ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА МОЕЙ СТРАНИЦЕ!
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
Рада приветствовать вас на странице педагога-психолога МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка»! Для начала давайте познакомимся…
Меня зовут Гашкова Юлия Владимировна. Родилась я в нашем родном городе Волхове. После окончания Волховской средней школы № 8 училась очно в ИВЭСЭП на факультете психологии. В апреле 2002 года устроилась в МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида». Я оттачиваю свою компетентность, обучаясь на курсах повышения квалификации, с удовольствием занимаюсь самообразованием и принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства. Так я заняла II место в областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2015».
А в 2017 году заняла уже I место в Ленинградском областном региональном конкурсе «Детские сады — детям» в номинации «Лучший педагог-психолог».
В этом же году стала лауреатом III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший профессионал образовательной организации».
В 2021 году принимала участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», где завоевала Приз студенческих симпатий.
С 2018 года являюсь руководителем районного методического объединения педагогов-психологов Волховского муниципального района.
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Если Вы хотите получить ответ на интересующий Вас вопрос в рамках компетенции педагога-психолога, то это можно сделать:
1. Через почтовый ящик ulchik-chik@mail.ru. Этот электронный сервис позволит Вам общаться со мной приватно
2. По телефонам 8(81363) 22-306 (рабочий), +7 921-594-75-00 (сотовый)
Ответы на ваши вопросы будут опубликованы на странице «Спрашивали — отвечаем»
📣👩👧👦Приглашаем на бесплатный онлайн-марафон для активных родителей и глав родительских комитетов.
🌐 Полная программа и регистрация: https://school-detsad.ru/parent
Марафон состоит из двух блоков. Можно пройди оба или один по выбору:
✅ Управленческий блок направлен на то, чтобы родитель умел снижать собственную нагрузку за счет вовлечения других родителей в процесс обеспечения жизни класса и был подкован юридически.
✅ Эмоциональный блок направлен на то, чтобы родитель обладал инструментами поддержки своего ребенка в различных ситуациях, а также видел траектории развития эмоционального интеллекта всего детского коллектива.
⏰ Марафон пройдёт с 11 по 15 декабря.
С материалами марафона можно работать в любое удобное время в течение этих 5 дней.
❗️Пожалуйста, заранее пройдите регистрацию и присоединитесь к виртуальному залу марафона:
📲Telegram: https://t.me/onlinerodsobr
📲 WhatsApp: https://chat.whatsapp.com/JPj5uoANQyULUYewm7pEkW
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ТЕРПЕНИЮ
Большинство свойств личности могут быть «продуктивными» и «непродуктивными», в зависимости от конкретной ситуации.
Например:
Такое качество человека как терпение является вполне удачной тактикой в условиях долгой поездки или репетиции — ты прикладываешь усилия, терпишь неудачи, некоторый дискомфорт для достижения своей цели.
Однако терпение в ситуации агрессивного поведения может быть опасным.
Также физические потребности такие, как желание сходить в туалет, голод, жажда — не стоит долго терпеть, особенно детям, поскольку полезного в этом ничего нет.
Иерархия мотивов, произвольность поведения формируются у ребенка в процессе дошкольного возраста (3-7 лет). До 3-4 лет бессмысленно от детей ждать беспрекословного послушания, терпения. Однако, это не значит, что не нужно тренировать данный навык.
Как формировать «продуктивное» терпение у ребенка?
Через спорт (секции по легкой атлетике, фигурному катанию, танцы, йога и т.п.) добиваются долгожданных результатов и вырабатывается дисциплина.
Через игры (пазлы, конструктор, сборка моделей, лего, вышивание, лепка и т.п.) развивается усидчивость, сам игровой формат упрощает момент обучения.
В обычной жизни (очередь в поликлинике / магазине; продолжительная поездка в машине / самолете; прогулка до сада / школы и т.п.) приходится довольно много прикладывать усилий, чтобы самому завязать шнурки или справиться с пуговицами и т.п.
Через пример (биографии кумиров или личный опыт родителя, которые преодолели некие трудности на пути к своей цели) ребенок перенимает в первую очередь привычки, повадки и принципы поведения родителей.
Что важно:
Создавайте положительный опыт. Не бегите сразу исполнять просьбу ребенка, но обязательно откликнетесь, погладив по голову, улыбнувшись с указанием «подождать».
Поддерживайте в минуты неудачи и хвалите за достижения. Можно отметить именно сам факт старания ребенка словами «здорово получилось, я знаю, как ты старался». Получая реальную помощь и поддержку в случаях фиаско, ребенок научится справляться с проблемами и точно будет знать, что он вам небезразличен.
Не используйте понятия минуты и часы. Для маленьких детей это сложно и непонятно. Лучше применять ситуативные обозначения, «мы пойдем в парк после того, как уберем игрушки».
Рассказывайте ребенку план действий. Ребенку может быть тревожно из-за непонимания условий: «Вот сначала мы оденемся, потом сядем на автобус № 1, проедем 5 остановок, покажемся доктору и тогда сходим по пути домой в магазин за шоколадкой».
В каком-то смысле, для родителей — это тоже тренировка проявлять терпение. Так как плоды их воспитания обычно видны только через какое-то длительное время.
27.11.2023 год
АЛЬТЕРНАТИВА СЛОВУ «НЕТ»
Советы родителям детей 3–4-х лет, которые помогут им эффективно донести до ребенка свой запрет.
Чего следует ожидать в этом возрасте?
Возможно, ваш маленький дошкольник игнорирует ваше «нет», или вы просто хотите найти более позитивный подход к установлению дисциплины. К счастью, существует множество альтернатив этому злоупотребляемому указанию, и вот почему. Дети часто теряют восприимчивость к запретам, высказанным в форме «нет», из-за чего родителям приходится повторять их десять раз, чтобы получить ответную реакцию. Не важно, пытаетесь ли вы уберечь вашего малыша от неприятностей или научить его отличать хорошее от плохого, попробуйте лучший, более эффективный подход, чем слово «нет».
Какие альтернативы существуют?
Перефразируйте запрет. Придавайте позитивное направление вашему требованию. Вместо того чтобы сказать «нет», четко определите для ребенка то, что он может сделать в качестве альтернативы. Вместо того чтобы в грубой форме крикнуть: «Нет! Не играй мячом в гостиной» попробуйте сказать, например, так: «Ты можешь катать мяч по коридору». Если ребенок выполняет задание по рисованию и при этом разливает клей по всему полу, постелите газету, чтобы предотвратить загрязнения. Это позволит ребенку продолжить занятия, а не отказаться от них вовсе. Если вы должны действовать быстро, чтобы уберечь ребенка от опасности, замените слово «нет» предостережением, например, «Стоп!» или «Горя́чее!».
Предлагайте варианты. Ваш малыш хочет чувствовать себя независимым и уверенным в себе. Поэтому вместо прямого отказа, когда он умоляет вас о шоколаде перед обедом, предложите ему выбор между виноградом и яблоком. Или позвольте ребенку самому выбрать угощение, которое он может съесть после обеда. Если ребенок настаивает на совершенно неприемлемом наряде (например, купальнике в декабре), предоставьте ему на выбор два приемлемых комплекта одежды на каждое утро. Хотя он может быть не в восторге от выбора, который предоставили ему вы, со временем он научиться принимать его.
Отвлекайте внимание ребенка. Даже дошкольника можно легко отвлечь от проблемы. Когда изящная фарфоровая статуэтка в универмаге привлекает внимание вашего малыша, быстро переключите его на то, как свет отражается в зеркале в галерее, или отвлеките вопросом («Что бы нам приготовить на обед?»), игрушкой или легким перекусом. В то же время держите ребенка подальше от искушения. Старшие дошкольники легче, чем младшие, ходят за покупками и более восприимчивы к тому, когда их отвлекают открыто: «Мы не можем играть этой фарфоровой куклой, но мы можем попробовать эти заводные игрушки».
Избегайте проблемы. Всякий раз по возможности держите дошкольника подальше от ситуаций, когда вам приходится говорить «нет», и выбирайте вместо этого безопасные условия, которые развивают его любознательность и ощущение приключения. Ваш дом, квартира должны быть совершенно безопасными для ребенка, а все опасные и ценные предметы должны храниться вне его досягаемости. Выбирайте места, где ребенок может свободно передвигаться, – детскую площадку или большой сад вашей сестры, а не отдел посуды в универмаге или антикварную лавку. И если вы пришли в магазин за продуктами, старайтесь избегать посещения отдела сладостей.
Вы, конечно, не можете изолировать ребенка от всех ситуаций, в которых вам приходится говорить «нет», но если вы их ограничите, жизнь станет гораздо легче для вас обоих. Однако имейте в виду, что многим дошкольникам нравится ходить в магазин, и они будут вести себя хорошо в том случае, если вы предпримете некоторые меры предосторожности. Планируйте поход за покупками тогда, когда ваш ребенок хорошо отдохнул, и не переусердствуйте – часа или двух в торговом центре вполне достаточно.
Не обращайте внимание на незначительные нарушения. Жизнь предоставляет много значимых возможностей научить ребенка дисциплине. Не ищите дополнительных. Если ребенок вступил в лужу, и вы при этом шли по направлению к дому, почему бы не разрешить ему это? Если он хочет надеть любимую футболку в постель, что тут плохого? Проявляйте рассудительность и избирательность в своих баталиях с малышом. Будьте снисходительны к желанию приключений, веселья и интересных исследований вашего ребенка, конечно, когда это возможно. Если ребенок в безопасности, и вам нет особой нужды говорить «нет», пусть будет так, как он хочет.
Говорите убедительно. Конечно, когда поведение ребенка того требует, и вам действительно нужно сказать «нет», не теряйте времени. Скажите это твердо (но спокойно), убедительно и с непроницаемым выражением лица: «Нет! Не тяни кота за хвост». Забавная фраза «Нет, нет, солнышко» несет в себе противоречивый посыл, который вряд ли воспрепятствует малышу. Когда ребенок отреагирует на ваше «нет» соответствующим (желаемым для вас) образом, улыбнитесь ему или обнимите его и скажите что-нибудь позитивное: «Да!.. Ты, оказывается, очень здорово умеешь слушать!».
16.11.2023 год
ДЕНЬ УЛЫБКИ
О пользе улыбки знают, наверное, все. Улыбающиеся люди выглядят моложе, живут дольше и располагают к себе окружающих. Поэтому неудивительно, что в мире существует такой праздник, как Всемирный день улыбки. В этом году его празднование приходится на 6 октября.
Это торжество всегда выпадает на пятницу, потому что пятница сама по себе располагает к улыбке (ведь впереди целых два выходных), а в октябре празднование проходит потому, что октябрь — это середина осени, когда у многих начинается хандра (День улыбки же призван эту хандру прогнать).
Кстати, у праздника даже есть свой девиз — «Сделай доброе дело. Помоги появиться хотя бы одной улыбке!»
Вот и мы с ребятами группы «Почемучки» отправились в путешествие на остров, где спряталась улыбка доброго Клоуна, испугавшаяся плохих слов. А как же туда можно попасть? Конечно же на волшебном бумажном кораблике. Мы помогли ему справиться со всеми морскими трудностями, пережить шторм и ураган. И вместе с ним попали на удивительным остров. После столь сложного плавания нашим путешественникам был необходим отдых. Мы прилегли на «теплый морской песок» и погрелись в лучах ласкового солнышка. Но самая главная наша задача еще не была выполнена, мы не нашли улыбку нашего Клоуна. Чтобы ее не спугнуть мы поделились друг с другом нашими улыбками, а все плохие слова закопали в глубокой яме. Только после этого мы смогли отыскать потерявшуюся улыбку, вернуться домой и помочь нашему новому другу. А на память о нашем путешествии мы устроили «улыбчивую» фотосессию.
Вот так интересно, весело и задорно мы встретили День улыбки.
06.10.2023 год
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
Сегодня, 4 октября, отмечается Всемирный день защиты животных. Это прекрасный повод рассказать ребятам об удивительном мире братьев наших меньших. Знания, полученные в этот день, формируют у детей дошкольного возраста бережное отношение к животным, ответственность и милосердие, нравственность и экологическую культуру. Данный праздник повод лишний раз задуматься о наших «братьях меньших».
В этот день мы с музыкальным руководителем, Викторией Леонидовной, пригласили ребят группы «Колокольчики» прогуляться по осеннему лесу. Здесь мы повстречали многих обитателей леса, которые рассказали нам, как они готовятся к зиме. Ребята с удовольствием согласились помочь нашим гостям. Ежику мы собрали осенние листочки, чтобы утеплить его норку, а для мышки собрали зернышки, которые помогут ей пережить зиму. Зайчику помогли убежать от хитрой лисы, которая охотилась на него в лесу, а медвежонка научили делать массаж с помощью шишек, которых оказалось очень много в его просторной берлоге. В благодарность наши новые друзья провели с нами веселые игры. В завершении нашего путешествия мы вместе с ними исполнили зажигательный танец «В этом зале все друзья».
Чтобы сохранить нашу планету красивой и разнообразной, нам нужно бережно относиться к природе, к живым существам. Ведь человек – это тоже часть природы. Он продвинулся гораздо дальше животных в своем умственном развитии, поэтому должен понимать: природу нужно беречь, охранять и защищать.
04.10.2023 год
КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ МАЛЫША К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:
1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
2. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
3. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад», Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив — вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
6. Важное средство общения в дошкольном учреждении — это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
7. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 — 3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
8. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
9. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
10. В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
11. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
12. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали — укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку.
Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!
Чтобы помочь себе, нужно:
1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже
если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
15.09.2023 год
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям / законным представителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю / законному представителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Каждый учебный год родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
-
Диагностическая работа.
-
Коррекционно — развивающая работа.
-
Психологическое консультирование.
-
Психологическое просвещение и профилактика.
-
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
-
это социальные ситуации:
-
ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);
-
развод родителей; конфликты в семье,
-
смерть кого-то из близких;
-
появление нового члена семьи;
-
случаи насилия над ребенком;
-
переезд на новое место жительства и т.д.
-
агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
-
страхи и тревожность ребенка;
-
проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
-
уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
-
трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
-
проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
-
задержка психического развития, аутизм и др.
-
проблемы поведения,
-
кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
-
вопросы по воспитанию ребенка
-
родительско — детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
-
чрезмерная активность.