

В парке растут разнообразные деревья. Назовите части деревьев: ствол, крона, ветки, листья, корни. Рассмотрите вместе с детьми листья разных деревьев. Осенью они очень красивы. У листьев различная форма, цвет, размер. Можно собрать букет из осенних листьев, а можно сплести венок. Листья с деревьев кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Можно провести эксперимент совместно с ребенком: положить лист на ладонь и подуть на него. А как весело бегать по опавшим листьям, загребая ногами, прислушиваться к шуршанию, подбрасывать их вверх. Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать, а у дерева высокий ствол, ветки и листья видны – а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём, а тонкий ствол обхватит и один человек. В парке детям нравится собирать жёлуди, шишки, семена различных растений. Из них дома можно сделать разные поделки, тем самым развивая воображение и мелкую моторику.  Сопровождайте прогулку чтением стихов, известных вам с детства.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

Яркой Вам осени, уважаемые родители!

12.09.2022 г.

Слушайте своего ребёнка! Услышьте своего ребёнка!

Некоторые родители, прочитав такой совет, — «Слушайте своего ребёнка!» — недоумённо пожмут плечами и скажут: «Так мы только и делаем, что слушаем его. Уже устали слушать!» Но почему-то многие дети жалуются на то, что родители их совсем не слушают. Да, уважаемые родители, очень часто нам лишь кажется, что мы слушаем своих детей, а на самом деле — это далеко не так. Ведь слушать — это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Это, во-первых, понимать их значение, сосредотачиваясь и  не отвлекаясь в момент слушания. И, во-вторых, это — стремление понять говорящего, причём его личное восприятие данной темы, его чувства и эмоции .Во время слушания своего ребёнка мы совершаем много разных ошибок. Вот некоторые их них.

Ошибка первая. Перебиваем ребёнка, не дослушав его до конца.

Ошибка вторая. Отмахиваемся от темы сообщения ребёнка, как незначительной, неважной, не стоящей внимания.

Ошибка третья. «Читаем» мысли ребёнка на расстоянии и делаем из высказывания ребёнка свои выводы и умозаключения, которые тут же озвучиваем, не дослушав ребёнка.

Ошибка четвёртая. Не проявляем заинтересованности в разговоре.

Ошибка пятая. Планируем и соображаем, что мы скажем в ответ ребёнку; как ему возразим, какую систему доводов приведём, вместо того, чтобы просто внимательно слушать.

Ошибка шестая. Размышляем о своём во время разговора с ребёнком.

Ошибка седьмая. Сразу всё критикуем и отрицаем из того, что предлагает ребёнок.

Ошибка восьмая. Меняем тему разговора по своему усмотрению.

Ошибка девятая. Сравниваем своего ребёнка с другими не в его пользу.

Уважаемые родители! Слушайте своего ребёнка во все уши, во все глаза, во всю душу, во все мозги, во всё сердце!

02.09.22 г.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.