Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страница учителя-дефектолога Макаровой И.В.

«КАРТИНКИ-АССОЦИАЦИИ»

Многим малышам трудно даётся запоминание букв, потому что буква для дошколёнка – абстрактное понятие, и что делать с этим графическим символом, у которого так много палочек и округлостей – ему непонятно. Бывает, что ребята могут назвать и показать несколько букв, но при обучении чтению начинают путать их, забывать, несмотря на игровую форму занятий и даже большой интерес к ним.

Я познакомилась с пособием логопеда Натальи Пятибратовой «Картинки-ассоциации», которое  предлагает игровой способ запоминания букв. Благодаря ему не надо тратить много времени на заучивание букв.

Использование картинок — ассоциаций в работе с детьми с особенностями в развитии оказалось  очень эффективно. Это пособие не только развивает ассоциативное мышление, но и предусматривает опору на основные каналы восприятия маленького ученика: зрение, слух, кинестетические ощущения. Это создаёт связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно. Игры с картинками косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения малышей, а также готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи.

Задача взрослого в игре с картинками-ассоциациями — вызвать и закрепить у малыша ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим. Для каждой картинки есть своё, легко запоминающееся движение и своё звукоподражание.

Большинство движений крупные, контрастные, с большой амплитудой, что важно для их лёгкого запоминания, воспроизведения и отделения от других.                                                  

Движения крайне просты — каждое движение или жест легко воспроизвести, а вот со звуками, сопровождающими каждый показ, не все воспитанники могут справиться (из-за нарушений звукопроизношения). В таком случае ребёнок выполняет движение, а взрослый произносит звук.  Стоит помнить, что при играх со звуками речи (даже если звуки произносит только взрослый, а ребёнок слушает), развивается фонематический слух и произносительные возможности крохи. Поэтому звуки к движениям проговариваются чётко, утрированно.

Все движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Пример движений:

«Самолёт» – руки в стороны, покачиваемся из стороны в сторону, показываем «полёт» со звуком «У-У-У». «Пальчик около губ» – рисуем пальчиком буковку О. Обводим пальцем округлые губы, говорим «О-О-О».

«Птенец» – руку согнуть в локте, поднять на уровень губ. Рот широко открываем, говорим «А». Одновременно с произнесением звука открываем пальцы руки, сложенные в щепотку.Вариантов игр для запоминания ребёнком звуков и соответствующих им движений большое количество («Кочки», «Слушай и показывай», «Угадай движение», «Угадай, что покажу» и т.д.).

Как только ребёнок усвоит движения и звуки мы к каждой картинке добавляем букву

Около буквы У – «Самолёт»;

Около буквы Л – «Поющую девочку»;

Около буквы М – «Портрет женщины» или фотографию мамы;

Около буквы Н – «Рука с яблоком»;

Около буквы Р – «Руль автомобиля»;

Около буквы В – «Губы и зубки»;

Около буквы З – «Стрекоза»;

Около буквы Б – «Барабан»;

Около буквы Д – «Автомат»;

Около буквы Г – «Гусь»;

Около буквы Ж – «Жук»;

Около буквы Ф – «Ёжик»; и т.д.

Теперь нам достаточно лишь показать указкой или пальцем нужную букву, как ребёнок, ориентируясь на картинку, автоматически вспомнит движение и звук, относящийся к этой картинке. Начав произносить этот звук, вспомнится и сама буква.

Благодаря картинкам-ассоциациям знакомство со звуками и буквами проходит легче и веселее (и для детей, и для взрослых)!  И это правильно- потому что радость от процесса обучения должна быть обоюдной!

Подготовила учитель-дефектолог Макарова И.В.

«Игры- находилки»

Уважаемые родители, хочу предложить вашему вниманию игру- находилку, которую я взяла вот из этой книги, которая так и называется «Находилки». 

Т.к. в нашей группе ближайшие две недели будут посвящены теме «Транспорт», то я выбрала «Дорожные находилки».

Чем может привлечь и какую пользу принесёт ребёнку набор отдельно взятых картинок, пусть даже, объединённых одной темой?

Оказывается, эти картинки-находилки учат ребёнка с большим вниманием относиться к окружающему миру- замечать то, что раньше не замечал, на что не обращал внимание.  Развивают познавательную активность.

Ведь авторы книги не просто предлагают рассмотреть картинки и назвать их (благодаря чему расширяется словарный запас), а ещё во время прогулки найти предметы, которые видел на картинках (а для этого их надо запомнить – и тут уже развивается память и внимание).

Ну а я в свою очередь хочу предложить несколько игровых заданий с Дорожной находилкой.

  • «Рассмотри и назови» (уточняем и расширяем словарный запас)

  • «Один-много» (на картинке один дом, а в деревне много…домов) (учим образовывать множественное число существительных)

  • «Живое- хлопаем, неживое- шлёпаем» (формируем понятия живое-неживое)

  • «Прохлопай по слогам» (формируем умение делить слова на слоги, например: шлаг-ба-ум (на каждый слог – хлопок))

  • «Летит-бежит-едет-стоит-сидит и т.д.» (предлагаем найти и назвать предметы, которые летят, стоят, едут и т.д. Уточняем глагольный словарь)

  • «Подружи картинки» (взрослый предлагает ребёнку «подружить» 2 картинки, составив с ними предложения (например: тоннель и поезд. Получается предложение: Поезд въехал в тоннель. И т.д.) (Развиваем связную речь, мышление и фантазию ребёнка).

(Предложенные далее листы с находилками вы можете распечатать и играть в предложенные игры)

Игры-находилки

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.