Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Николаевой О.В.

Интерактивный пол- наше первое знакомство.

Великая цель образования – это не знания, а действия! Г. Спенсер

Современное поколение, растущее в эпоху IT, уже с малых лет «на ты» со всевозможной техникой.    Современное же образование должно обеспечивать каждого ребенка знаниями, умениями, навыками, которые способствовали бы его комфортной адаптации в мире. Интерактивный пол – это напольная проекция, реагирующая на движения. Для детей данное оборудование — увлекательная игра, а для педагога – возможность проводить образовательную деятельность в игровой интерактивной форме. Интерактивный пол – это технология, помогающая педагогу в интересной для детей форме реализовывать задачи по социализации и реабилитации детей с ОВЗ, а для детей — это всегда увлекательная игра!

Интерактивные игры имеют разнообразные сценарии и сюжеты, что дает возможность подбирать игры под лексические темы, возрастные и индивидуальные особенности детей. Важно, что «интерактивный пол» не оказывает негативного воздействия на чувствительные детские глаза в отличие от телевизоров, компьютеров и другой техники.

 Сюжеты игр, включенных в коллекцию интерактивного пола делятся на категории:

  • игры для активизации двигательной активности и зрительно-моторной координации;

  • игры для релаксации и снятия психо-эмоционального напряжения;

  • игры для интеллектуального и речевого развития;

  • игры для развития зрительного восприятия.

  При использовании интерактивного пола соблюдаются следующие условия:

— методическая обоснованность

— обеспечение высокого качества подачи материала

— системность применения.

 Данное оборудование помогает удержать внимание и овладеть новыми знаниями в игровой форме. Такие занятия всегда сюрприз для детей!  Использование в работе педагога современных технологий и мультимедийных компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и разнообразным. Особенно это актуально становится при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку при их обучении необходимо опираться на разные сенсорные стимулы.

 Поэтому неудивительно, что такое новое развлечение, как интерактивный пол, пришёлся нашим ребятам группы №4 «Ручеёк» по душе, вызвав бурю эмоций.
Так как у наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению, то мы решили внедрять как можно скорее информационные технологии, коими явился не так давно приобретённый нашим детским садом интерактивный пол.

Что же это такое – пол с интерактивной проекцией? Для чего его можно использовать в детском саду?  Он даёт новые возможности развития детей с ОВЗ, являясь прекрасным дополнением к использованию наглядных пособий на основных занятиях, знакомит с многообразием окружающего мира….

Данное оборудование позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности, что способствует осознанному усвоению новых знаний.

Пока ребята группы занимались в кабинете учителя-дефектолога, в групповом помещении воспитатель группы с младшим воспитателем привлекли   на яркий речной ковёр ребёнка, который занимается индивидуально в связи с особенностями развития…И что же? Ему понравилась водная стихия, судя по выражению лица, радостным эмоциям! Мальчик живо   реагировал на звук плещущейся воды, свет, движения плавающих рыбок…

Ребята после занятия в кабинете учителя-дефектолога, где достаточно серьёзно прошло занятие по развитию мышления и развитию связной речи, сразу приняли предложение отдохнуть на морском берегу… Удобно расположились прямо на водной глади…

Дети поверили в свой успех, знакомясь с игрой «Собери яблоки», применяя и количественный, и порядковый счёт, удаляли лишнее слово (без звука А)…При первом знакомстве с данной технологией, мы, педагоги, ставили задачу не столько тренировать в счете, ловкости, удалении 4-го лишнего, сколько попробовать помочь осознать каждому ребёнку, что он -успешен, он-молодец! Кроме того, при взаимодействии нескольких участников (подгруппа дошкольников) решалась задача воспитания навыка коллективной работы. После краткого знакомства с очередной игрой -интерактивом была проведена очень эффективная и вдохновляющая игра «Аплодисменты!»

Уже первое занятие-знакомство с интерактивным полом вызвало у наших ребят:

-желание узнавать новое;

— утомления не было;

-разговорило ребят, которые очень мало пользуются речью при общении со взрослым;

-дети старшего возраста в игровой форме начали осваивать математические понятия (много, мало, столько же …) ,а подготовительного-закрепили эти знания.

Так же мы, взрослые, отметили, что необходимость физических усилий во время игр на интерактивном полу — это прекрасная возможность для детей с задержкой и моторной неловкостью постепенно преодолевать эти проблемы. Думаю, к концу учебного года, применяя современные технологии, комбинируя их с традиционными методами обучения и воспитания детей с ОВЗ, мы увидим положительный эффект, повысим эффективность воспитания, обучения детей и снимем отрицательные последствия заорганизованного образовательного процесса.

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог

Вести с занятий. Сентябрь — октябрь.

Вот уже ноябрь подступил, то неслышно, то довольно навязчиво барабаня тяжёлым мокрыми каплями по двору детского сада, вымощенному плиточками. Попробую с точки зрения взрослого рассказать о том ,что нового  узнали и чему научились дети нашей группы.

Дети, впервые пришедшие в нашу группу, с удовольствием спешат на занятия в кабинет учителя-дефектолога. Им нравится играть новыми игрушками, узнавать правила новых игр, играть в них с педагогом и друг с другом. Ребята, которые не первый год  занимаются в нашей группе, продолжают удивляться новому, и радовать  своих педагогов успехами, пускай не очень выдающимися, но довольно прочными.

В копилке каждого специалиста имеются методы и приемы обучения, которые хорошо себя зарекомендовали в коррекционной, в частности, логопедической практике.  Всегда хочется найти для работы с детьми с ОВЗ наряду с традиционными приемами обучения — современные, нетрадиционные, интересные, как педагогу, так и детям. И поэтому, познакомившись летом с технологией применения шариков и камешков Марблс, продолжаю данную работу в группе детей с ОВЗ.

Ребенок, играя с шариками и камешками, незаметно для себя, с одной стороны, обогащает свой сенсорный опыт, с другой — развивает речевые навыки, а именно:

  1. Развивает умение входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;

  2. Обогащает и совершенствует словарь по изучаемым лексическим темам;

  3. Закрепляет навыки грамматически правильной речи;

  4. Развивает диалогическую форму речи;

  5. Корректирует звукопроизношение;

  6. Дифференцирует звуки.

К тому же занятия с камешками способствуют развитию и совершенствованию навыков слогового анализа слов.

Использование такого доступного и привлекательного пособия, как шарики «Марблс», камешки, будет продолжаться. Будем в совместной деятельности стремиться к главной цели таких занятий-   играя, развивать речь детей

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог

Правила беседы-разговора с «молчуном». ⠀

Глаза в глаза. Когда Вы играете или говорите, то обращайтесь персонально к ребёнку. Сидите напротив или опуститесь на уровень глаз ребёнка, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию. Так можно «видеть» артикуляцию и слышать одновременно.
2. Носите в кармане игрушку, которая издаёт звук (негромко). Для привлечения внимания, обращаясь к ребёнку, поднесите к своему лицу, особенно к губам, и «пропищите».
3. Используйте в речи звукоподражания и звукокомплексы (бах, тук-тук, оп)
4. Сокращайте длину слов до 2 слогов («Мотя» — Матвей, «у-тя» — утка, «бо-ты» — обозначение любой обуви)
5. Говорите короткими фразами (Вот Миша. Это каша. Мой руки. Иди спать). Старайтесь не менять содержание фраз на начальных этапах.
6. Сопровождайте речь жестами (звонок — «динь-динь» — показ нажимания на кнопку; ляля спит — «а-а-а» — качательные движения). Любой жест-просьбу оречевляем.
7. Если ребёнок не отвечает на ваш вопрос, то говорите сопряженно с ним или самостоятельно (отвечаем за него).
8. Создавайте речевые ситуации («Кто звонит: баба или деда», «Что хочешь есть? Вот каша и суп»)
9. Читайте под ритм стихи (народные, Барто, Чуковского): «…а за ними клоп-клоп, сапогами топ-топ».
10. Проводите очень приятные детям логоритмические минутки(достаточно упражнений Железновых): взрослый поёт и выполняет движения вместе с ребёнком под музыку: «едет-едет паровоз «ту-ту».
11. Применяйте короткие  стихи с сопровождением жестами по типу «Мишка косолапый»: «Большие ноги шли по дороге: «топ-топ, топ-топ» (и «идти», перебирая пальцами по столу), маленькие ножки бежали по дорожке: «топ-топ-топ-, топ-топ-топ».

12. Приучить договаривать последнее слова в стихотворении: «Маму просит: «Пи-пи-пи! Сыра мне еще … купи!»

13. Говорите эмоционально, хвалите за любую попытку сказать.

Эти правила годятся всем, кто контактирует с малоговорящим или неговорящим дошкольником-воспитателям, педагогам, бабушкам, дедушкам, и, конечно же- мамам !

Применяйте и будьте здоровы!

Николаева Оксана Валерьевна, учитель-дефектолог, по материалам Интернет-ресурсов

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.