«Никакая другая способность, которой может обладать человек не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.»
Ч. Делью
Немного о себе:
В образовании 26 год. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.
Весна, весна…
Весна уверенно шагает по земле. Удивительное и самое красивое время года! Вся природа просыпается, ведь недаром, весну называют утром года. Самое хорошее время для прогулок с ребенком по весеннему парку, для поездок на дачу. Как сделать так, чтобы весенняя прогулка стала интересной и познавательной?
Весна! Обратите внимание ребенка на то, как ласково пригревает солнышко, как весело поют птицы, оживают деревья. На поиски нектара отправляются пчелы, а бабочки поднимают настроение, пролетая мимо ярким маленьким цветком. Наступает период превращений. Радуйтесь сами и учите радоваться и удивляться своих детей окружающей красоте.
Покажите ребенку первые цветы (мать и мачеху, подснежники, крокусы). Рассмотрите внимательно, почувствуйте аромат. Прогуляйтесь в парк. Послушайте весеннее щебетание птиц. Покажите малышу грача – первую птицу, возвращающуюся из теплых краев. Понаблюдайте за его важной походкой. И, конечно же, поиграйте.
«Я буду называть «весенние» слова, а ты назови их ласково».
Солнце – солнышко, ручей – ручеек, льдина – льдинка, проталина – проталинка и т.д.
«1, 2 …5 – весенние слова пересчитать»
1 подснежник, 2 подснежника, 5 подснежников и т.д.
«Назови какой?»
Весной день ( какой?) – весенний
В марте день (какой?) — ….
В апреле день (какой?) — …
В мае день (какой?) — ….
«Бывает – не бывает»
Взрослый: «Весной опадают листья».
Ребенок: «Не бывает».
Взрослый: «Животные пробуждаются от спячки».
Ребенок: «Бывает».
Вот так весело и с пользой можно гулять с ребенком. А вернувшись с прогулки, предложите малышу нарисовать весеннее настроение.
Цените каждый день, каждую минутку проведенную с ребенком! С уважением, ваш логопед.
10.03.2025 г.
Обогащаем словарь детей.
Основная задача родителей и педагогов дошкольного образования – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств.
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
-
Придумывать к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
-
Называть две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
-
Называть по-разному одну игрушку, например, мишку (мишка, мишенька, медвежонок, мишутка и т.д.)
-
Рассказывать об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, Мишуля).
Упражнения с глаголами
-
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
-
А что умеет делать ветерок? (Ласкать, напевать, веять, шуметь, дуть),
-
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться). Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
-
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, луна), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
-
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
-
Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Упражнения на подбор сравнений
-
На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
-
На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
-
На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
-
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (сырая, морозная, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)
-
Попробуй нарисовать это состояние погоды.
-
«Зарисуй» слова, противоположные по значению выражения «погода морозная и снежная».
-
«Зарисуй» то, что связано со словами едет и мчится.
-
Нарисуй любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р (или любые другие).
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада. Больше читать малышу книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
С уважением, ваш логопед.
24.02.2025 г.
«Дефицит общения – проблема развития речи детей».
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин — одна из них недостаточность опыта общения.
Современные родители, в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не всегда находят время для своих детей. Родители озабочены тем, чтобы обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.
Дефицит общения – проблема развития речи детей.
Оттого, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне во время приготовления еды, на даче, в транспорте и т.д.
Для этого можно использовать следующие игры:
Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
Игра «Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.
Игра «Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,
пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)
Игра «Скажи наоборот».
Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает
противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.
Игра «Кто больше придумает слов»
Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова– признаки. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями.
Наряду с развитием грамматического строя речи посредством речевых игр, необходимо обязательно также развивать у детей навыки: пересказа текстов, рассказывания сказок, составления описательных и повествовательных рассказов, отгадывания загадок, чтения стихов.
Уважаемые родители, проявляя терпение, находя время на общение и развивающие игры, вы тем самым не только развиваете речь малыша, но и обеспечиваете достойное место в окружающем его социуме.
Общайтесь со своими детьми с удовольствием!
17.02 2025 г.
Чем занять ребенка, когда нельзя гулять?
Вот и отгремели новогодние каникулы, и все вошли в привычный рабочий ритм. Зима в этом году совсем нас не радует снегом и легким морозцем. Часто идет дождь, под ногами слякоть и нет возможности вволю погулять с ребенком, покататься на лыжах и санках. А чем занять дома ребенка дома в выходные дни ? Хотите узнать?
-
Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.
-
Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.
-
Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.
-
Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.
-
Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.
-
Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.
Ну вот — настроение улучшилось, и ребенок счастлив.
Успехов Вам, уважаемые родители.
27.01.2025 г.
Ваш ребенок занимается с логопедом ….
Часто родители считают, что если ребенок посещает логопедическую группу или кружковые занятия с логопедом, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?
Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних рекомендаций, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все это с ребенком.
Занятия с ребёнком дома организовать ух, как непросто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители несильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.
Для чего надо выполнять домашние рекомендации, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?
Давайте разберемся …
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Логопедические домашние рекомендации -это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Каково значение данных рекомендаций?
-
Во-первых, это является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.
-
Во-вторых, это имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
-
Домашние рекомендации ребенок выполняет с родителями в течение 10–15 минут, хотя бы 1 раз в день.
-
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
-
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.
-
(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).
-
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.