Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Николаевой О.В.

Мы помним, мы гордимся!

И мы живем, и мы опять весну встречаем,

встречаем день победы, лучший день в году!

Вопросам патриотического воспитания дошкольников, достойных граждан своей страны в нашей группе №4 «Ручеёк», уделяется очень много сил и времени. Беседы, экскурсии, оформление альбомов творческих работ о малой Родине, альбомов рисунков совместного творчества детей и родителей, детей и педагогов, выпуск газет к государственным праздникам и историческим датам, встречи с интересными заслуженными людьми нашего города, совместные праздники с творческими коллективами Дворца Культуры-достаточно разнообразна работа педагогов группы  по воспитанию маленького гражданина своей страны. Закладка наиважнейших человеческих качеств – а именно это и есть наша задача дошкольного воспитания — осуществляется на примере опыта мужественных, творческих людей, различных культурных традиций, забывать о которых мы просто не имеем морального права.

Самый главный день в году (говоря словами композитора, актера и автора песен о войне и победе Михаила Ножкина)-это день Победы, день  начала отсчёта мирной жизни! И поэтому детям на понятном им языке говорим о значении победы просто- если бы не эта Победа, и нас и вас не было бы никогда…

Дети очень эмоциональны, поэтому и говорить им о серьёзных вещах надо и серьёзно, и эмоционально, они поймут, пускай сначала неосознанно, но позже, поймут и разумом.

Накануне великого праздника Победы, а точнее задолго до его празднования, мне пришла мысль о встрече детей старшего дошкольного возраста нашей группы с поколением, которое видело и помнит ту войну и ту великую Победу…Участники академического хора ветеранов Волховского городского дворца культуры-люди, достойные почитания и бесконечного уважения, с которыми мне, внучке пропавшего без вести солдата Курской операции, удаётся встречаться 2 раза в неделю на репетициях 16 й год подряд, как и встречать колонну ветеранов 9 мая!

Нам, последнему поколению, которое видит живых участников военных событий Великой отечественной войны, важно передать ныне живущим детям и внукам вахту памяти! А как, каким образом донести? Через песни, рассказы, мультфильмы… И, конечно же, никакие рассказы и истории не заменят свидетельства живых участников истории войны и победы…

Вместе с детьми мы решили постепенно подготовить каждому из участников  заслуженного коллектива именную открытку с поздравлением с Великой Победой, разучить  хотя бы по одному  куплету песен о войне и победе, выучили стихи … Совместно с воспитателями изготовили праздничные флажки-триколор,украсили одно из видных мест группы символикой победного мая, подготовили раскраски на военную победную тематику, в уголке для родителей широко представили материалы-История празднования Дня Победы, ордена и медали Отечественной войны, фрагменты первой энциклопедии для детей о войне, Консультацию для  родителей «Как рассказать дошкольнику о войне» ,поэзия военных лет, рассказы о  маленьких героях той великой войны…

В один из последних дней апреля наша встреча с ветеранами-участниками Академического хора состоялась. Решено было прийти прямо на репетицию хора небольшой делегацией из 7 человек,2 из которых-взрослые. Накануне ребятам я рассказала об истории георгиевской ленты, которую надеваем в праздник Победы, и которая есть на многих знаменах, орденах, медалях, присутствует в оформлении витрин, улиц и т.д.  И они с гордостью прикрепили себе такие же ленточки, идя на встречу.

Мы с детьми не раз бывали в библиотеке Дворца культуры, есть дети, которые посещают занятия коллектива «Веснянка» под руководством Каращук Л.Н.

Интересно стало, что мы пришли в новое для детей место во дворце Культуры. Нас ждали.

Встреча была очень волнующей, как для ребят (некоторые смутились, стеснялись читать стихи), так и для коллектива. Хора. Особенно для его бессменного с 1984 года руководителя, заслуженного деятеля Культуры, почётного гражданина города Волхова, Никифоровой Людмилы Александровны!

Во время чтения стихов ребятами у многих участников хора выступили слезы, они ведь были детьми в ту войну, есть и бывшие узники лагерей смерти…А дети –их сверстники тогда…Стихи звучали о войне, победе, о ненависти к фашистам…В ответ на стихи-песня «Офицеры». Ребята слушали, не шелохнувшись. Снова стихи как перекличка поколений-«Спасибо героям, спасибо солдатам!» И хор грянул «Старые марши»! Эти песни и об офицерах, и о старом маршале, звучали как подарок юным волховчанам. И в ответ дети вручили свой, сделанный с любовью подарок- открытки к великой дате –Дню Победы! Познакомились, освоились, стали задавать вопросы ветеранам. В небольшом помещении вокального класса Дворца Культуры в тесном кругу шла неторопливая беседа, дети подходили к участникам хора, вручали  открытку , спрашивали о наградах, позвякивающих у них на  груди, говорили слова благодарности. А потом все хором сказали слова о мире и дружбе, о победе. И аплодисментами сопровождали песню в исполнении хора «День победы»! Как завершающий аккорд- совместное пение «Солнечный круг» и проведённая в стенах хорового класса акция «Мы помним, мы гордимся».В одном строю стояли и пожилые свидетели страшной войны и прекрасной Победы и правнуки Победы ,держа в руках буквы из георгиевской ленточки… Буквы сложились в слова МЫ ПОМНИМ,МЫ ГОРДИМСЯ!

Связь поколений есть — и в этом наша сила!

Апрельские интересности.

Весна –красна…не зря так говорят. Красна-красива, богата…Наш апрель в группе также богат событиями, интересными делами, занятиями, развлечениями.

Хочется вспомнить несколько интересных событий апреля группы «Ручеёк». Был День здоровья, когда и дети, и взрослые старались вспомнить и следовать правилам здорового образа жизни…Для этого и газету сами выпустили, снабдив её красочными рисунками о здоровье и том, что его дает. Пригласили и медсестру детского сада Валентину Алексеевну. Ведь человек в белом халате, который ежедневно в течение всего года беспокоится о здоровье каждого воспитанника и даже педагогов группы, не должен быть в стороне. В День Здоровья особенно! Валентина Алексеевна в диалоге с ребятами выясняла, насколько ребята понимают важность мытья рук, чистки зубов, аккуратной причёски, наличия платочка кармашке…Интересно было всем так в непринужденной беседе понять друг друга и чему-то новому научиться!

Дети группы после беседы стали и ответственнее относиться и к своему внешнему виду, и обращать внимание на товарищей, одергивать по необходимости. И мы, взрослые, педагоги группы, решили, что можно нам и показаться где-то вне стен детского сада: посетили филиал библиотеки КИЦ в книжкину неделю, посетили во Дворце культуры праздник детского коллектива «Веснянка», где занимаются и наши воспитанники, и их братья-сёстры.

Так, постепенно расширяя кругозор воспитанников, было решено отправиться накануне Дня космонавтики и авиации на игровую викторину-занятие «К звёздам», которое организуют на протяжении нескольких лет экскурсоводы-сотрудники Волховского музея ФосАгро. Кстати, наша группа, давно, с открытия в новом здании музея, сотрудничает с музеем, посещая по возможности его мероприятия.

Начало 2-й недели апреля дети встретили, слушая космическую музыку, разучили космическую считалку, выполняли утреннюю зарядку под космическую физкультминутку. Получили космический завтрак, чуть пофантазировав на эту тему, и, надев яркие (к сожалению, не космические -жилеты), отправились в музей. Было интересно идти по весенней солнечной улице пешком-многие видят родной город только из окон автомобиля… Но ребят влекло вперёд любопытство. И вот-встреча состоялась, увидели много интересного, замечательный детский видеофильм о космосе! Ребята  смогли ответить и на вопросы викторины, а один мальчуган  после всего увиденного и услышанного  решил-буду космонавтом! 

Отрадно было видеть, что детям интересно общаться с новыми людьми, задавать вопросы…И сколько ещё интересного ждет впереди!

Оказывается, из наших ребят, никто не был в заводской уникальной башне…В музее пожарной службы… Да и много где… Как момент приобщения к прекрасному, детям было предложено ещё посмотреть выставку игрушек, сшитых детьми чуть постарше. И наши ребята узнали героев Книжкиной Недели-героев мультфильмов! А взрослые –педагоги насладились картинами педагога этих рукодельных ребят!

Путешествие в виртуальное в глубины космоса очень впечатлило ребят, они, уходя, заглядывали и в другие залы музея, где находятся интерактивные стенды.

Ещё придём! — заверили они экскурсовода!

Апрель продолжается… и мы с ребятами стараемся не забывать корни, истоки своей малой Родины…Для детей подготовили интересное развлечение, посвящённое старинному древнему празднику-Вербное воскресенье. Сколько интересного узнали дети- и приговорку про вербу, и игру «Вербохлест», и то, что по древнему поверью верба несет здоровье каждому, к кому она прикоснется…И в завершение праздника-развлечения, поиграли на музыкальных инструментах под зажигательную русскую плясовую «Барыню»! А чтобы порадовать близких, украсили веточку вербы яркой ленточной и взяли домой…Так и прикоснулись к старине, и шагнули к далёкие космические дали…

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ?

Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев
(пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
Чтобы дошкольнику было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться маленькими кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулаке, и ребёнок скорее всего возьмет его так, как нужно для письма.
Можно использовать специальные толстые трехгранные карандаши.
Такой карандаш «заставит» держать его с трех сторон. Хорошо если карандаши будут мягкими. Они оставляют след на бумаге без сильного нажима. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычной точилкой, оставляют яркие и ровные штрихи. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.
Точите карандаши так, чтобы при написании на бумаге оставалась четкая заметная линия.
Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) ребенок
должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. При этом обратите внимание дошкольника на то, как держать карандаш «по-новому».
РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ПОМОЩЬЮ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.
1. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
2. «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются
сначала одной, потом другой рукой.
3. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
4. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных
музыкальных инструментах.
5. «Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

Речевая азбука для родителей.

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав). Не позволяете малышу говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то маленького ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? Кто? Когда? Что делает и т.д.

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.
Например, нормы звукопроизношения таковы:

3-4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;
4-5 лет – Ш, Ж, Ч, Щ;
5-6 лет – ЛЬ, Й;
До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи
.

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, не приемлет переучивания. Это может привести к неврозам и заиканию.

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного произношения звуков. Во-вторых, соска мешает речевому общению.

Только комплексное воздействие специалистов (логопед, учитель-дефектолог, врач-невролог, воспитатели, педагог-психолог, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые и когнитивные  нарушения.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

26.03.2022 год

Консультация для педагогов и родителей

«Нейроигры в коррекционной работе»

Часто у детей с речевыми и когнитивными нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические коррекционные занятия для таких ребят — это тяжелый труд. Использование в дефектологической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) — это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.  

Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

 1.«КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом упражнение адаптировано для автоматизации звуков.

  1. «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ». Дайте ребёнку фломастеры (маркеры, мелки) в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

  2. Всем известное упражнение: «КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОШКА». Использую эту игру для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков.

  3. «АССОЦИАЦИЯ». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к предлагаемому слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращая мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка.

  4. «ЗЕРКАЛО». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

По   этому же принципу строятся Нейроигры: «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию. Для этого есть набор картинок для физкультминуток, и одноимённая картотека игр «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ».

  1. ИГРЫ С ТАРЕЛКАМИ-ЛОВУШКАМИ. Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

26.03.2022 год

Тревожные звоночки для родителей.

Многим родителям сложно ориентироваться в массе информации, относительно состояния и развития их чада. Поэтому, думаю, что эти краткие тезисы помогут им обратить внимание на казалось бы незаметное, но важное. И в будущем поможет избежать непоправимых ошибок.
обратить своё пристальное родительское внимание следует,если

— ребёнок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается;
-в 8-9 месяцев у малыша  нет лепета, появляются трудности с сосанием или жеванием;
-в 1,5-2,5 года ребёнок не использует практически  нормальных слов типа «мама», «топ-топ», а говорит на «своем» языке;
-в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет»;
— в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
-в 2,5 года активный словарный запас малыша менее 20 слов,
-не знает названий окружающих предметов и частей тела и не умеет составлять фразы из двух слов;
-к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов;
-к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов;
-к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки;
-к 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15);
-к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
-к 4,5 года не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л;
-в 4-5 лет смягчает все звуки («кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»);
-к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
-«картавит» «шепелявит», «гнусавит» — срочно к логопеду, специалисту в любом возрасте, искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда;
— после какой-либо травмы («легкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом.

Чем раньше родители обратятся к специалистам и начнут коррекционную работу, тем больше вероятности, что нарушение развития никак не повлияет на обучение в школе и дальнейшую жизнь.
Будьте здоровы!

Мы -вместе!

В первые недели марта мы обычно знакомим детей с лексическими темами «8 марта – Международный женский день», «Семья», «Знакомство с народной игрушкой, народными традициями», а также говорим о женских профессиях и профессиях работников детского сада.

 Поэтому хотелось вас, дорогие родители, нацелить не просто выполнять задания в тетрадях с Вашим ребёнком, а  интересно провести время ,за совместными занятиями чтением, слушанием, рисованием, конструированием, посетить музейные экспозиции во Дворце культуры, в Доме Детского и юношеского творчества, побывать в краеведческом музее города, на праздничных гуляньях Масленицы-проводах зимы и встрече весны. Может быть, даже вместе испечь блины-символ народного русского праздника!

Для ребят 6-7 лет

рекомендуем родителям:

— беседовать с ребенком на темы: «Папа, мама, я — дружная семья», «Лучшая семья — моя», «Семья — здоровый образ жизни»; предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей, увлечения каждого из членов семьи.

-составить совместно с детьми коллаж «8 марта в моей семье», «Встречаем вместе Масленицу»;

-рассмотреть семейные фотоальбомы — развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

-прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»;

-продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? и т.д.); обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком;

-почитать: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.;

-сочинить  загадки о членах семьи, записать их ;

-продумать совместные посещения мероприятий, парков и т.д. в выходные  и праздничные дни, составить фото или видеоотчёт, пополнить свой семейный фотоархив.

Для ребят  5-6 лет

рекомендуем родителям:

-беседовать с ребенком на темы: «Папа, мама, я — дружная семья», «Лучшая семья  — моя», «Семья — здоровый образ жизни»;

-предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

-предложить детям придумать новую подвижную игру и поиграть вместе с родителями, братьями и сёстрами;

-познакомить ребенка со своей работой;

-составить генеалогическое древо;

-закрепить за ребенком постоянные обязанности по дому;

-привлекать к посильному участию в подготовке к семейным праздникам;

-рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают;

-почитать с ребенком дома: Д.Габе «Мама», «Работа», «Моя семья», Е.Пермяк «Для чего руки нужны», К.Ушинский «Сила не права», Л.Толстой «Котёнок», Я. Тайц «По грибы», Д.Лукич  «Четыре девочки» Р.Рождественский «Алёшкины мысли», Р.Миннуллин «Ох, уж эти взрослые» и др., помочь ребенку в понимании текста;

-продумать совместные посещения мероприятий в городе, парков и т.д. в выходные и праздничные дни.

Успешного Вам общения со своими детьми в кругу семьи!

14.03.2022

Давай поговорим…

 Уважаемые родители, не забывайте, что дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме уже ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

Желаю Вам и Вашему ребёнку ярких и интересных разговором обо всём на свете!

 Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог

Интерактивный пол- наше первое знакомство.

Великая цель образования – это не знания, а действия! Г. Спенсер

Современное поколение, растущее в эпоху IT, уже с малых лет «на ты» со всевозможной техникой.    Современное же образование должно обеспечивать каждого ребенка знаниями, умениями, навыками, которые способствовали бы его комфортной адаптации в мире. Интерактивный пол – это напольная проекция, реагирующая на движения. Для детей данное оборудование — увлекательная игра, а для педагога – возможность проводить образовательную деятельность в игровой интерактивной форме. Интерактивный пол – это технология, помогающая педагогу в интересной для детей форме реализовывать задачи по социализации и реабилитации детей с ОВЗ, а для детей — это всегда увлекательная игра!

Интерактивные игры имеют разнообразные сценарии и сюжеты, что дает возможность подбирать игры под лексические темы, возрастные и индивидуальные особенности детей. Важно, что «интерактивный пол» не оказывает негативного воздействия на чувствительные детские глаза в отличие от телевизоров, компьютеров и другой техники.

 Сюжеты игр, включенных в коллекцию интерактивного пола делятся на категории:

  • игры для активизации двигательной активности и зрительно-моторной координации;

  • игры для релаксации и снятия психо-эмоционального напряжения;

  • игры для интеллектуального и речевого развития;

  • игры для развития зрительного восприятия.

  При использовании интерактивного пола соблюдаются следующие условия:

— методическая обоснованность

— обеспечение высокого качества подачи материала

— системность применения.

 Данное оборудование помогает удержать внимание и овладеть новыми знаниями в игровой форме. Такие занятия всегда сюрприз для детей!  Использование в работе педагога современных технологий и мультимедийных компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и разнообразным. Особенно это актуально становится при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку при их обучении необходимо опираться на разные сенсорные стимулы.

 Поэтому неудивительно, что такое новое развлечение, как интерактивный пол, пришёлся нашим ребятам группы №4 «Ручеёк» по душе, вызвав бурю эмоций.
Так как у наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению, то мы решили внедрять как можно скорее информационные технологии, коими явился не так давно приобретённый нашим детским садом интерактивный пол.

Что же это такое – пол с интерактивной проекцией? Для чего его можно использовать в детском саду?  Он даёт новые возможности развития детей с ОВЗ, являясь прекрасным дополнением к использованию наглядных пособий на основных занятиях, знакомит с многообразием окружающего мира….

Данное оборудование позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности, что способствует осознанному усвоению новых знаний.

Пока ребята группы занимались в кабинете учителя-дефектолога, в групповом помещении воспитатель группы с младшим воспитателем привлекли   на яркий речной ковёр ребёнка, который занимается индивидуально в связи с особенностями развития…И что же? Ему понравилась водная стихия, судя по выражению лица, радостным эмоциям! Мальчик живо   реагировал на звук плещущейся воды, свет, движения плавающих рыбок…

Ребята после занятия в кабинете учителя-дефектолога, где достаточно серьёзно прошло занятие по развитию мышления и развитию связной речи, сразу приняли предложение отдохнуть на морском берегу… Удобно расположились прямо на водной глади…

Дети поверили в свой успех, знакомясь с игрой «Собери яблоки», применяя и количественный, и порядковый счёт, удаляли лишнее слово (без звука А)…При первом знакомстве с данной технологией, мы, педагоги, ставили задачу не столько тренировать в счете, ловкости, удалении 4-го лишнего, сколько попробовать помочь осознать каждому ребёнку, что он -успешен, он-молодец! Кроме того, при взаимодействии нескольких участников (подгруппа дошкольников) решалась задача воспитания навыка коллективной работы. После краткого знакомства с очередной игрой -интерактивом была проведена очень эффективная и вдохновляющая игра «Аплодисменты!»

Уже первое занятие-знакомство с интерактивным полом вызвало у наших ребят:

-желание узнавать новое;

— утомления не было;

-разговорило ребят, которые очень мало пользуются речью при общении со взрослым;

-дети старшего возраста в игровой форме начали осваивать математические понятия (много, мало, столько же …) ,а подготовительного-закрепили эти знания.

Так же мы, взрослые, отметили, что необходимость физических усилий во время игр на интерактивном полу — это прекрасная возможность для детей с задержкой и моторной неловкостью постепенно преодолевать эти проблемы. Думаю, к концу учебного года, применяя современные технологии, комбинируя их с традиционными методами обучения и воспитания детей с ОВЗ, мы увидим положительный эффект, повысим эффективность воспитания, обучения детей и снимем отрицательные последствия заорганизованного образовательного процесса.

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог

Вести с занятий. Сентябрь — октябрь.

Вот уже ноябрь подступил, то неслышно, то довольно навязчиво барабаня тяжёлым мокрыми каплями по двору детского сада, вымощенному плиточками. Попробую с точки зрения взрослого рассказать о том ,что нового  узнали и чему научились дети нашей группы.

Дети, впервые пришедшие в нашу группу, с удовольствием спешат на занятия в кабинет учителя-дефектолога. Им нравится играть новыми игрушками, узнавать правила новых игр, играть в них с педагогом и друг с другом. Ребята, которые не первый год  занимаются в нашей группе, продолжают удивляться новому, и радовать  своих педагогов успехами, пускай не очень выдающимися, но довольно прочными.

В копилке каждого специалиста имеются методы и приемы обучения, которые хорошо себя зарекомендовали в коррекционной, в частности, логопедической практике.  Всегда хочется найти для работы с детьми с ОВЗ наряду с традиционными приемами обучения — современные, нетрадиционные, интересные, как педагогу, так и детям. И поэтому, познакомившись летом с технологией применения шариков и камешков Марблс, продолжаю данную работу в группе детей с ОВЗ.

Ребенок, играя с шариками и камешками, незаметно для себя, с одной стороны, обогащает свой сенсорный опыт, с другой — развивает речевые навыки, а именно:

  1. Развивает умение входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;

  2. Обогащает и совершенствует словарь по изучаемым лексическим темам;

  3. Закрепляет навыки грамматически правильной речи;

  4. Развивает диалогическую форму речи;

  5. Корректирует звукопроизношение;

  6. Дифференцирует звуки.

К тому же занятия с камешками способствуют развитию и совершенствованию навыков слогового анализа слов.

Использование такого доступного и привлекательного пособия, как шарики «Марблс», камешки, будет продолжаться. Будем в совместной деятельности стремиться к главной цели таких занятий-   играя, развивать речь детей

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог

Правила беседы-разговора с «молчуном». ⠀

Глаза в глаза. Когда Вы играете или говорите, то обращайтесь персонально к ребёнку. Сидите напротив или опуститесь на уровень глаз ребёнка, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию. Так можно «видеть» артикуляцию и слышать одновременно.
2. Носите в кармане игрушку, которая издаёт звук (негромко). Для привлечения внимания, обращаясь к ребёнку, поднесите к своему лицу, особенно к губам, и «пропищите».
3. Используйте в речи звукоподражания и звукокомплексы (бах, тук-тук, оп)
4. Сокращайте длину слов до 2 слогов («Мотя» — Матвей, «у-тя» — утка, «бо-ты» — обозначение любой обуви)
5. Говорите короткими фразами (Вот Миша. Это каша. Мой руки. Иди спать). Старайтесь не менять содержание фраз на начальных этапах.
6. Сопровождайте речь жестами (звонок — «динь-динь» — показ нажимания на кнопку; ляля спит — «а-а-а» — качательные движения). Любой жест-просьбу оречевляем.
7. Если ребёнок не отвечает на ваш вопрос, то говорите сопряженно с ним или самостоятельно (отвечаем за него).
8. Создавайте речевые ситуации («Кто звонит: баба или деда», «Что хочешь есть? Вот каша и суп»)
9. Читайте под ритм стихи (народные, Барто, Чуковского): «…а за ними клоп-клоп, сапогами топ-топ».
10. Проводите очень приятные детям логоритмические минутки(достаточно упражнений Железновых): взрослый поёт и выполняет движения вместе с ребёнком под музыку: «едет-едет паровоз «ту-ту».
11. Применяйте короткие  стихи с сопровождением жестами по типу «Мишка косолапый»: «Большие ноги шли по дороге: «топ-топ, топ-топ» (и «идти», перебирая пальцами по столу), маленькие ножки бежали по дорожке: «топ-топ-топ-, топ-топ-топ».

12. Приучить договаривать последнее слова в стихотворении: «Маму просит: «Пи-пи-пи! Сыра мне еще … купи!»

13. Говорите эмоционально, хвалите за любую попытку сказать.

Эти правила годятся всем, кто контактирует с малоговорящим или неговорящим дошкольником-воспитателям, педагогам, бабушкам, дедушкам, и, конечно же- мамам !

Применяйте и будьте здоровы!

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог, по материалам Интернет-ресурсов

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.