Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию…», «Вообрази себе, что ты…». Чтобы «придумывать» нам необходимо воображение.
Оно развивается постепенно, по мере накопления дошкольником определенного опыта. Все образы, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
Воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. А в случае с нашими воспитанниками это гораздо сложнее.
Предлагаю вниманию родителей и детей
практические упражнения на развитие воображения у детей:
Игры с заменителями предметов
Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.
Игра: «Шкатулка со сказками»
В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать. Кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.).
Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2–3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто это или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда у каждого играющего будет по фигурке, то новые фигурки не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5–6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).
В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали все вместе.
Игра «Фигурки-заменители»
Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и различные игрушки или предметы, которые у вас есть.
Предложите малышу поиграть в игру, где вместо игрушек нужно пользоваться карточками с фигурками. Для начала можно взять три фигурки и три игрушки и с помощью первых – обозначить вторые.
Например, кукла будет квадратом, мячик – треугольником, а машинка – кругом. Разложите карточки с фигурками возле соответствующих игрушек. Когда ребенок запомнит все обозначения, покажите ему первую карточку-задание, на которой все фигурки изображены в определенной последовательности (эта последовательность должна отличаться от той, в которой реально размещены ваши игрушки). Задача состоит в том, чтобы малыш разместил игрушки в такой же последовательности, в какой идут фигурки на карточке–задании. После того как первое задание выполнено, дайте малышу вторую карточку (с другой последовательностью) и т.д.
Если малыш легко замещает игрушками фигурки и наоборот, то эти задания не вызовут у него особых проблем. В случае затруднений поиграйте в эту игру несколько раз, меняя игрушки и фигурки. Причем желательно постепенно перейти от заменителей, которые по форме чем-то напоминают замещаемый предмет, к заменителям, которые на такой предмет совершенно не похожи.
Игра «Путешествуем по дороге»
Эта игра тоже на использование заменителей.
Приготовьте 5–10 карточек с дорожными знаками, обозначающими: движение на велосипедах запрещено.
Скажите малышу, что сейчас он будет водителем такси. Эта профессия очень интересная. Водителю приходится много ездить, и в дороге его могут поджидать разные неожиданности. Например, пассажир может почувствовать себя плохо, и его нужно срочно доставить в больницу, или дорога проходит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут нечаянно выбежать на дорогу, или в машине заканчивается бензин, и ее нужно срочно заправить и т.д.
Пусть ребенок представит себе, что он едет на машине и ему встречается первый знак. Что он обозначает? Предложите малышу подумать и высказать свои предположения. Затем «едем» дальше и определяем назначение второго знака и т.д.
Если у малыша будут возникать затруднения, подскажите ему и детально проанализируйте, почему данный знак обозначает именно это, а не что-то другое. Скажите ребенку, что эти и другие знаки он может встретить на улице, когда будет куда-нибудь идти или ехать на автобусе. Пусть обращает внимание на эти знаки и подсказывает взрослому, что они означают.
Игра «Подарки из мешочка»
Игра развивает воображение, исходя из словесного описания и тактильного восприятия.
Приготовьте два мешочка и игрушки или предметы небольшого размера. Лучше, если это будут предметы, которые вы купили ребенку в подарок, и о которых он еще не знает. Нужно положить по несколько игрушек в каждый мешочек. Причем один мешочек готовите вы, а другой – ребенок.
Суть игры состоит в следующем. Вы описываете один из предметов, лежащих в вашем мешочке, а затем предлагаете малышу найти его на ощупь. «Подарки», находящиеся в мешочке ребенка, таким же образом отгадываете вы.
Например, вы купили ребенку конструктор. Опишите его так: «Это игра, из которой можно составить множество башенок, замок или что-то другое, что захочется». Если ребенок не отгадает, добавьте к описанию какие-нибудь детали предмета (скажите, «он имеет множество деталей»). В последнюю очередь описывайте все функции игры. Когда малыш отгадает, что это такое, и найдет его на ощупь, наступает ваша очередь отгадывать.
Наибольшие затруднения могут возникнуть при описании малышом предмета, находящегося в мешочке. Ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета, поэтому описания могут быть неточными и даже не совсем отражающими данный предмет. В таких случаях не следует сразу поправлять ребенка, подсказывать ему, так как это исказит естественный ход игры. После того как вы угадаете, что это за предмет, и получите его в подарок, можете вместе с ребенком обсудить, действительно ли названные им признаки являются существенными и какие детали были упущены.
Игра «Собери картинку»
Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.
Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.
Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.
Если в игру одновременно играет несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент – «Кто быстрее соберет картинку». Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей.
По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их.
Побеждает тот, кто первый соберет картинку правильно. После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две части и предложите ему их соединить.
При этом вместе с ним последовательно прикладывайте эти части разными сторонами и рассуждайте вслух, почему они подходят или не походят друг другу. Затем оставьте одну часть и поменяйте другую. И так, пока не достигнете совпадения.
Научите ребенка последовательно и терпеливо сопоставлять эти части по цвету, контуру, по изображенному на них рисунку.
Варианты игр с детьми можно показывать в виде фильма, в котором будут проигрываться рекомендуемые игры. Можно проигрывать их взрослым, представляя, что они – дети. Проиграйте дома в кругу семьи предложенные игры по полученным печатным рекомендациям и вы станете намного ближе своему ребёнку.
Он не говорит. Что делать?
Ответ достаточно прост — создать «питательную» богатую развивающую речевую среду. Что же это такое? Что это за речевая среда?
Дома всё должно работать на неговорящего ребёнка, должны звучать детские песенки- с телефона, диска и т.п. И как можно чаще — аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов.
Как можно раньше приучать ребёнка именно слушать, а не смотреть видео с сопровождением детской музыки. т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
Очень важно рассказывать своему ребёнку сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!!
Когда взрослый рассказывает, то малыш видит его лицо, можно наблюдать за его реакцией. Взрослый интуитивно подстраивает свою речь под ребенка, меняет интонацию, где-то делает паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Неважно, что можно забыть или пропустить какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
Рассматривайте с ребенком картинки.
Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
Разговаривая с неговорящим малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.
Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут малышу и взрослому радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.
Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество.
Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть со своим ребёнком – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!
МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:
Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
«где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!