Страница учителя-дефектолога Макаровой И.В.

Как выполнить слоговой и звуковой анализ слова дома?

Хочу представить вам последовательность работы, которой мы придерживаемся на занятиях по обучению грамоте в детском саду.

Для примера возьмём картинку «МУХА».

  1. Предлагаем ребёнку назвать картинку и прохлопать слово по частям (слогам). — Сколько получилось частей (слогов)?                  — Назови первый слог (МУ). МУ — это первый слог (первый кусочек) слова МУХА.                                                                                                                            -А теперь нам нужно узнать, какой второй слог в слове МУХА. Говори слово, хлопай и внимательно слушай, что ты скажешь после МУ.                                            — Что ты сказал после МУ? (ХА) -ХА — второй слог (второй кусочек) слова МУХА.

  2. А теперь будем выделять звуки в слове МУХА.

(Для того, чтобы дети усвоили направление работы слева-направо, я предлагаю им полоску с цифрами: 1 2 3 4 5 6, на которые накладываем выделяемые звуки. Можно нарисовать ряд кружочков- по количеству звуков. По мере определения последовательности звуков ребёнок будет закрашивать кружочки нужным цветом)

  • Взрослый (утрированно произносит первый звук): МММУХА. Скажи, как я. Какой тут первый звук? М- это какой звук? (согласный, твёрдый, звонкий-обозначим синим кружочком со звоночком)

  • МУУУХА — скажи, как я (утрированно произносим второй звук) -Какой звук ты услышал после звука [м]? У – это какой звук?  (гласный- обозначим кружочком красного цвета)

  • МУХХХА — скажи, как я (утрированно произносим третий звук). Какой звук ты услышал после звука [у]? Х- это какой звук? (согласный, твёрдый, глухой- обозначим синим кружочком без звоночка)

  • МУХААА- скажи так же. Какой звук ты услышал после звука [х]? А- это какой звук ? (гласный- обозначим красным кружочком)

Для того, чтобы помочь ребёнку дать характеристику звукам, обращаем его внимание на наличие- отсутствие преграды в ротике (преграды нет, звук поётся- гласный; если губы, зубы или язык образуют преграду- то звук согласный); согласные звонкие -глухие определяются по участию или отсутствию голоса при произнесении звука (кладём руку на горлышко- если горлышко «звенит», голос работает, то согласный звонкий, а если нет- то глухой)

  • Показывай и называй все звуки слова МУХА по порядку.

  • Назови гласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове гласных?

  • Где звук [у]: в начале, в конце или в середине слова?

  • А где звук [а]?

  • Назови согласные звуки в слове МУХА. Сколько в этом слове согласных?

  • Где звук [м]: в начале, в конце или в середине слова?

  • А где звук [х|?

  • Какой первый звук в слове МУХА? Какой в слове последний звук? Какие звуки в середине слова?

  • Сколько всего звуков в слове МУХА? Назови все звуки в слове по порядку.

  1. — А теперь звуки обозначим буквами. Под каждым звуком пишем соответствующую букву.

Готовим руку к письму.

Совсем скоро наши семилетки пойдут в первый класс.

Перед будущими первоклашками будет поставлена неимоверно сложная задача. Малыши должны будут успевать записывать то, что требует учитель, при этом — сидеть ровно, не сутулясь, правильно держать ручку, правильно располагать тетрадь, следить за наклоном букв, не допускать помарок в тетради — и всё это делать одновременно!   Как облегчить ребёнку процесс овладения навыком письма?

Очень важно готовить детскую руку к письму уже перед началом первого учебного года. И необязательно это будет только работа в прописях.

Я хочу предложить вам несколько упражнений, которые я взяла из книги-тренажёра Шамиля Ахмадуллина «Скорописание. Как научить ребёнка писать быстро и красиво». Эти упражнения я активно использую на своих занятиях. Предлагаю их вашему вниманию.

Упражнение «Мозаика»

Задача ребёнка- выложить заданную картинку с помощью крупы и зубочисток, используя поочерёдно большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. Для занятия используем зубочистки и крупа (рис, гречка, чечевица)

Упражнение «Гонки»

Задача ребёнка- максимально быстро провести пишущим предметом по нарисованной трассе и не выйти за пределы дорожки. Этим упражнением мы тренируем навык быстрого, правильного и безотрывного ведения пишущим инструментом по листу. Взрослый может сам нарисовать три трассы, разной конфигурации и разной ширины (широкая, поуже и узкая), а ребёнок должен, не отрывая руки, проходить полосу трассы за минимальное время.

Упражнение «Инструкция»

В данном упражнении на листе изображаются различные фигуры, и задача ребёнка- выполнить инструкцию.

Например: нарисуй звёздочку слева от круга, поставь точку над квадратом и т.д.

Таким образом мы учим ребёнка ориентироваться на плоскости и доводим этот навык до автоматизма.

Упражнение с гантелями

Для этого упражнения понадобятся гантели малого веса. Упражнение достаточно простое. Ребёнку нужно держать гантель в руке за один конец и делать вращательные движения 20 раз по часовой стрелке и 20 раз против часовой, каждой рукой. Свободный край гантели направлен вниз.           

Упражнение «Обезьянки»

Задача ребёнка-перемещаться пальцами по карандашу, поочерёдно хватаясь сначала большим и указательным пальцами, потом большим и средним и так далее.

Упражнение «Графический диктант»

Есть два варианта выполнения этого общеизвестного упражнения.

1 вариант-когда ребёнку нужно следовать инструкции. Если ребёнок всё делает верно, то у него получится определённая картинка.

2 вариант – когда картинка есть, а ребёнку нужно составить инструкцию, по которой другой человек (папа, мама, брат или сестра) сможет нарисовать такую же картинку.

Упражнение «Эспандер»

Задача ребёнка- по 15 раз сжимать эспандер каждой рукой (эспандер с нагрузкой не более 5 кг.)

Удачных игр и занятий!

День Матери в группе «Солнышко»

Для каждого ребёнка на всех этапах развития важно эмоционально положительное отношение к нему родителей. Взаимодействие ребёнка и близких взрослых способствует его полноценному личностному развитию. А наиболее желанным из близких является мама.

Для детей с ЗПР характерно особое отношение к матери. Они не только испытывают обычную потребность в материнской любви, ласке, внимании, свойственную каждому ребенку,  но и воспринимают маму,  как  челове­ка, который может помочь справиться с болезненным состояни­ем, наиболее терпимо относится к их несостоятельности в раз­ных сферах деятельности, наиболее чутко реагирует на их успехи.   

Исследования современных авторов показывают, что благо­приятные отношения матери и ребенка способствуют компен­сации его болезненного состояния. И наоборот, отсутствие посто­янства в отношении матери к ребенку, колебания ее настроения от холодного и даже враждебного до всепрощающего обожания усугубляют болезненные проявления у ребенка.

Всю последнюю неделю ноября в группе «Солнышко» воспитанники под руководством педагогов готовятся поздравить своих мамочек с Днём Матери. Чтобы у детей сложилось более полное представление о семье, о значении в ней МАМЫ педагоги проводят беседы, предлагают к просмотру видеоролики, читают рассказы и сказки о материнской любви и мудрости. Такая подготовительная работа очень важна для наших детей, т.к. от них, зачастую, скрыт смысл поступков взрослых членов семьи. Так, например, наши дети могут рассуждать с сердитым выражением лица: «Мама сердится, значит мама-злая». Но стоит объяснить, что мама сердится, потому что «сынок» («доченька») ослушался(лась) и как следствие непослушания попал(ла) в неприятную, опасную ситуацию, ребёнку всё становится понятно.  И в игре «Мамочка (какая?)» (где детям предлагается подобрать как можно больше прилагательных к слову «мама») слово «злая» заменяется на слово «строгая». В рамках подготовки к Дню матери   в нашей группе разучиваются песни и стихи, ну и очень важно сделать для любимой мамы поделку-сюрприз собственными руками.

(В этом году мамы не смогли поприсутствовать   на праздновании Дня Мам в группе, но тем не менее все поздравления нашли своих адресатов в группе «Солнышко» в WhatsApp)                                                                                                                                                                         

Ноябрь, 20                                                   Учитель-дефектолог: Макарова И.В.

Используемая литература:

  1. Тригер Р. Д.

 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

  1. Васильева Е. Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического-развития в зависимости от характера отно­шений в семье // Шестилетние дети: проблемы и исследо­вания. — Н. Новгород, 1993.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.