ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА МОЕЙ СТРАНИЦЕ!
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
Рада приветствовать вас на странице педагога-психолога МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка»! Для начала давайте познакомимся…
Меня зовут Гашкова Юлия Владимировна. Родилась я в нашем родном городе Волхове. После окончания Волховской средней школы № 8 училась очно в ИВЭСЭП на факультете психологии. В апреле 2002 года устроилась в МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида». Я оттачиваю свою компетентность, обучаясь на курсах повышения квалификации, с удовольствием занимаюсь самообразованием и принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства. Так я заняла II место в областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2015».
А в 2017 году заняла уже I место в Ленинградском областном региональном конкурсе «Детские сады — детям» в номинации «Лучший педагог-психолог».
В этом же году стала лауреатом III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший профессионал образовательной организации».
В 2021 году принимала участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», где завоевала Приз студенческих симпатий.
С 2018 года являюсь руководителем районного методического объединения педагогов-психологов Волховского муниципального района.
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Если Вы хотите получить ответ на интересующий Вас вопрос в рамках компетенции педагога-психолога, то это можно сделать:
1. Через почтовый ящик ulchik-chik@mail.ru. Этот электронный сервис позволит Вам общаться со мной приватно
2. По телефонам 8(81363) 22-306 (рабочий), +7 921-594-75-00 (сотовый)
Ответы на ваши вопросы будут опубликованы на странице «Спрашивали — отвечаем»
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Поступление ребенка в школу — это очень важный этап в его жизни.И от того насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения и , в какой то мере, вся его дальнейшая жизнь. Подготовку к школе нужно начать заблаговременно, за полгода — год до поступления. Понятно, что за месяц подготовить ребенка к школе невозможно.
Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учебе.
Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он должен правильно определять геометрические фигуры, знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше — меньше», «право — лево», «над и под» и проч. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить сходства и отличия. Для этого существуют различные тесты. Например, ребенку показывают картинки с изображением ели, березы и клена, и ребенок должен понимать, что все вместе, в общем – это дерево.
Едва ли не самым важным критерием интеллектуальной готовности является способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается постепенно. Малыш легко отвлекается, а более старший ребенок способен, в какой-то степени контролировать свое внимание. Даются простые упражнения на развитие внимания. Например, ребенка просят послушать и определить, какое слово длиннее, или с какой буквы начинается.
Необходимо, чтобы ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств. Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.
Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная активность. Он уже в какой-то степени может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет малышу легче освоить письмо. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, застегивать пуговки и завязывать шнурки. Существует масса методик для развития мелкой моторики и нужно обратить на это особенное внимание.
Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, времени. Педагоги придают большое значение тому, как ребенок ориентируется «на бумаге». В развитии этого навыка очень хорошо помогают «клеточные диктанты», родитель ставит точку на листе в клеточку и просит ребенка : «отложи три клеточки влево или вниз» и т.д.
Еще один важный критерий —социальная готовность. С возрастом ребенок становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берет пример со своей семьи, копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздеться, одеться, кушать, собрать портфель. Он должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более слабым и т.д.
Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.
Перед школой у ребенка должна быть сформирована мотивационная готовность. Опять таки с одной стороны это зависит от психологической зрелости ребенка. Если он еще не готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учебе. Такие дети легко узнаются в классе. Зачастую, они достают игрушки и начинают играть на уроках. Если их просят достать карандаши, то эти дети достают их последними. Так что важно не торопиться, а лучше отдать на следующий год. В этом нет проблемы. Дети растут по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А вот если он с самого начала чувствует себя неумехой или неудачником, то это может вызвать комплексы в дальнейшей жизни.
С другой стороны мотивация формируется воспитанием . Если ребенок хочет в школу , чтобы «носить красивый ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учится, получать знания ,например, чтобы «стать доктором» или даже «заработать много денег». То есть ребенок, в какой-то степени должен осознавать важность и нужность обучения в своей дальнейшей жизни.
Физическая готовность определяется тем, что у него нет проблем со здоровьем, которые могут помешать обучению в общей школе. У него должно быть нормальный слух, зрение и моторика.
Сейчас у многих детей бывают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Потому что, если ребенок неправильно произносит звуки, то часто начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизни: распорядку дня, коллективу, кругу обязанностей?
Важно понимать, что не только в жизни ребенка, но и в жизни родителей грядут большие перемены. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, нужно вначале, чтобы к этому факту адаптировались родители. Первокласснику необходима помощь взрослого, поэтому родителям тоже придется пересмотреть свой график.
Для перехода от беззаботной детской жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Особенно, если ребенок не посещал садик. Нужно составить подробный план дня и сделать это вместе с ребенком. Можно оформить это в игровой и красочной манере и повесить над кроватью. Все должно быть четко: во столько-то подъем, здесь уборка постели, почистил зубки, сделал уроки и т.п. Распорядок дня нужно начать соблюдать загодя, а не с 1 сентября. Можно давать ребенку какие-то бонусы, например, клеить смайлики. Встал вовремя – молодец, беги, наклей смайлик, почистил зубки – вот тебе еще. Дети любят правила, и обычно сами их себе организовывают в играх .И конечно же, личный пример, если папа спит до обеда, то сложно требовать что-то другое от сына.
Первокласснику часто необходим дневной сон. Хорошо, если ребенок недолго поспит после школы. Уроки нужно делать в одно и тоже время , но только не поздно вечером. Понятно, что чаще происходит именно так. Усталая мама, приходит после работы домой и начинает делать уроки с таким же усталым ребенком. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.
Если у ребенка плохой почерк, то лучше делать упражнения на мелкую моторику, чем бесконечно писать одну и ту же букву в прописи. Эффект будет гораздо лучше. Школьные принадлежности у первоклассника должны быть яркими и веселыми, но не чрезмерно, слишком яркие герои любимых мультиков на обложках будут его отвлекать, он будет что-то воображать, вместо того, чтобы слушать учителя.
Важно давать ребенку посильные бытовые и трудовые поручения — помыть чашку, убрать со стола. Это воспитывает ответственность и самостоятельность.
К коллективу дети привыкают по разному. Вообще, адаптация к коллективу – это задача учителя и школьного психолога. Если Ваш ребенок робкий и застенчивый, то нужно сказать об этом учителю, чтобы она обратила внимание. В 1-м классе проводятся специальные игры на общение и т.д. Хотя бывает очень хорошо, когда вместе с Вашим ребенком в класс пойдет кто-то знакомый из садика или двора.
Что делать, если ребенок не испытывает интереса к школе? Как мотивировать школьника на получение новых знаний?
Здесь крайне важен личный пример. Очень трудно выработать мотивацию к школе у ребенка, если бабушка плачется соседкам «как такой оболтус в школе будет», а маму с книжкой вообще никто никогда не видел. Родители сами должны показывать, что учится хорошо и правильно. Нужно, чтобы ребенок видел, что Вы сами постоянно учитесь, совершенствуетесь. Можно просматривать вместе с ребенком книги, энциклопедии, подчеркивать, как хорошо, что он что-то знает. Хвалить, когда ребенок показывает свои новые знания.
До школы полезно сходить туда на экскурсию, чтобы он познакомился с школьным зданием, увидел классы, школьников на переменах. Хорошо, если это будет совместная экскурсия с друзьями по садику или двору. Так ребенку будет спокойнее. Нужно показать ему его школьный портфель, форму, чтобы он научился складывать туда тетрадки, одеваться как школьник.
Как поступить родителям, дети которых не хотят делать домашнее задание? Как воспитать в школьнике ответственность?
Первокласснику просто необходима помощь взрослого в выполнении домашних заданий. Обойтись без этого не удастся. А взрослые, зачастую сами боятся этого, как огня. Понятно, что это меняет планы родителей, но на кон поставлен будущий успех Вашего первоклассника, поэтому стоит поменять свой график.
Не проявляйте свою тревогу и раздражение когда делаете уроки с ребенком. Чаще хвалите не за полный успех, а даже за попытку. Поощряйте его словами «молодец, смотри, как у тебя хорошо получается», даже если вышло не идеально. Запомните, если Вы говорите ребенку «ты ничего не умеешь», то он по законам детской психики воспринимает это как команду, прямое предписание и вырастает человеком, который не верит в свой интеллект и способность хоть что-то в этой жизни сделать.
Поначалу придется самому исправлять ошибки ребенка, сидеть с ним за уроками от и до. К концу первого класса помощь при подготовке уроков должна становиться указывающей. Тогда уже ребенку можно сказать: «посмотри внимательнее, что неправильно, найди ошибку». Так формируется ответственность. Когда начинают ставить в школе оценки, у ребенка появляется новый стимул. Он хочет ,чтобы учительница похвалила, «поставила пять», появляется конкуренция с одноклассниками, ребенок хочет чтобы оценка стала лучше. И все равно, за «пятерку» нужно хвалить и за «тройку» поддерживать, а не ругать. Так можно навсегда загубить интерес к учебе.
И опять таки помните о личном примере!
18.05.2023 год
ВМЕСТЕ С МАМОЧКОЙ МОЕЙ Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ
Наступила весна. А это значит, что скоро наши ребята из групп раннего возраста перейдут в другие группы. И тем радостнее замечать, как они изменились за это время, как выросли, как многому научились.
В теплый весенний день 2 марта мы с музыкальным руководителем, Викторией Леонидовной, пригласили наших мам полюбоваться на своих малышей из группы «Лучики», поиграть, да и просто приятно провести вместе с ними время.
И вот на веселом паровозике мы отправились в весеннее путешествие по волшебному лесу. Попав на лесную полянку, мы полюбовались весенним солнышком, и руки наших мамочек превратились в золотую солнечную колыбельку, в которой понежились наши малыши. Затем наши мамы смогли стать самыми настоящими «стенами пещеры», в которой ребята спрятались от теплого весеннего дождика. А после него случилось чудо… На нашей полянке, с помощью ладошек наших мам распустились прекрасные цветы. Почувствовав их аромат, к нам прилетели бабочки. Ребята с помощью своего дыхания помогали им перелетать с цветка на цветок. А потом и сами с помощью ярких платочков превратились в веселых бабочек, танцующих на нашей веселой полянке. И вдруг, к нам приползли маленькие забавные паучки, вместе с которыми мамы сделали небольшой массаж своим малышам.
Быстро пролетело время, и мы на веселом паровозике отправились в обратный путь. Но воспоминания об этом необыкновенном путешествии останутся у всех его участников надолго.
04.05.2023 год
Неделя психологии в «Искорке»
Улыбка чудеса творит,
Здоровье укрепить поможет
И счастье создаёт в семье,
И добрым спутником быть может…
Ярко и увлекательно под девизом «От улыбки станет всем светлей» прошла Неделя психологии в Детском саду «Искорка», основной целью которой стало создание условий, способствующих установлению и поддержанию благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, чувства психологического благополучия у участников образовательных отношений.
День радостных встреч, День дружбы, День хорошего настроения, День психологического здоровья, День улыбок… Каждый тематический день Недели был наполнен разнообразными акциями и мероприятиями.
В течение Недели родители и малыши смогли принять участие в Акции «Лесенка любви», которая позволила им получить массу положительных эмоций от проявления искренних чувств друг к другу, написать «тайное послание» педагогам детского сада, улыбнуться веселым «объявлениям» и забрать себе «кусочек хорошего настроения».
Все педагоги детского сада приняли активное участие в проведении Недели психологии, а в День психологического здоровья во время психологического тренинга они получили массу положительных эмоций и зарядились энергией.
Закончилась Неделя веселым праздником для ребят, посвященным Дню рождения нашего детского сада. А родители в этот день смогли оставить свои пожелания на «Заборе пожеланий и предложений».
Хочется сказать слова благодарности педагогам и родителям за то, что, не смотря на занятость, нехватку времени, они остаются неравнодушными к жизни детского сада, за отзывчивость и старание, помощь, талант и энтузиазм. Они своим непосредственным участием в жизни детского сада помогают оставаться ему светлым, радостным и добрым домом для детей.
21.04.2023 год
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
Ежегодно 7 апреля, по всей планете стартуют мероприятия, посвященные Всемирному Дню Здоровья.
День здоровья в детском саду — это не просто часть образовательного процесса, день здоровья в детском саду, это еще и праздник для воспитанников.
Цель этих мероприятий — продолжить формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, учиться заботиться о своем здоровье, формировать двигательную активность детей, укреплять их физическое и психологическое здоровье.
В этот день мы вместе с детьми группы «Звездочки» совершили путешествие в страну Хорошего настроения. Здесь нас встретили ее жители, которые попросили о помощи: Баба-Яга забрала у Солнышка его лучики, и теперь они чувствуют себя очень плохо без их тепла и солнечного света. Ребята, выполнили все задания Бабы-Яги и вернули в страну Хорошего настроения солнечное тепло и улыбки.
А дети группы «Почемучки» побывали в сказке, в которой повстречались с маленькой Звездочкой. Во время нашего путешествия мы познакомились с ее сестричками, разноцветными звездочками, каждая из которых дарит людям частичку себя, наделяя их определенными качествами, превращались в одну большую прекрасную Звезду и делились друг с другом своим теплом. В завершении путешествия каждый из ребят смог создать свою яркую и неповторимую, как и он сам, Звездочку.
День Здоровья позволил нам в очередной раз создать у детей радостное эмоциональное настроение.
07.04.2023 год
ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ
В своей работе с детьми на игровых занятиях мы используем множество всевозможных материалов и методических пособий. Одно из них — набор Дары Фрёбеля.
Использование данного набора развивает логическое мышление детей, умение планировать собственную деятельность. Оно помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Благодаря свойствам данного набора происходит развитие наблюдения, творческих способностей, мелкой моторики. Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами.
Образовательные материалы помогают детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
«Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее!.. Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках в своем внутреннем чувстве».
17.03.2023 год
СЕМЬ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ
Правило первое : Красавица
Сомнение в своей внешней привлекательности — тяжелый крест для девочки. Какими бы внешними данными природа не наградила Вашу доченьку, Вы должны с самого нежного возраста воспитывать ее в убеждении, что она — красавица. Подчеркивайте достоинства. Не посмеивайтесь над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик — все это неповторимые черты ее личного очарования.
Поощряйте работать над своей внешностью. Уход за волосами, чистка кожи, маски — чем раньше выработаете навык разумного внимания к внешности, тем лучше.
Правило второе : Та, которую любят
Поколение женщин, взращенное супер требовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой.
Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов.
Правило третье : Благоразумная
Женщина — хранительница жизни. Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации.
Правило четвертое : Ангел- хранитель
Если женщина не умеет заботиться о близких, то это не женщина. Научите девочку замечать чужую боль. Пусть по мере сил она старается помогать слабым и больным. Не бойтесь одернуть, если при Вас дочь высмеивает чьи-то недостатки. Девочки могут быть жестокими, и куда больше, чем мальчики.
Позволяйте ребенку заботиться о своих близких. В частности о вас единственной и незаменимой мамочке. Пусть неумело, зато искренне. Будьте благодарны и показывайте это.
И — сложная задача! — постарайтесь воспитывать девочку так, чтобы она не направляла свое милосердие на людей недостойных. Баланс милосердия и благоразумия — вот рецепт истинной женственности.
Правило пятое : Маленькая хозяйка любого дома
Не сложно привить девочке навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья. Куда сложнее научить юное создание обихаживать дом без жалоб и надрыва. Научите дочь рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она управляется по дому легко и привычно — а если задача сложная, пусть не постесняется привлечь к ее выполнению всех, кто способен ей помочь.
Правило шестое : Деятельная и оптимистичная
Не сковывайте инициатив вашей дочери. Позвольте ей попробовать себя в роли лидера. Отмечайте ее успехи. В современном мире женщины стремительно выдвигаются на ведущие роли. Умение не быть безапелляционной, способность выслушивать мнение других, приспосабливаться к коллективу — все это ей очень понадобиться.
Правило седьмое : Индивидуальность
Выявить и развить в ребенке индивидуальность, пожалуй, самое трудное. Способствуйте развитию личности ребенка — но не пытайтесь сломать его индивидуальность. Поддержите то положительное, что явно и неуклонно проявляется в Вашем ребенке.
06.03.2023 год
КАК ВОСПИТАТЬ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ
Настоящими мужчинами не рождаются и не становятся в один прекрасный день, их нужно воспитывать с момента рождения.
Родителям не следует во всем ограничивать сына, но и позволять ему абсолютно все, тоже нельзя. Воспитывая будущего мужчину, необходимо опираться на некоторые принципы:
— Мужской пример. При воспитании мальчика необходимо иметь пример настоящего мужчины, чтобы Ваш сын мог на него равняться. В идеале это конечно папа, который будет посвящать много свободного времени сыну, но вместо папы эту функцию может выполнять и дедушка, тренер, дядя или друг. Можно дополнить воспитание мальчика с помощью положительных героев кино и книг.
— Чувства, эмоции и качества, которые важно воспитать в мальчике. Это — смелость, уверенность в себе, снисходительность, сочувствие, независимость, умение проводить анализ, хорошие манеры, трудолюбие и ответственность, честность, чувство прекрасного.
— Авторитет родителей. Маме желательно периодически отмечать авторитет папы, а ему, играя с сыном, время от времени начинать ролевую игру в сильных и смелых мужчин — защитников слабой и беззащитной мамы.
— Двигательная активность мальчика. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок всегда имел возможность выплеснуть свою энергию: на детской площадке, играя с другими детьми; в спортивных секциях и так далее. Нужно дать сыну как можно больше возможностей для занятий физическими упражнениями и спортом.
— Подпитка поощрением. Дайте возможность ребенку реализовать свои способности и получить вашу поддержку. Если ребенка похвалили, он будет стараться сделать это еще и еще, сделать это лучше. Замечайте успехи сына, ведь каждое его достижение — маленькая ступенька на пути к становлению уверенной в своих силах личности. Не захваливайте мальчика, но и не ругайте его слишком. Найдите баланс.
— Воспитывайте, не оскорбляя. Не хотите возиться с 30-летним сыном-«олухом»? Не называйте его так в детстве.
— Отвечайте на вопросы. Если сыну нужно Ваше мнение, то обязательно серьезно и обстоятельно отвечайте на любые, даже самые банальные его вопросы. Ведь только спрашивая, мальчик может получить интересующую его информацию и научиться анализировать происходящее.
— Как можно раньше начинайте выявлять деловые и творческие наклонности сына. Не пугайтесь смены интересов: найти свое призвание непросто.
— Приветствуйте его друзей в своем доме. Это повысит степень доверия между вами.
— Мужчины — люди «конкретные». Это для женщины важен процесс, мужчине нужен результат. Поручайте сыну мелкие дела, акцентируя внимание на их результате. Это подспудное воспитание чисто мужского качества — стремления к результату.
— Предоставьте возможность учиться на своих ошибках.
Итак, в каждом маленьком мальчике живет настоящий мужчина. Но ему важно помочь проявиться, укрепиться, вырасти, стать мужчиной. Пусть посеянные вами, мудрыми родителями-воспитателями, зерна мужественности найдут благодатную почву.
И тогда, Ваш малыш вырастет настоящим мужчиной, крепко стоящим на ногах и дающим опору и поддержку своей семье!
20.02.2023 год
ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ
Я не сомневаюсь, что заботливые родители пытаются привить своим детям чувство прекрасного, для этого занимаются их музыкальным, художественным, культурным образованием. Но не всем известно, что патриотическое воспитание закладывается не в детском саду и даже не в школе.
Основы патриотизма формируются в ближайшем окружении ребенка, и прежде всего в семье. Воспитание качеств патриотизма начинается с пеленок: с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо своей страны, что город, лес, река, которые ребенок видит каждый день, — это и есть его Родина.
Патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители. Наша задача — сформировать у детей чувство патриотизма, воспитать элементы гражданственных чувств и общественных отношений. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых.
Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Чтобы воспитать патриота, необходимо учитывать следующее:
-
Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, говорите с любовью и чувством гордости о своей стране, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все. От того, насколько патриотично настроены вы — родители, во многом зависит, каким будет ваш ребенок. Ребенок во всем подражает своим родителям. Дети слышат, что и как говорят родителив адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых, то есть мнение родителе станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.
-
Рассказывайте своему ребенку о различных испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью. Если ребенок с ранних лет научится испытывать чувство жалости к другому человеку, радость от того, что он совершил хороший поступок, будет гордиться своими родителями, родственниками, восхищаться, соприкасаясь с прекрасным подвигом, он приобретет свой эмоциональный опыт. Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом вы воспитываете гордость за свою семью. Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, ее традиций, истории.
-
Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы. Эта работа является наиболее сложной. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
-
Посещайте с детьми выставки, музеи, даже если вам очень не хочется делать это в выходной день. Помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности. Нам родителям, учить любить Родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать, за что любить.
-
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
-
Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально.
-
Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в детском саду).
-
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих. Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется. Нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он будет копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.
-
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!
Привитые в детстве патриотические чувства не допустят даже мысли у вашего уже взрослого ребенка, уехать в другую страну, другой город, оставив без опоры вас, свою семью.
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!
13.02.2023 год
ПРИКЛЮЧЕНИЯ СНЕЖИНКИ
24 января мы вместе с ребятами группы «Звоночки» отправились в необыкновенное путешествие по сказкам. А попасть туда нам помогли три волшебные дороги.
Пройдя по ним, мы встретили Снежинку, которая рассказала нам свою историю. Когда-то давным-давно она очень любила хвастаться, и все вокруг называли ее задавакой. Но увидеть красоту вокруг и подружиться с ее сестричками-снежинками ей помог Ветерок. Слушая ее историю, мы вместе с нашей Снежинкой превращались сначала в ручеек, а потом в шумную речку, слушали пение птиц и скрип снега, отдыхали на лесной полянке и танцевали вместе со снежинками их веселый танец.
Вместе с ней мы увидели, какая красота окружает нас, и это красоту можно увидеть даже в самых, казалось бы, простых мелочах. А также поняли, как это важно уважать друг друга и жить дружно.
25.01.2023 год
НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
В предпраздничный день, 30 декабря, в группах «Звоночки» и «Почемучки» прошло игровое занятие с использованием интерактивного пола «Новогодние приключения».
Мы отправились в гости к Дедушке Морозу, который давал нам интересные и увлекательные задания. Ребята смогли посоревноваться друг с другом, выполняя их. Мы вспомнили все приметы зимы, а затем вместе с главным помощником Деда Мороза, Снеговиком, мы ловили елочные шарики. Озорные гномы пытались засыпать нашу зимнюю полянку елочными украшениями, но мы не позволили им это сделать. Затем команды наших групп смогли принять участие в самом настоящем хоккейном матче, где им очень помогала помощь болельщиков.
Закончилось путешествие в гостях у веселых птичек, чьи легкие перышки мы разгоняли своими прикосновениями.
В нашей игре-соревновании победила Дружба, а ребята смогли получить массу положительных эмоций.
09.01.2023 год
РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ ВЫСТУПАТЬ НА ПРАЗДНИКЕ
Боязнь публичных выступлений известна и многим взрослым. В обычных условиях все помнил, и мысли становились на свои места, а увидел перед собою много чужих глаз и все – растерялся. Ребенок чувствует тоже самое, только во много раз сильнее. Если у взрослого за плечами есть уже большой жизненный опыт, то у ребенка его нет. Безусловно, помощь взрослого в такой ситуации нужна и важна.
Не ждите результата сразу, настройтесь на кропотливую работу и наберитесь терпения. Начните с малого. Дайте ребенку возможность выступать дома, где все привычно и все зрители – это свои домашние, которых не страшно. Однако сделайте все так, как это будет происходить на утреннике. Например, сделайте выступление костюмированным, сделайте импровизированную сцену или занавес, встречайте актрису бурными аплодисментами. В следующий раз пригласите одного гостя, которого ребенок не знает. Пусть теперь выступает для смешанной публики. И так далее. Постепенно ребенок привыкнет выступать, и выступление на утреннике уже не так будет ее волновать. Перед утренником попробуйте положить спать ребенка как можно раньше, а утром помогите ей создать праздничное настроение, с которым выступление пройдет легко и непринужденно. Сядьте в зале так, чтоб ребенок хорошо вас видел, и вы могли бы губами подсказывать текст – на всякий случай. Для начала такой суфлер очень поможет ребенку.
Если выступление все таки не удалось, ни в коем случае не ругайте ребенка. Поддержите его и скажите, что в следующий раз у него все обязательно выйдет, а сегодня, если захочет, он может рассказать стихотворение дома. Расскажите, как вы сами были в детском саду, у вас тоже не всегда получалось без ошибок прочитать стихотворение (в большинстве случаев это правда). Если же все удалось, похвалите ребенка, особенно в присутствии других людей, расскажите, как вам понравилось ее выступление.
22.12.2022 год
ТИХИЕ ИРЫ ПЕРЕД СНОМ
Очень часто родители сталкиваются с тем, что малыша невозможно уложить спать. Он придумывает всевозможные причины, чтобы не ложиться в кровать.
Вот несколько идей игр для разновозрастных деток, в которые можно поиграть перед сном для успокоения, а заодно развить мышление, память, речь, координацию рук.
-
«Вместо наклеек» Вырежьте из плотной старой ненужной книги или коробок из-под соков различные фигурки. Каждую фигурку подвесьте тоненькой полоской скотча к глянцевой поверхности, например, книги. Говорите ребенку задания: «Отлепи картинку котенка, пойди в кухню и наклей котенка на холодильник» и т.д.
-
«Где ты?» Завяжите ребенку глаза и водите его по квартире. Остановитесь и спросите ребенка, где он находится (в кухне, коридоре и т.д.).
-
«Сочиняем сказку» Вместе сочините сказку. Вы говорите предложения, ребенок договаривает последние слова: «Жил-был…. Однажды он пошел в…. Вдруг он увидел…» и т.д.
-
«Запоминалки» Из геометрических форм выложите любую композицию. Для начала хватит квадрат-круг-квадрат. Ребенок пытается выложить точно также, как у вас. Постепенно усложняйте игру: прикрывайте образец книгой, используйте большее количество фигур. Попробуйте выкладывать композиции из цветных карандашей, спичек, счетных палочек в виде треугольника, прямоугольника, крестика, звездочки и т.д.
-
«Логические цепочки» Научите ребенка выкладывать чередующиеся фигуры: «Клади круг, квадрат, круг, квадрат, а теперь что положишь?»
-
«Вышивание» Закрепите в пяльцах марлю и покажите, как можно вшивать на ней цветным шнурком. Можно взять картон, проделать в нем много дырочек и пришивать шнурком картонные пуговицы.
-
«Кукольный театр» Возьмите несколько мягких игрушек и спрячьтесь за креслом или стулом. Разыграйте для ребенка представление: игрушки знакомятся, вместе играют и т.д. Если подобрать героев определенной сказки, можно показать по этой сказке театральную постановку.
-
«Носок в носок» Нам понадобится несколько носков. Берем носок и размещаем его внутри другого носка, потом на эти два носка надеваем следующий и т.д.
-
«Режем бумажки» Вы держите длинную узкую полоску бумаги, а ребенок ее режет ножницами — раскрывает ножницы двумя руками, захватывает бумажку и разрезает. Можно и рвать бумажки. Маленькие кусочки соберите на блюдце и вместе с ребенком подуйте. По комнате полетят «пушинки».
-
«Весы» От деревянного конструктора вам понадобится кубик и длинный брусок. Положите брусок на кубик – получатся весы. Кладите на разные концы «весов» предметы и определяйте, который тяжелей.
-
«Прогулка по квартире» Походите с ребенком по комнате и поищите предметы определенного цвета (синего, красного и т.д.) или, например, большие предметы или то, что сделано из дерева.
-
«Фанты» Сложите в пакет несколько вещей (игрушку вашего малыша, папин носок, пенал старшего брата, мамину помаду, платье куклы и т.д.). Ваш малыш или вы опускаете руку в пакет, нащупываете любую вещь и придумывает какое-нибудь задание (рассказать стихотворение, попрыгать на одной ножке и т.д.). Затем вещь достается из мешка и определяется ее хозяин, который и исполняет заданное ему поручение.
-
«Свети фонариком» Можно просто светить на стены фонариком и ловить светящееся пятно на стене. А можно усложнить задание, предложив ребенку посветить на картину, дверь, стул, окно и т. д.
06.12.2022 год
СТРЕССЫ У ДЕТЕЙ
Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.
Как проявляется стресс у детей
Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.
В чем кроются причины детского стресса:
Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.
У новорожденных и детей до 2 лет. У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.
У детей от 2 до 5 лет. Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.
У детей младшего школьного возраста. У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.
Как помочь ребенку справиться со стрессом:
Давайте выход эмоциям.
Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.
Решайте проблему вместе. Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.
Компенсируйте эмоциональные нагрузки.
Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.
Соблюдайте режим.
Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.
Прививайте ребенку уверенность в себе.
Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.
Помогайте ребенку расслабиться.
Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.
09.11.2022 год
РЕБЕНОК ВЗЯЛ ЧУЖУЮ ВЕЩЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Случилось неожиданное: ребенок принес домой чужую вещь, которую взял без разрешения. Всплывает в мыслях: «Мой ребенок украл…». Не стоит впадать в отчаяние и корить себя: «Мы плохие родители!». Подумаем вместе, как предотвратить беду, что нужно делать родителям для решения этой проблемы, а от каких шагов необходимо воздержаться.
Чего не следует делать?
Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью».
Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.
Не угрожайте расправой, а тем более физической. Согласитесь, это просто недопустимо в XXI веке.
Что делать?
Сначала следует успокоиться. Хотя бы потому, что с этой проблемой сталкивается немало других семей. Это только один из жизненных уроков, которые надо пройти вместе с ребенком, чтобы приобрести опыт преодоления сложных ситуаций, подняться на новую ступень в своем личностном и родительском развитии. Поймите, что от вашей реакции на такое событие в значительной степени зависит, как будут развиваться отношения с ребенком — на основе доверия или на основе подозрения и тотального контроля.
Воспользуйтесь ситуацией, чтобы научить ребенка работать над собственными жизненными ошибками.
Дайте понять ребенку, что поможете ему выйти из ситуации достойно и не будете упрекать его в будущем.
Попробуйте выяснить, что именно заставило ребенка совершить некрасивый поступок. Для этого проанализируйте, какими вообще могут быть внутренние мотивы, способные побудить ребенка взять чужую вещь. Именно от этих «внутренних» предпосылок зависит, каким образом лучше спланировать разговор с ребенком, на чем следует сосредоточить внимание, как помочь ребенку озвучить свои чувства и донести до нее свои собственные.
Вариант первый: «Не знал»
Присвоение чужого может быть следствием недостаточного осознания того, что в детском саду есть игрушки — общие для всех детей, которыми каждый может играть свободно, и игрушки, которые дети приносят из дома, и которые нельзя брать без разрешения хозяина. Помогите ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое», «наше». Соответствующий разговор можно строить на примерах из собственной жизни. Дети высоко ценят откровенность взрослых, поэтому не следует бояться потерять авторитет через свои признания в детских ошибках, муках совести, раскаянии и радости от победы над собственной слабостью. Полезным будет и чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных и художественных детских фильмов, где отражена похожая моральная коллизия.
Вариант второй: «Очень хочется»
Другой побудительный мотив взять чужое — страстное желание иметь именно такую вещь. Попав в поле зрения ребенка, желанная игрушка, книжка или иная вещь завладевает всеми его мыслями и эмоциями. Как устоять перед соблазном, когда то, о чем мечталось и что снилось, вот здесь, рядом, достаточно лишь протянуть руку и можно прикоснуться, взять. Ведь так хочется! Ребенок не может взять себя в руки, идет по стопам своих желаний и поддается искушению — берет то, что ему не принадлежит. «Я так хотела такую куколку. Она такая красивая. Я не могла выпустить ее из ручек, хотела дома еще раз переодеть ее и расчесать, уложить спать на свою подушечку … »- так может объяснить подобный поступок маленькая девочка.
В такой ситуации следует эмоционально быть вместе с ребенком, ведь делясь своими чувствами, она рассчитывает на отзыв, понимание, поддержку и помощь. Ход беседы с ребенком зависит от особенностей высказанных ею чувств, понимания его эмоционального состояния. С этой доверчивой беседы может начаться взросление ребенка в сфере саморегуляции, что является важным свидетельством личностного развития. Саморегуляция, как и воспитание воли, начинается с умения сдерживать первый порыв, контролировать свои желания, согласовывать «хочу» и «разрешено — не позволено», «можно — нельзя», «уместно — неуместно», «вовремя — невовремя». Кстати, игры с правилами (лото, домино и т.д.) являются незаменимыми помощниками родителей в нелегком деле воспитания произвольного поведения, умения соблюдать правила, руководствоваться ими, овладение навыками саморегуляции, самоконтроля. К тому же освоение игр с правилами поможет ребенку достичь дошкольной зрелости и психологически подготовиться к систематическому школьному обучению.
Вариант третий: «Робин Гуд»
Некрасивый поступок может быть реакцией на оскорбительное поведение собственника вещи, который щеголял ею, выражая свое превосходство, унижал других детей, требуя «плату» за возможность поиграть интересной игрушкой. Ребенок воспринимает такую ситуацию, как несправедливую, а себя видит жертвой несправедливости: «Почему у него есть, а в меня нет?! Я что — хуже? Нет! Я доедаю кашу до конца и одеваюсь на прогулку первым, а он (владелец привлекательной вещи) все время дразнится. Так нечестно!» Вот примерный ход мыслей маленького «виновника» инцидента.
В таком случае необходимо выяснить вместе с ребенком, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как следует поступать, а от чего нужно воздержаться, а затем научить его защищать себя и отстаивать свое достоинство, противостоять манипуляциям и провокациям (обидно , но часто провокационной модели поведения дети учатся подсознательно, следуя модели поведения родителей).
Вариант четвертый: «Эй, я здесь!»
Возможно, на фоне материального достатка ребенок не получает от родителей достаточной эмоционального внимания, тепла и любви. Тогда он находит еще не опробованный, но, как оказывается, довольно эффективный способ привлечь к себе их внимание, заставить сосредоточиться на своей личности: нарушает общепринятые правила поведения, сознательно игнорирует принятые требования. И добивается своего — оказывается в центре внимания и ярких эмоциональных реакций (неважно, что негативных!), становится объектом пусть неприятных, но оживленных разговоров. В такой ситуации ребенок понимает, что от нее хоть как-то зависит, что происходит в семье. Такой поступок ребенка — сигнал тревоги родителям, который мог бы звучать так: «Может, хоть теперь папа наконец заметит меня и оторвется от компьютера, а мама перестанет часами разговаривать по телефону и пообщается со мной. Они все же неравнодушны ко мне». Своими действиями ребенок проявляет серьезную не столько личную, сколько семейную проблему, постепенно «разрушает» отношения в семье, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей. Опасно пропускать такие важные сигналы от ребенка, закрывать на них глаза, относиться к ним поверхностно, ограничиваясь наказанием ребенка. Получив такой сигнал, родителям необходимо начать работу над собой и искать пути налаживания открытых, доверительных отношений в семье, равноправным членом которой является ребенок.
Вариант пятый: Личный пример
Подумайте, не провоцируете вы ребенка на кражу собственным поведением: легкомысленным отношением к деньгам (вместо того, чтобы положить их в кошелек, распихиваете их по карманам или везде разбрасываете), завышением значения материальных ценностей, навязчивыми разговорами о престижных вещах, «шопоголизмом» и увлеченными просмотрами фильмов о богатой жизни и т. п. Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета и планированию расходов. Он должен знать, что деньги зарабатывают трудом, или физическим, или умственным, и одновременно учиться правильно определять их место в системе ценностей, где приоритетным остается нематериальное-дружба, любовь, сострадание, взаимоподдержка.
07.11.2022 год
ТЫ И Я — МЫ ВСЕ ДРУЗЬЯ
Начало учебного года трудное время для малышей, которые приходят в новые группы, знакомятся с новыми педагогами, вливаются в новый, незнакомый коллектив сверстников. С целью облегчения данного процесса в группах «Сверчки» и «Звоночки» были проведены интегрированные игровые адаптационные занятия «Ты и я — мы все друзья».
Вместе с музыкальным руководителем Викторией Леонидовной мы постарались помочь ребятам больше узнать друг о друге, найти своих единомышленников. В ходе путешествия по волшебному Парку Аттракционов ребята попали во много интересных мест. Здесь нас встретил веселый Клоун, который превратил нас в легкие, воздушные пузыри. Попав на полянку Хвастунишек, ребята смогли похвастаться тем, что они лучше всего умеют делать. И, конечно же, не обошлось без песен и танцев о дружбе.
06.10.2022 год
ДЕТСКИЙ САД — СТРАНА ДЕТСТВА
Детский сад — это места, где ребенок учится общаться со сверстниками, проходит социализацию и находит своих первых друзей. Задача педагогов помочь ему в этом и создать положительный эмоциональный фон в группе. Именно поэтому мы с педагогами группы «Звездочка» в начале учебного года решили провести проект «Детский сад — страна детства».
В ходе реализации данного проекта ребята узнали много нового друг о друге, а с кем-то познакомились впервые, ведь в этом году в группу пришли малыши из других групп. Мы все вместе обсуждали правила дружбы, выделили основные качества «настоящего друга». В ходе игровых заданий и упражнений ребята научились делиться, помогать и поддерживать друг друга, проявлять заботу и сопереживать своим товарищам. Все это помогло создать в группе дружескую обстановку, которая помогла новым малышам быстрее адаптироваться и влиться в коллектив.
05.10.2022 год
КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ МАЛЫША К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:
1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
2. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
3. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад», Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив — вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
6. Важное средство общения в дошкольном учреждении — это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
7. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 — 3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
8. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
9. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
10. В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
11. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
12. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали — укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку.
Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!
Чтобы помочь себе, нужно:
1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже
если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
10.09.2022 год
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям / законным представителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю / законному представителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Каждый учебный год родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
-
Диагностическая работа.
-
Коррекционно — развивающая работа.
-
Психологическое консультирование.
-
Психологическое просвещение и профилактика.
-
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
-
это социальные ситуации:
-
ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);
-
развод родителей; конфликты в семье,
-
смерть кого-то из близких;
-
появление нового члена семьи;
-
случаи насилия над ребенком;
-
переезд на новое место жительства и т.д.
-
агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
-
страхи и тревожность ребенка;
-
проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
-
уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
-
трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
-
проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
-
задержка психического развития, аутизм и др.
-
проблемы поведения,
-
кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
-
вопросы по воспитанию ребенка
-
родительско — детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
-
чрезмерная активность.