Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

Пусть станет невозможное — возможным!
Пусть станет близким то, что далеко !
И пусть все то, что было очень сложным,
решается красиво и легко!
Мы не врачи и не геологи,
Но сожалений горьких нет.
Мы — логопеды, дефектологи
Коррекционный шлем привет!
Мы с дошколятами работаем,
Им развиваем слух и речь,
Считаем главною заботою:
Здоровье детское беречь.
Волнует нас артикуляция,
Запас словарный, а затем
Нам так важна координация
И различение фонем.
Но мы судьбою не обижены
И скажем прямо, без затей:
«Какое счастье, если слышим мы
Речь полноценную детей!»

SONY DSCНемного о себе:

В образовании 21 год. Долгое время проработала в Детском доме «Родничок» г. Волхова. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

«ПОЧЕМУ МЫ ХОДИМ К ЛОГОПЕДУ ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ, А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ?»
«КАК ДОЛГО НАМ ЕЩЕ ХОДИТЬ К ЛОГОПЕДУ?» 
«КАКИЕ ГАРАНТИИ? КОГДА МЫ ЗАГОВОРИМ?» 

Это, как бы, не самые основные вопросы, которые волнуют всех родителей, чьи дети требуют логопедической помощи, но всяком случае, я их слышу очень часто. 

Дать точный ответ на эти вопросы не сможет ни один, даже самый  опытный логопед. Наберитесь терпения и прочитайте это длинное наставление, и я думаю,  вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы. Постараюсь максимально раскрыть эту тему и донести до Вас все,  как есть на самом деле. 

К сожалению, нет волшебной таблеточки, чудо кнопочки, чудо укольчиков, которые исправят все в один миг, за несколько занятий или даже за месяц.  Но я, все- таки, попытаюсь объяснить, почему коррекционная работа занимает определенное время и от чего зависит ее эффективность. 

Первое, и на мой взгляд, очень важно — это СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА, РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ. Если у родителей нет четкого понимания и стремления заниматься ребенком, то возложить всё на плечи одного логопеда, будет крайне не правильным и, тем более, не эффективным. 

Начнем по пунктам: 

1. АДАПТАЦИЯ. 
Итак, осознав, что у вашего  ребенка есть речевые проблемы, вы обратились к логопеду и привели на занятие. И вот тут самое время вспомнить о том, что у каждого ребенка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности. Дети могут быть скованны, стеснительны, замкнуты, элементарная боязнь незнакомых людей — все это требует определенного времени на адаптацию, ребенка надо расположить к занятиям и к себе. 

2. МОТИВАЦИЯ РЕБЕНКА. 
Коррекция проходит быстрее и успешнее, если ребенок сам хочет избавится от проблем с речью. Очень часто ситуация, когда родители понимают малыша с молчаливого полу взгляда,  приводит к тому, что у ребенка нет необходимости в речи, его и так все понимают, зачем еще напрягаться и заниматься. 

3. РЕГУЛЯРНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЙ. 
Сразу хочу задать вопрос — можно ли приобрести стройную фигуру или накачать пресс за один  или два похода в спортивный зал? Вряд ли. Тут, тоже самое,   невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за 1,2 занятия. 
Занятия у логопеда проходят в форме игр, и, тем не менее,  это обучение, то есть это получение знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому если занятия не имеют системности, то  данные навыки и умения теряются, что делает походы к логопеду бессмысленными. 

4.УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ. 
Коррекция речевых проблем – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса, новой привычки говорить, которая обязательно должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем дома. Если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, то работа даже самого опытного и блистательного логопеда не даст результатов. 

Очень часто родители не совсем адекватно относятся к речевым проблемам у ребенка. Я разделяю их на две категории. Одни говорят: «А само пройдет, у нас дядя, тетя, брат, сестра поздно заговорили и наш заговорит к школе». Вторые говорят: «Нам уже годик, а мы еще не рассказываем стихи». Очень важно не впадать в крайности и найти золотую середину адекватной оценки ситуации. В любом случае такие диагнозы как  ОНР, ФНР, ФФНР, ЗРР, АЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, ДИСЛАЛИЯ — это не приговор, и если вовремя оказать ребенку комплексную помощь специалистов,  результат всегда будет. Просто наберитесь сил и терпения, тогда все обязательно получится.

09.12.19 г.

12 ноября в семейном клубе «Первая ступенька» мы встретились с родителями и будущими дошколятами. Конечно, родителей интересовали  ответы на  вопросы: «Когда мой ребенок заговорит?» и  «Как разговорить молчуна?». Именно этому и была посвящена наша встреча. Не  только  мамы с интересом рассматривали пособия по развитию речи, но и детишки, и даже папы

Оказывается, чтобы разговорить ребенка, не требуется больших материальных вложений, а все можно найти дома. Это и кухонные принадлежности, и  обычная бумага, и трубочки для коктейля, и ленты, шнурки, да и многое другое. Встреча прошла интересно и плодотворно. В заключение  мамы с малышами изготовили пособие для развития дыхания «Веселый человечек». А затем с увлечением опробовали его в действии.

Предлагаю Вам мастер-класс по изготовлению данного пособия. На собственном опыте мы убедились, что изготовление займет у Вас не более 10 минут. Итак: вам понадобится бумажный стакан, резиновая перчатка, маркер, коктейльная трубочка и бумажный скотч.  Нарисуем  на одной стороне перчатки маркером забавную рожицу, затем наденем перчатку на стакан, если есть необходимость, можно закрепить основание перчатки скотчем. Далее , вставьте коктейльную трубочку в отверстие, проделанное в донце стакана и закрепите ее скотчем. Все пособие готово! Заправьте перчатку внутрь стакана и попросите ребенка подуть в трубочку.

Успехов Вам, уважаемые родители!

25.11.19 г.

Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.

С развитием компьютерных технологий,  печатный текст прочно вошел в жизнь людей. Но навык письма все еще необходим для жизни. В некоторых странах от него отказались. В Финляндии и Швеции уже набрали классы, в которых дети не учились писать. Но в итоге удалось выяснить, что это привело к ряду  больших проблем. Если ребенок привык  неправильно  удерживать карандаш, ручку, ложку  в руке, то у него происходит задержка  активизации  центра  Брока, который отвечает за формирование процесса  чтения.

Многие родители даже не замечают, что ребенок при рисовании или штриховке  неправильно держит карандаш, а во время еды неправильно держит ложку. Является ли это проблемой?  Однозначно: «ДА». Что влияет на формирование правильного захвата? Как научить ребенка правильно держать карандаш? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье.

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват карандаша  может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш, поэтому дошкольник будет быстро уставать, когда рисует.

Как правильно держать карандаш и ручку?

Для того чтобы научить ребенка правильно держать карандаш, нужно обратить его внимание на то, как должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то карандаш  должен  лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется.

7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш.

  1. Хорошим способом формирования правильного захвата, является рисование маленькими кусочками мелков. Их нельзя взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

  2. Метание дротиков в игре дартс. Предложите ребенку представить, что карандаш – это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги.

  3. Нарисуйте на среднем пальце малыша точку, которой должен касаться карандаш. Такую же метку можно поставить на карандаше (на расстоянии около 1,5 см от пишущего края).

  4. Метод салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат карандаш.

  5. Прикрепить карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается взять сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и доставлять дискомфорт.

  6. Карандаш — тренажер. Эти карандаши имеют трехгранную форму и отличаются небольшим весом, что позволяет ребенку быстро усвоить правильный захват.

  7. В канцелярских магазинах также можно найти специальные насадки на ручки и карандаши с выемками для пальцев. Такие насадки имеют забавную форму и очень нравятся детям. Существуют насадки для левшей и для правшей.

Научить ребенка правильно держать ручку можно разными способами. Каждый из них имеет свои особенности. Иногда нужно перепробовать все, чтобы понять, какой больше всего подходит Вашему малышу.

Успехов Вам в воспитании и развитии детей.

06.11.2019 г.

Кажется, совсем немного времени прошло с начала учебного года, а многие дети уже могут порадовать родителей тем, что уже научились произносить «трудные» звуки. «Когда же мой ребенок заговорит чисто?» — спрашивают многие родители.

Автоматизация звука — это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения.

Что же делать? Как помочь ребенку дома? Вот несколько советов по закреплению правильного произношения поставленных звуков.

  1. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

  2. При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному. Именно в такой последовательности дает задания логопед. Не требуйте от ребенка выполнить невозможное.

  3. Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

  4. Занимайтесь с ребенком систематически, ежедневно по 15-20 минут.

  5. Исправляйте дефектное произношение поставленных звуков в повседневной речи.

Только общими усилиями мы поможем ребенку освоить произношение «трудных звуков». Успехов Вам, уважаемые родители.

25.10.19 г.

Осень — единственное время года, которое учит. (Эльчин Сафарли)

У кого-то эта пора ассоциируется с наступающими холодами, плохой погодой и надоедливыми дождями. А для кого-то это же время ассоциируется с теплым светом заходящего солнца, уютными домашними вечерами и коврами из разноцветных листьев в парках. Как здорово прогуляться с ребенком по парку, пошуршать опавшей листвой, понаблюдать за птицами. Но погода не всегда располагает к прогулкам, а сидеть дома без дела, дети не умеют.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось, а на кухне ждет своей очереди приготовление обеда или ужина? Рекомендую “поиграть на кухне”! Ведь кухня – это не только место для приготовления пищи, но и отличная школа, где ребёнок может приобрести полезные навыки, знания. 

1 Игра «Вспоминай-ка»: попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что Вам пригодятся для приготовления борща, и в каком порядке овощи будете закладывать в кастрюлю. А затем спросите: что делали сначала, а что потом.

2. Игра «Какой – какая — какое?»: Попросите сына или дочь вспомнить, какие еще овощи, кроме тех, что Вы купили. Знает ли их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» — вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д.

3.Игра «Найди 3 (5, 7) отличия»: попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства и различия, при этом обращайте внимание малыша на основные признаки различия ( цвет, размер, форму и т. д.).

4.Игра «Подбери слово»: попросите ребенка вспомнить только те овощи (фрукты, посуду), в названии которых встречается, например, звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Или: мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.

Вот видите, заинтересовать ребёнка – совсем не трудно!

Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. 

Успехов Вам, уважаемые родители!

10.10.2019 г.

Little girl helps to make a dinner

Уважаемые родители, сегодня мне хочется затронуть тему формирования длительного выдоха у детей. Всем известно, что наша речь образуется на выдохе, поэтому важной составляющей эффективной работы логопеда является развитие у малышей сильного, направленного и длительного выдоха. В арсенале у каждого специалиста найдется  огромное количество специальных упражнений, направленных на обучение этим умениям, а что же можете сделать для этого  вы, родители, находясь дома? Предлагаю подборку  веселых игр для формирования длительного выдоха, в которые можно играть с ребенком дома.

«Чей пароход лучше гудит?»

Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?»  А затем погудите вместе.

Игра «Колобок»

Играть может несколько человек.  На столе поролоновый «колобок». Перекатывать друг другу колобок.

«Прокати карандаш».

Взрослый предлагает ребенку присесть на корточки около стола (рот на уровне стола ), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется карандаш и гранями.

«Забей мяч в ворота».

На стол – противоположный от ребенка край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Ребенок дует  на ватные шарики – мячи так, чтобы попасть в ворота.

Успехов Вам, уважаемые родители.

23 сентября  2019 г.

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал  чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не касается Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и малопонятна, ребенок неправильно произносит звуки (шепелявит, картавит).

Трудности при обучении чтению и формировании навыка письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
Заикание — традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.  Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому, если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия, к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.

Успехов Вам, уважаемые родители!

16.09.19 г.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.