Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Макаровой И.В.

Как выполнить слоговой и звуковой анализ слова дома?

Хочу представить вам последовательность работы, которой мы придерживаемся на занятиях по обучению грамоте в детском саду.

Для примера возьмём картинку «МУХА».

  1. Предлагаем ребёнку назвать картинку и прохлопать слово по частям (слогам). — Сколько получилось частей (слогов)?                  — Назови первый слог (МУ). МУ — это первый слог (первый кусочек) слова МУХА.                                                                                                                            -А теперь нам нужно узнать, какой второй слог в слове МУХА. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты скажешь после МУ.                                            — Что ты сказал после МУ? (ХА) -ХА — второй слог (второй кусочек) слова МУХА.

  2. А теперь будем выделять звуки в слове МУХА.

(Для того, чтобы дети усвоили направление работы слева-направо, я предлагаю им полоску с цифрами: 1 2 3 4 5 6, на которые накладываем выделяемые звуки. Можно нарисовать ряд кружочков- по количеству звуков. По мере определения последовательности звуков ребёнок будет закрашивать кружочки нужным цветом)

  • Взрослый (утрированно произносит первый звук): МММУХА. Скажи, как я. Какой тут первый звук? М- это какой звук? (согласный, твёрдый, звонкий-обозначим синим кружочком со звоночком)

  • МУУУХА — скажи, как я (утрированно произносим второй звук) -Какой звук ты услышал после звука [м]? У – это какой звук?  (гласный- обозначим кружочком красного цвета)

  • МУХХХА — скажи, как я (утрированно произносим третий звук). Какой звук ты услышал после звука [у]? Х- это какой звук? (согласный, твёрдый, глухой- обозначим синим кружочком без звоночка)

  • МУХААА- скажи так же. Какой звук ты услышал после звука [х]? А- это какой звук ? (гласный- обозначим красным кружочком)

Для того, чтобы помочь ребёнку дать характеристику звукам, обращаем его внимание на наличие- отсутствие преграды в ротике (преграды нет, звук поётся- гласный; если губы, зубы или язык образуют преграду- то звук согласный); согласные звонкие -глухие определяются по участию или отсутствию голоса при произнесении звука (кладём руку на горлышко- если горлышко «звенит», голос работает, то согласный звонкий, а если нет- то глухой)

  • Показывай и называй все звуки слова МУХА по порядку.

  • Назови гласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове гласных?

  • Где звук [у]: в начале, в конце или в середине слова?

  • А где звук [а]?

  • Назови согласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове согласных?

  • Где звук [м]: в начале, в конце или в середине слова?

  • А где звук [х|?

  • Какой первый звук в слове МУХА? Какой в слове последний звук? Какие звуки в середине слова?

  • Сколько всего звуков в слове МУХА? Назови все звуки в слове по порядку.

  1. — А теперь звуки обозначим буквами. Под каждым звуком пишем соответствующую букву.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.