Страница учителя-дефектолога Николаевой О.В.

Экзамен сдали.

У меня зазвонил телефон – ждём, ждём в музей!

С самого открытия Музея ФосАгро в 2015 году мы, педагоги группы «Ручеёк» тесно сотрудничали с экскурсоводами  музея, приветливыми знающими девушками.

 Но в группу пришли маленькие ребята. Возможность выхода на дальние расстояния исчезла. Посещали с ребятами с ознакомительной или обучающей целью ближайшие доступные объекты- Дворец культуры, библиотеку при Дворце Культуры (филиал КИЦ им. А. С. Пушкина), магазин Одежды, Обуви, аптеку, парикмахерскую, магазин «Пятёрочка».

Время прошло, наши 4-хлетки приблизились к возрасту предщкольному, поэтому мы обрадовались возможности отправиться с ребятами нашей группы на экскурсию.

Приближался самый главный великий праздник нашей страны-День Победы. Вместе с ребятами мы радовались украшенным улицам, витринам магазинов, праздничным композициям на главной улице Волхова- Кировском проспекте…

Экскурсия привела нас в тот самый музей, где некоторые из воспитанников побывали 3 года назад (таких оказалось всего четверо). Интересной была сама дорога по светлым весенним улицам…Дети внимательно прослушали инструкцию перед выходом и всю дорогу старались следовать правилам-идти, не теряя свою пару, слушать педагога, останавливаться перед переходом через улицу.

И вот -музей перед нами, улыбка экскурсовода Марии Михайловны! Дети внимательно, с интересом прослушали -проиграли викторину о безопасности, рассуждали, обсуждали ситуации из игровой презентации, находили правильные ответы-решения проблемного вопроса. Время, проведенное в стенах музея, пролетело незаметно, пора возвращаться…И снова-красота улиц родного города: новый храм, красивые газоны, торжественные флаги, огромная алая цифра девять …Читающие ребята нашей группы хором читали: мая.

На обратном пути шёл разговор о приближающемся празднике, о великой Победе. Многие ребята собирались в праздник прийти с родными на площадь поздравлять пожилых людей, некоторые сожалели, что уедут на дачу. Договорились после праздника, вернувшись в садик, поделиться впечатлениями…

Экзамен на социализацию наш ребята сдали на отлично!

Ищу в природе красоту.

Весна — прекрасное время года, и в последний её день припомним прекрасные моменты единения детей с природой.  Наличие красивого зелёного островка в центре Волхова даёт нам, педагогам, прекрасную возможность приобщить детей к труду в природе, расширить их знания, научить видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его.

Весенние месяцы — оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей. При посадке растений на рассаду в группе, мини-огороде или в цветнике, а затем ухода за ними у ребят формируется система знаний о растительном мире, в частности:

  • о его закономерности и разнообразии:

  • о стадиях развития растений и их строении;

  • о сезонных изменениях в природе.

 Весной природа стремительно возрождается после длительного зимнего сна.. Во время работы в цветнике, саду или на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения.

В частности, дети учатся:

  • Планировать работу;

  • Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;

  • Распределять во времени отдельные этапы работы;

  • Распределять функции  и орудия труда между участниками процесса;

  • адекватно оценивать результаты работы и т.п.

 Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощь, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными.

Сад — волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы.

Игра, исследование, отдых или работа в саду — это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Итак, впереди лето,будем продолжать украшать  и оберегать  нашу малую Родину. Для этого есть все возможности. Главное-желание видеть и созидать красоту вокруг.

ПРАВИЛА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С НЕ ГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ

  1. Начинайте прямо сейчас! Не откладывайте начало занятий на завтра. Занятия должны проходить регулярно, при каждой возможности. Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

  2. Уберите телефон, выключите телевизор. Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие персонажи – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Мультфильмы неразговорчивые дети любят гораздо больше. Во-первых, мультики не требуют концентрации внимания, во-вторых, не требуется обратной связи от ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает.

  3. Купите игрушки. Приобретите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

  4. Разговаривайте с ребенком. Начинайте работу с ребенком с того уровня, который ребенок демонстрирует («тянет»). Первые слова-определения, которые ребенок должен усвоить — это речевые «штампы», которыми он должен пользоваться регулярно. Чтобы ребенок запоминал языковые штампы, старайтесь каждый раз использовать их в неизменном виде. И только убедившись в том, что малыш понимает то, что говорит, переходите к изучению нового материала. Штампы должны быть короткими и ясными для понимания ребенком. Последнее требование выполняется, когда малыш постигает штамп по частям (например, сначала учится говорить «не…», а затем «не буду»). Упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

  5. Комментируйте все подряд, не молчите. Давайте оценку всему, на что обращает или может обратить внимание ребенок, но — коротко, двусложно. Не забывайте сопровождать восклицания действиями руки. То есть, если вы гуляете в парке и мимо вас пробежала собака, то, указывая на нее пальцем, оборачивайтесь с малышом и кричите ей вслед одно единственное определение «со-ба-ка!». Еще лучше, если вы будете показывать вслед пробежавшей собаке (и не только) пальцем ребенка. Таким образом вы привлекаете внимание малыша и заставляете его сознание воспринимать объект как выделенный собственным вниманием.

  6. Опредмечивайте эмоции малыша и свои чувства (например, не просто обнимайте ребенка, а добавляйте при этом слова, объясняющие ваши эмоции: «молодец», «я тебя очень люблю», «я соскучилась»). Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, каждую мимическую морщинку, которую можно проговорить (вначале односложно).

  7. Если вы даете инструкцию ребенку, следите, чтобы она была краткой и состояла сначала из одного слова. Поскольку инструкция подразумевает действие, в инструкциях, данных ребенку или полученных от него самого, всегда используйте глаголы. Экономя внимание ребенка, который в первое время не в силах воспринять большой объем вербальной информации, вы должны облегчить ему понимание речи, чтобы последнее все-таки произошло.

Следовать последней рекомендации необходимо не время от времени. Убедившись в том, что ребенок начал использовать небольшой активный запас определений по назначению, начинайте присоединять к определениям глаголы. Например, если раньше вы просили малыша сказать «молоко» или «дай» и похлопать по столу, когда он хотел пить, то теперь просите его сказать «дай молока». Если раньше, увидев на улице кошку, вы восторженно обращали внимание ребенка — «кошка!», то теперь восклицайте— «кошка бежит!», так же как «машина едет», «девочка идет», «дерево растет», «листья падают». Изучая глаголы, помните о принципе логичности и непрерывности. То есть на прогулке мало сказать единожды «кошка бежит», «птичка летит», «машина едет», «мама с Васей идут» и т. д. Приходя домой, продолжайте работать диктором, который дает внятные, четкие и понятные комментарии: «идем есть», «бери ложку», «взял ложку», «съел», «вкусно» и т. д. Причем особенно ценными для работы с ребенком будут постоянно повторяющиеся комментарии относительно ежедневно наблюдаемых процессов. Комментируя, используйте в работе с ребенком на первых порах только наглядные ситуации: помня о том, что речь должна быть понятна ребенку. А понятна она ему или нет, вы должны будете постоянно анализировать сами: малыш сам вряд ли даст вам знать, задав вам соответствующий вопрос. Работая с глаголами, не допускайте регресса речи — теперь только вперед. Если малыш уже научился произносить понятное ему определение (пусть в слегка измененном варианте) в сочетании с глаголом-действием, следите, чтобы он не скатывался назад к односложной речи, состоящей только из глаголов или только из определений («дай», «на», «ложка»). Теперь требуйте от него только «дай ложку» и «на ложку». И всегда, на каждом занятии, проявляйте терпение.

Акция «Музыка в гостях у ребят».

Если песни петь- с ними веселей, а когда наоборот- плохо!

Эти слова из песни мультфильма про кота Леопольда и зловредных мышек ребята нашей группы пели, а некоторые уверенно подпевали с воодушевлением на недавней встрече с музыкой.

Что же случилось и как произошло это событие-акция? Засилье всяких-разных гаджетов, колонок, телефонов-смартфонов-айфонов в нашей повседневной работе с детьми, в быту редко даёт возможность общения с живой музыкой! Мне, как человеку, не представляющему жизнь без музыки, песен, домашнего музицирования, давно мечталось привлечь и наших ребят к этому чуду слушания-сопереживания.

И такой момент случился. В конце марта- начале апреля ребята группы «Ручеёк» знакомились с миром сказок, приключений, поздравляли Книгу с её днем рождения, а затем состоялось знакомство с профессиями театра, цирка, музыкальными инструментами и профессиями…

Хотя музыка и не стала моей профессией, но она всю жизнь помогает преодолевать неприятности, жизненные коллизии и очень хотелось детям передать эти чувства и настроения. Думаю, что это удалось. Песни под аккомпанемент гитары, знакомые детям по мультфильмам, создали такую милую домашнюю атмосферу, что ребята забыли обо всём -о прогулке, шалостях, игрушках, ожидающих их в шкафчиках. Как заведено в нашей группе, в начале встречи присутствовал сюрпризный момент- воспитатель предупредила ещё за завтраком, что ждем гостя, постараемся быстро позавтракать и готовимся к встрече.

Стук в дверь-и появление знакомого детям человека, но с гитарой на ремне, детей привело в восторг!

Ребятам было очень важно сесть поближе, потрогать настоящую гитару, коснуться волшебных (как уверяли взрослые-педагоги группы) струн…В ходе нашей встречи- акции каждому удалось осуществить это  желание. Услышали и объяснение как получается звук на гитаре, какие части есть у неё, как правильно пользоваться и где хранить этот музыкальный инструмент. Слушая небольшой рассказ о гитаре, истории появления её у меня дома, дети притихли и очень внимательно слушали…Ведь такое бывает нечасто!

Было интересно не только слушать, но и подпевать. И про дождик, и про доброту, и про Чебурашку с Геной…

Дети постарше задали вопросы о том, как научиться играть, где этому учат, долго ли надо заниматься.  Будем учиться петь под гитару-решили все! Воспитатель поддержала, Ведь какой праздник, день рождения без веселой или задушевной песни!

Живая музыка, живой звук в сочетании с голосом-это здорово! А ещё и тренируем память, внимание, выразительность речи!

23 марта 2021

Ошибки  родителей малоговорящих и неговорящих детей

В своём желании поскорее сделать разговорчивее своего молчуна вы, дорогие родители, можете совершать некоторые ошибки. А именно:

Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки 
«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке» 
Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности. 
Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины. 
Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время.

Время – самый важный, и невосстановимый ресурс. 

Ошибка 2. Немного подождем 
«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло» 
Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни! 
По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком… 
Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло… 
Наверное, есть случаи, когда само проходит.  Но если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит… 
Как исправить – не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится. 

Ошибка 3. Сравнивать детей 
«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже» 
Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный. 
Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы. Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно. 
Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.

Ошибка 4. Искать «нужные» слова 
«Этот специалист ничего не понимает» 
Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам. 
Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значения тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается. 
Как исправить – сходить к нескольким специалистам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может, ими действительно стоит заниматься.

Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка 
«Какой у нас диагноз?» 
В силу своей не информированности, иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.

Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант, когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.

Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличие от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители, которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими. 
Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы. Как исправить — начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен. Помните — безнадежных детей нет. В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно.

Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход 
«Поиск волшебной таблетки» 
Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда. 
Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет.
Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно. 

Ошибка 7. Опустить руки 
«Чувство вины» 
Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратится их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.

22 марта 2021 года

Как научить детей играть с народными игрушками?

Прежде всего, дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста.

Старайтесь включать народные игрушки в игры детей как можно раньше, в 2-3 года. Это должны быть только подлинные народные игрушки! Прежде всего это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если игрушки будут звучащие — гремящие, свистящие.

 Игрушки для младших детей должны иметь удобную обтекаемую форму, изображать узнаваемый персонаж или предмет, иметь гармоничную по колориту роспись. А главное, конечно, игрушка должна быть чем-то интересна ребенку! Надо пробовать играть с разными видами народных игрушек, все дети разные и каждому понравится что-то свое.

В 5-6 лет детям становятся интересны любые игрушки, именно в этом возрасте очень важно знакомить детей как можно с большим количеством народных игрушек (не упуская, конечно, вопрос качества игрушек), рассказывать об игрушках и обучать играм с ними.

Играйте вместе с детьми! Вместе придумывайте игры! Умейте увлечь их необычными игрушками! Будьте сами увлеченным и заинтересованным человеком! Рассказывайте детям об игрушках, «открывайте» им тайны и секреты незнакомых игрушек! Например, про «волшебную» филимоновскую глину, про секреты «оживления» богородских игрушек, про матрешку-куколку с секретом. Можете устроить скачки с филимоновскими лошадками, или хоровод филимоновских барынь, или парад самых мирных солдатиков. А какой деревенский праздник можно устроить с качелямикаруселями, гуляющими и танцующими! придумать историю про кота с рыбкой, который идет в гости к барашку, а тот встречает их с балалайкой! У всех этих игрушек есть «характер», они сами подскажут вам и детям, какие они и как с ними играть.

Где можно узнать больше о народных игрушках? Конечно, в книгах. Сейчас издается много книг о разных промыслах народной игрушки.

Кроме книг, о народных игрушках и об играх с ними можно многое узнать, посещая с детьми выставки и музеи, где представлены народные игрушки. Лучше посещать музеи и выставки, где проводятся игровые (интерактивные) занятия с детьми для знакомства с игрушками. В Волховском городском Дворце культуры эти занятия проводятся систематически по выходным. Этим и можно, и нужно пользоваться, привлекая своих детей к участию в интереснейших мастер-классах с педагогами-народными умельцами!

Что могут взрослые сделать для детей?

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка!

Очень полезно и здорово придумывать вместе с детьми ваши собственные домашние игры с народными игрушками. Имейте дома разнообразные народные игрушки и пробуйте придумывать с ними такие игры, которые нравятся вам и вашим детям! Здесь не может быть каких-то общих рекомендаций, все зависит от ребенка — его возраста, темперамента, интересов, умений.

Помните, что дети любят быть сами творцами, а не пассивными участниками, поэтому все, что возможно делать с игрушками творческого — лепить, расписывать, «крутить» кукол, вырезать, показывать театр, строить город, озвучивать сказку, несомненно, будет интересно детям.

Общение детей с народными игрушками необходимо для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог узнать этот большой мир таким же ярким, добрым, гармоничным и трудовым, как народные игрушки, и запечатлеть его в своей душе, как прочную основу для будущих жизненных впечатлений.

Использован материал статьи Н.В. Абрамычевой.

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию…», «Вообрази себе, что ты…». Чтобы «придумывать» нам необходимо воображение.

Оно развивается постепенно, по мере накопления дошкольником определенного опыта. Все образы, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта.  А в случае с нашими воспитанниками это гораздо сложнее.

Предлагаю вниманию родителей и детей

практические упражнения на развитие воображения у детей:

Игры с заменителями предметов

Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.

Игра: «Шкатулка со сказками»

В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать. Кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т.д.).

Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2–3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто это или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда у каждого играющего будет по фигурке, то новые фигурки не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5–6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).

В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали все вместе.

Игра «Фигурки-заменители»

Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и различные игрушки или предметы, которые у вас есть.

Предложите малышу поиграть в игру, где вместо игрушек нужно пользоваться карточками с фигурками. Для начала можно взять три фигурки и три игрушки и с помощью первых – обозначить вторые.

Например, кукла будет квадратом, мячик – треугольником, а машинка – кругом. Разложите карточки с фигурками возле соответствующих игрушек. Когда ребенок запомнит все обозначения, покажите ему первую карточку-задание, на которой все фигурки изображены в определенной последовательности (эта последовательность должна отличаться от той, в которой реально размещены ваши игрушки). Задача состоит в том, чтобы малыш разместил игрушки в такой же последовательности, в какой идут фигурки на карточке–задании. После того как первое задание выполнено, дайте малышу вторую карточку (с другой последовательностью) и т.д.

Если малыш легко замещает игрушками фигурки и наоборот, то эти задания не вызовут у него особых проблем. В случае затруднений поиграйте в эту игру несколько раз, меняя игрушки и фигурки. Причем желательно постепенно перейти от заменителей, которые по форме чем-то напоминают замещаемый предмет, к заменителям, которые на такой предмет совершенно не похожи.

Игра «Путешествуем по дороге»

Эта игра тоже на использование заменителей.

Приготовьте 5–10 карточек с дорожными знаками, обозначающими: движение на велосипедах запрещено.

Скажите малышу, что сейчас он будет водителем такси. Эта профессия очень интересная. Водителю приходится много ездить, и в дороге его могут поджидать разные неожиданности. Например, пассажир может почувствовать себя плохо, и его нужно срочно доставить в больницу,  или дорога проходит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут нечаянно выбежать на дорогу, или в машине заканчивается бензин, и ее нужно срочно заправить и т.д.

Пусть ребенок представит себе, что он едет на машине и ему встречается первый знак. Что он обозначает? Предложите малышу подумать и высказать свои предположения. Затем «едем» дальше и определяем назначение второго знака и т.д.

Если у малыша будут возникать затруднения, подскажите ему и детально проанализируйте, почему данный знак обозначает именно это, а не что-то другое. Скажите ребенку, что эти и другие знаки он может встретить на улице, когда будет куда-нибудь идти или ехать на автобусе. Пусть обращает внимание на эти знаки и подсказывает взрослому, что они означают.

Игра «Подарки из мешочка»

Игра развивает воображение, исходя из словесного описания и тактильного восприятия.

Приготовьте два мешочка и игрушки или предметы небольшого размера. Лучше, если это будут предметы, которые вы купили ребенку в подарок, и о которых он еще не знает. Нужно положить по несколько игрушек в каждый мешочек. Причем один мешочек готовите вы, а другой – ребенок.

Суть игры состоит в следующем. Вы описываете один из предметов, лежащих в вашем мешочке, а затем предлагаете малышу найти его на ощупь. «Подарки», находящиеся в мешочке ребенка, таким же образом отгадываете вы.

Например, вы купили ребенку конструктор. Опишите его так: «Это игра, из которой можно составить множество башенок, замок или что-то другое, что захочется». Если ребенок не отгадает, добавьте к описанию какие-нибудь детали предмета (скажите, «он имеет множество деталей»). В последнюю очередь описывайте все функции игры. Когда малыш отгадает, что это такое, и найдет его на ощупь, наступает ваша очередь отгадывать.

Наибольшие затруднения могут возникнуть при описании малышом предмета, находящегося в мешочке. Ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета, поэтому описания могут быть неточными и даже не совсем отражающими данный предмет. В таких случаях не следует сразу поправлять ребенка, подсказывать ему, так как это исказит естественный ход игры. После того как вы угадаете, что это за предмет, и получите его в подарок, можете вместе с ребенком обсудить, действительно ли названные им признаки являются существенными и какие детали были упущены.

Игра «Собери картинку»

Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.

Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.

Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Если в игру одновременно играет несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент – «Кто быстрее соберет картинку». Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей.

По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их.

Побеждает тот, кто первый соберет картинку правильно. После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две части и предложите ему их соединить.

При этом вместе с ним последовательно прикладывайте эти части разными сторонами и рассуждайте вслух, почему они подходят или не походят друг другу. Затем оставьте одну часть и поменяйте другую. И так, пока не достигнете совпадения.

Научите ребенка последовательно и терпеливо сопоставлять эти части по цвету, контуру, по изображенному на них рисунку.

Варианты игр с детьми можно показывать в виде фильма, в котором будут проигрываться рекомендуемые игры. Можно проигрывать их взрослым, представляя, что они – дети. Проиграйте  дома в кругу семьи  предложенные игры  по полученным печатным рекомендациям и вы станете намного ближе своему ребёнку.

Он не говорит. Что делать?

Ответ достаточно прост — создать «питательную» богатую развивающую речевую среду. Что же это такое? Что это за речевая среда?

Дома всё должно работать на неговорящего ребёнка, должны звучать детские песенки- с телефона, диска и т.п. И как можно чаще — аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. 
Как можно раньше приучать ребёнка именно слушать, а не смотреть видео с сопровождением детской музыки. т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
Очень важно рассказывать своему ребёнку сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! 
Когда взрослый рассказывает, то малыш видит его лицо, можно наблюдать за его реакцией. Взрослый интуитивно подстраивает свою речь под ребенка, меняет интонацию, где-то делает паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Неважно, что можно   забыть или пропустить какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
Рассматривайте с ребенком картинки. 
Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
Разговаривая с неговорящим малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. 
Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
 Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут малышу и взрослому радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.
Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество.

Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть со своим ребёнком – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

 МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:

 Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.

 Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
«где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».

 Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.

 Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.

 Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.

 Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Письмо Деду Морозу.

В самый     последний день ушедшего года хотелось создать для ребят нашей группы «Ручеёк» сказочную предпраздничную атмосферу. Ребят пришло в этот предновогодний день немного и нам, взрослым, удалось устроить семейное общее дело, написать письмо волшебному Деду Морозу, поведать о своих мечтах и желаниях в нём.

Как это получилось? Цветные карандаши, клеевой карандаш, ножницы, большой каталог новогодних товаров-украшений, игрушек, мишуры, гирлянд были в распоряжении ребят.

Предложила ребятам помечтать чего бы они хотели для своей семьи, для себя в качестве новогоднего подарка… Дети стали фантазировать, предлагая  в качестве новогодних подарков разные предметы- чего бы хотел каждый из членов их семьи- мама, младший братик,сестра,бабушка…

Я предложила нарисовать на свободном поле письма Деду Морозу их ребячьи мечты, а само письмо украсить аппликацией с новогодней тематикой.

С радостным настроением, с огромным желанием доставить радость любимым родным людям, дети принялись за работу!

 И в результате получились яркие оригинальные письма-поздравления, пожелания родным. Ребята аккуратно убрали письма в шкафчики, а вечером передали родным с просьбой , чтобы они были доставлены  Деду Морозу .

Путешествие с волшебным клубочком – путешествие в историю русского валенка.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте.

Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде.

 Средства воспитания гражданского самосознания – это и вся окружающая среда, и атмосфера дошкольного учреждения…

Вот об этой атмосфере, созданной педагогами нашей группы, хочется рассказать.

Вместе с ребятами группы «Ручеёк» взрослые путешествовали с помощью волшебного клубочка, помогли сказочному персонажу Снеговичку отыскать его любимую зимнюю обувь с исконно русским характером-валенки! Как же это было?

Мы подготовили ребят к такому интересному волшебному путешествию…слушали песни о валенках как в исполнении первой и лучшей исполнительницы Лидии Андреевны Руслановой, так и в исполнении современных исполнительниц… рассматривали натуральные детские, взрослые валенки…Слушали рассказы о валенках, стихи…

На предварительных занятиях педагоги подготовили и представили презентацию о пользе и истории валенок ребятам, а потом  и для ознакомления родителям в  группе «Ручеёк» ВК…

Украшали в свободное время узорами валенки, вырезанные из бумаги, картона.

В ходе музыкального комплексного интегрированного занятия-развлечения ребята нашей группы оказались в гостях у Мастерицы.

Было интересно нам, взрослым, понять, как запомнился материал дошкольникам, что поняли. Отгадав загадки о валенках, дружно отвечали на

 вопросы викторины о валенках!

Время проведения развлечения совпало с памятными блокадными днями, и дети вспомнили, что валенки помогали зимой солдатам пережить жестокие зимние морозы!

Вспомнили дети и   о том, что есть музеи валенок только в нашей стране России, и что клоун Олег Попов в своём цирковом номере впрыгивал в огромные, сделанные специально для этого номера валенки, и то, что цари носили валенки для тепла и для здоровья! Помогли Мастерице найти пару к каждому валенку, поиграв в занятную дидактическую игру «Найди пару».

В конце встречи с Мастерицей прослушали и выучили потешку о валенках, с удовольствием её проговорили вместе дружно, хором!

Самое важное, что, как-то незаметно для ребят, взрослые сумели донести до них самое важное-беречь и сохранять традиции -это здорово! Рассказывая о событиях и предметах, пришедших к нам из старины, мы сохраняем традиции и воспитываем маленьких патриотов. А это и есть самое главное!

Осень- благодатная пора, урожай в саду, на огороде, в лесу!

Городским детям, особенно тем, у кого нет возможности наблюдать сельскую, дачную жизнь, у кого бабушки загружены работой, сложны  и непонятны, казалось бы, очевидные вещи!

Вот, например, приготовление винегрета. Скажем честно, многие дети с неохотой едят приготовленный в детском учреждении разноцветный традиционный салат  на ужин…

Да и дома многим современным родителям недосуг маяться с этим блюдом!

Зато детям нашей         группы повезло: мы готовим винегрет ежегодно в осенний отрезок времени, когда вдоволь овощей, когда есть возможность показать ребятам превращения овощей на пути к винегрету.

И отличная возможность включить в совместную деятельность и родителей- вначале они обеспечивают наличие того или иного ингредиента в совместный салат для приготовления его в группе, а потом ребёнок, придя домой и эмоционально рассказывая о том, что он сам резал, чистил,крошил,что было оочень вкусно, может сподвигнуть родителей на приготовление и совместное веселое поедание винегрета дома!

Хочется выразить благодарность родителям всех ребят, принимавших участие в этом замечательном занятии! Все родители без исключения откликнулись, овощами винегрет был богат!

На занятии дети не просто смешали очищенные и нарезанные овощи! Была и предварительно мастерски проведённая воспитателем Ольгой Степановной пальчиковая гимнастика, настроившая всех на рабочий лад.

И минутка загадок об овощах от учителя-дефектолога Оксаны Валерьевны, и вопросы  с подвохом с опорой на личный опыт дошкольников- о свойствах, особенностях овощей, входящих в состав винегрета.

Даже получилась некая беседа-диспут об особенностях приготовления винегрета разными народами, населяющими нашу необъятную Родину.

Ребятам очень запомнился волшебный момент смешивания всех составляющих блюда! А запах настоящего ароматного растительного масла!

Сели и съели всё до крошечки, просили даже добавку!

 

Во саду-ли..

В октябре начались коррекционные занятия в нашей группе «Ручеёк». Ребятам много удалось узнать за этот месяц, многому научиться, а кое-что и вспомнить…

Начиналось всё с традиционного ежегодного праздника-развлечения «День Знаний». Игры, конкурсы, загадки, игровые, сюрпризные моменты…Всё продолжилось и на занятиях учителя-дефектолога в условиях кабинета.

Незнайка приходил и приходит к нам на занятия, узнаёт с детьми что-то новое.

 В октябре мы знакомились с интересной и довольно обширной темой «Что нам осень принесла?»

В условиях тёплой осени часть занятий по ознакомлению с окружающим миром и формированию целостной картины мира была перенесена на участок детского сада, закрепленный за нашей группой.

Было здорово воочию понаблюдать за сменой цвета листьев, за постепенно теряющими свой лиственный наряд деревьями, кустарниками.

Детям интересно было поухаживать за клумбами, закрепленными за нашей группой, вместе со взрослыми готовя цветники к зимовке. С удовольствием пользовались садовыми инструментами! Кто-то впервые, а были ребята, у которых есть опыт такой деятельности: смело работали и ножницами для обрезки стеблей многолетников, и веерными граблями, брались даже дворнику помогать возить тачку с увядшими травами, ветками и листвой.

Старшим дошкольникам группы посчастливилось участвовать и в осенней обрезке нашего мини-сада! Ребята устроили соревнование, кто  чище уберет под деревом,.

Замечали, как постепенно замирает жизнь на почве, под ветки, листву прячутся жучки, улитки.

Приятно было отвечать на многочисленные вопросы детей, особенно порадовали малоговорящие ребята. Они пытались всеми доступными им каналами выразить своё отношение к происходящим событиям. Иногда просто подходили, брали кого-то из взрослых (педагогов группы или  по стечению  обстоятельств, родителя) и подводили к тому месту, которое их чем-то удивило, восхитило, обрадовало, просто привлекло их взгляд!

А мы, взрослые, в свою очередь, эмоциями, выражением лиц   отвечали им ,называя,объясняя,рассказывая!Вот так постепенно и налаживается обратная связь, накапливается опыт дошкольников. А мы в этом им помощники!

Лето прошло… Наступил сентябрь, но ещё долго ребята группы «Ручеёк » детского сада №7 «Искорка » г.Волхова будут его вспоминать. Ведь им посчастливилось благодаря своим родителям и общему организованному делу- созданию фотогазеты- остановить чудесные летние мгновенья! О том, насколько разнообразен был их летний досуг, рассказали фотографии- и рыбалка ,и  «тихая» охота за грибами, и совместные праздники-дни рождения в кругу семьи! Дети с удовольствием мастерили  свои шедевры- приклеивали фотографии  ,узнавали, вспоминали… каждый вместе с пришедшими  для подготовки газеты родителями украшали ,делая орнамент  -рамку. Не всем это удавалось, но все смогли поучаствовать в рождении коллективной работы- фотогазеты «Лето-это маленькая жизнь!»

 Была такая домашняя спокойная обстановка, что ни ребята, ни родители не хотели расставаться, всё вспоминали, восклицали  «А помнишь, папа, мы поймали рыбу!», «А вот мой маленький братик, я с ним гуляю…», «А вот вся моя большая семья на дне рождении…»

Здорово, что общее дело сплотило таких разных детей, родителей, педагогов!

Отличный способ- газета к событию своими руками! Лето будем вспоминать и ждать с нетерпением!

В конце  августа  ребятам  группы компенсирующей направленности  очень повезло- лето никак не хотело нас покидать, отдавая свои лучи щедро, огромными порциями! И мы с ребятами решили с самого  утра, не теряя ни минуты, отправиться на поиски исконно русского дерева- красавицы-берёзки. А их на территории детского сада полным полно! Слева и справа от входа- высокие, величественные… и ещё много эпитетов подобрали дети, глядя вверх,на уходящие в высоту ветви берез! Ходили, искали подружек берёзкам, нашли  рядом стоящее дерево, с листьями, похожими на растопыренную ладошку…-Каштан,-догадался будущий первоклассник Никита .

Путь наш проходил через все участки детского сада, а в глубине  его виднелись тоненькие стволы. Внимательно послушали краткий рассказ об истории этой посадки- берёзовая роща  высажена в честь 70-й годовщины Победы над фашистами. Но-сейчас мирное время и ребятам было предложено вспомнить, придя в  молодую берёзовую рощу, русскую народную песню, знакомую всем с раннего детства. Завели хоровод «Во поле берёзка стояла»! Старались подпевать все, даже младшие дети!

День обещал быть жарким,солнечным, поэтому, укрывшись в тени павильона,  слушали внимательно стихотворение о берёзке, написанное простым и понятным языком.  Отдохнув, поиграли в игры: «Разбегиши», «Заря-заряница», «Утка шла по бережку», отгадали загадки  о берёзке. И в конце под весёлую народную плясовую- сороконожкой отправились  скорее раскрасить берёзки .Ведь за разгаданные загадки каждый получил приз-раскраску.

К вечеру на стенде группы уже шумела берёзовая роща.

Так прошёл наш день берёзы.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.