ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА МОЕЙ СТРАНИЦЕ!
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
Рада приветствовать вас на странице педагога-психолога МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка»! Для начала давайте познакомимся…
Меня зовут Гашкова Юлия Владимировна. Родилась я в нашем родном городе Волхове. После окончания Волховской средней школы № 8 училась очно в ИВЭСЭП на факультете психологии. В апреле 2002 года устроилась в МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида». Я оттачиваю свою компетентность, обучаясь на курсах повышения квалификации, с удовольствием занимаюсь самообразованием и принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства. Так я заняла II место в областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2015».
А в 2017 году заняла уже I место в Ленинградском областном региональном конкурсе «Детские сады — детям» в номинации «Лучший педагог-психолог».
В этом же году стала лауреатом III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший профессионал образовательной организации».
В 2021 году принимала участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», где завоевала Приз студенческих симпатий.
С 2018 года являюсь руководителем районного методического объединения педагогов-психологов Волховского муниципального района.
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Если Вы хотите получить ответ на интересующий Вас вопрос в рамках компетенции педагога-психолога, то это можно сделать:
1. Через почтовый ящик ulchik-chik@mail.ru. Этот электронный сервис позволит Вам общаться со мной приватно
2. По телефонам 8(81363) 22-306 (рабочий), +7 921-594-75-00 (сотовый)
Ответы на ваши вопросы будут опубликованы на странице «Спрашивали — отвечаем»
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
Каждый год 7 апреля во всем мире отмечается Всемирный день здоровья — день, который напоминает о важности заботы о своём организме и ведения здорового образа жизни.
Но в детском саду день здоровья — это не просто один день в году. Вся деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни, по сохранению и укреплению здоровья детей реализуется в детском саду в течение всего учебного года и включена в целую систему физкультурно-оздоровительной работы.
А День Здоровья – это отличная возможность еще раз рассказать дошкольникам как важно заботится о своем здоровье и устроить веселые, но при этом познавательные мероприятия.
В этот день вместе с ребятами групп «Звоночки» и «Почемучки» говорили о важности сохранения своего здоровья и о его составляющих. Ведь оно зависит не только от нашего физического состояния, но и от нашего настроения. Недаром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух».
Ребята группы «Почемучки» совершили необыкновенное путешествие в страну Добрых слов. Нам пришлось нелегко: мы прятались от непогоды и попали под «клеевой дождик», собирали лепестки волшебных цветов с настроением, которые разметал ветер и многое другое. Выполнив сложные, но увлекательные задания, мы смогли найти сердечки с добрыми пожеланиями для каждого из нас.
Вместе с ребятами из группы «Почемучки» мы искали, где спряталось здоровье. Оказывается, чтобы сохранить свое здоровье необходимо делать зарядку, правильно питаться, насыщать наш организм кислородом и сохранять хорошее настроение. Закрепить эти знания нам помогли веселая зарядка, игра «Четвертый лишний», во время которой мы выбирали вредные и полезные продукты. А игра «Волшебные пузырьки» и дыхательная гимнастика помогли насытить наш организм кислородом и поднять настроение. Сказка о волшебном цветке помогла нам почувствовать цвет своего настроения и понять, что каждое наше чувство прекрасно и очень часто приходит нам на помощь.
Все дети получили заряд бодрости, яркие впечатления и отличное настроение. А как известно, хорошее настроение — залог здоровья!
08.04.2025 год
ЧИТАЕМ С ДЕТЬМИ ДОМА
Одно из самых приятных воспоминаний детства – когда вместе с тобой читает мама, папа или кто-то из близких. Персонажи книжек оживают, обретают особенные интонации, у них появляется характер, а еще взрослых всегда можно спросить о чем-то непонятном или перечитать понравившийся кусочек истории…
⠀
И мама становится то Айболитом, то бедным больным бегемотиком из Африки, то большим китом, плывущим на помощь зверятам вместе с доктором. Папа изображает орла и чуть не задевает руками-крыльями люстру. Все смеются.
— Мама, а что такое гоголь-моголь?
— Оооо, это такая очень вкусная секретная штука. Ее готовят по сказочному рецепту. Ты хочешь попробовать?
И вся семья идет на кухню готовить нечто с загадочным названием «гоголь-моголь»…
⠀
Читать вместе с ребенком – очень важно для развития его фонематического слуха, воображения. Нейропсихологи говорят о связи между чтением и общим расслаблением, снижением гиперактивности, развитием внимательности. Чтобы совместное чтение приносило максимальную пользу, не забывайте про несколько простых правил:
⠀
✒ Перед чтением отключите внешние раздражители, переведите телефон в беззвучный режим
✒Сядьте с ребенком так, чтобы он видел вашу мимику во время чтения.
✒ Читайте с выражением, обязательно меняйте интонацию, озвучивая разных героев
✒ Обязательно показывайте ребенку иллюстрации. Обсуждайте нарисованное.
✒ Спрашивайте ребенка о прочитанном.
✒ Вовлекайте ребенка в сюжет. Спрашивайте его мнение о том, что происходит в книге.
✒ Сделайте чтение ритуалом. Пусть у вас будет определенное время и определенное место для чтения с ребенком.
✒ Выделите для детских книг отдельное место
⠀
Пусть чтение с ребенком станет для вас одним из любимых занятий, а ему кроме прочего достанутся чудесные воспоминания об этом времени.
09.04.2025 год
РАЗВИВАЕМ УСИДЧИВОСТЬ РЕБЕНКА
Начнем с того, что внимание и усидчивость напрямую связаны со зрелостью нервной системы и мозга…
Поэтому, когда у ребенка есть с этим трудности, и ничего не помогает, я бы сначала обратилась к неврологу, чтоб убедиться, что нет проблем.
Здесь в первую очередь думаем о благополучии ребенка, вовремя начать лечение и терапию — помочь ему решить проблему.
Невролог сказал, что все хорошо — тогда проверяем, все ли условия, для развития мозга мы создаем ребенку:
1. Безопасность
Это первая и базовая потребность. Когда в семье проблемы, что-то тревожит малыша, то он не сможет развиваться. Помните про стратегии «Бей, беги или замри».
2. Тайная опора
В книге «Тайная опора» психолога Л. Петрановской об этом написано подробно. Если у ребенка есть уверенность том, что его любят и понимают, принимают таким, какой есть, тогда развитие происходит быстрее.
3. Общение
Именно через разговоры с родителями дети в первое время узнают все, что нужно знать. Когда ребенок говорит — слышит свои слова, переосмысливает их, анализирует реакцию взрослых, это развивает мозг.
4. Свободная игра
Полезно ребенку и быть занятым любимой игрой, придумывать сюжеты и развязки, привлекать в игру все, что нужно. С поддержкой родителей и без осуждений он имеет право на свой «мир игр».
Выполнили все условия, а когда же будет результат? Не так скоро, ребенок ведь не робот. Всему свое время.
Хотите быстрее развить усидчивость, тогда начните с этих рекомендаций (для детей всех возрастов):
1. Режим дня
Очень важный базовый пункт. Особенно для детей, которым трудно сосредоточить внимание.
А) Сон. Минимум 8-10 часов. А значит, спать нужно ложиться в 21-22.
Б) Питание. Обязательно завтрак, обед, ужин. Больше овощей, фруктов, мяса, круп.
В) Прогулки. Желательно 2 часа в день проводить на свежем воздухе.
От этих пунктов напрямую зависит, в каком настроении будет ребенок и как долго сможет быть сосредоточен.
2. Поручения по дому
Помогают практиковать усидчивость. Только это не должно быть наказанием, отвлекать от учебы. Лучше, когда без упреков, сначала через игру, потом с помощью беседы, поручать ребенку то, что ему более-менее интересно. Дети, как правило, любят выносить мусор, раскладывать на полках книги, пылесосить, мыть посуду.
3. Игры
Настольные, логические, головоломки. Все, что требует сосредоточения. Играйте вместе, начинайте с простых игр.
4. Эмоциональное воспитание
Научите ребенка понимать, что он чувствует, говорить об этом и реагировать правильно. Тогда он поймет, что не может сидеть на уроке, потому что ему скучно, или когда злится, и подумает, как может справиться с этими эмоциями.
5. Физическая активность
Детям, как и взрослым, для нормальной работы мозга нужна активность тела. Все взаимосвязано. Если ребенок мало двигался, а его просят сидеть и учиться, конечно, он не захочет. А вот когда набегается, устанет, можно и спокойно посидеть с уроками.
6. Творчество
Рисование, лепка, пение, танцы — доказано, что все это может помочь развить мозг и справиться со стрессом.
Это общие рекомендации, выполняя которые вы обязательно увидите результат. Главное — делать это вместе с ребенком по обоюдному желанию.
03.04.2025 год
РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У РЕБЕНКА
С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.
Дети от природы непосредственны, открыты и очень эмоциональны. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, ему сложно строить отношения со сверстниками, он игнорирует переживания других или неверно их интерпретирует.
Если ребенок учится контролировать свои реакции, реагировать не сиюминутно, успокаиваться, а затем принимать более разумные решения, это говорит о том, что эмоциональный интеллект развивается. Но для этого ребенку нужны инструменты контроля эмоций, соответствующие модели поведения (прежде всего, значимых взрослых – родителей), чтобы выработать навык осознания и адекватного выражения своих переживаний.
Управление эмоциями и чувствами предполагает в первую очередь их осознание, вербализацию и контроль над формой их проявления. Важно понимать причины, которые привели к возникновению переживаний. Развивать самоконтроль, адекватно реагировать на явления окружающего мира – не позволять негативным переживаниям брать верх над самообладанием. Можно давать им выход в форме проговаривания, выражения на бумаге, в конкретных действиях, физической активности, творчестве и т.д.
Развивать эмоциональный интеллект у детей можно следующим образом:
-
Учить ребенка проговаривать, что именно ему не нравится. Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ ее выражения (например, сжимать кулаки, топать ногами от злости, мять или рвать бумагу и т.д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, ребенок учится понимать свое эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать ее.
-
Читать сказки и обсуждать прочитанное. Например, зайчик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т.п.
-
Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие и эмпатию, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение.
-
Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их.
-
Играть с детьми в «Угадай эмоцию». Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок (или группа детей) угадывает ее, потом участники меняются ролями.
-
Обсуждать, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др.), какого цвета настроение.
-
Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счетных палочек, делать аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах.
Все это развивает у дошкольников способность управлять своими чувствами, совершенствует коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде, воспитывает доброжелательность и эмпатию.
18.03.2025 год
КАК РАЗВИТЬ ЭМПАТИЮ У РЕБЕНКА?
На всех этапах индивидуального развития ребенок находится в системе отношений с окружающими его людьми. Развитие происходит через социальное взаимодействие со значимым “Взрослым”, который меняется от одного возрастного периода к другому: до школы — это однозначно родитель, или человек его замещающий, со школой добавляется учитель, а уже в подростковом возрасте референтной группой становятся сверстники.
Эмпатия является одной из самых важных способностей, которые мы проявляем в отношениях. Быть эмпатичным означает быть способным понимать эмоциональное состояние другого, эмоционально откликаться на его переживания.
Эмпатия возникает из личного опыта переживания и осознания своих собственных эмоций и чувств. Чем больше человек осознает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только интеллектуальные способности, что безусловно влияет на успех и благополучие в дальнейшей жизни, но и эмоциональный интеллект, к коему и относится способность к эмпатии.
В младенчестве возникает естественная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого («МЫ»), в которой непосредственно-эмоциональное общение является необходимым условием психического развития младенца. Родитель должен адекватно реагировать на смех и плач ребенка — на его эмоциональные проявления, таким способом формируя чувство безопасности и привязанности, создавая базу для возможности здорового общения в дальнейшем с другими людьми.
К 3 годам у ребенка появляется система “Я” и формируется самосознание. Он, как правило, уже может отличить свои потребности, чувства от чужих. В свою очередь, дошкольник осознанно демонстрирует эмпатическое поведение.
В возрасте 3-7 лет ребенок начинает проявлять интерес к сюжетно-ролевым играм со сверстниками, где как раз преодолевает свой детский эгоцентризм и учится вставать на другую сторону, а также сопереживать, утешать и оказывать помощь.
На всех этих этапах развития одним из важных механизмов является подражание — как один из путей усвоения общественного опыта, правил поведения и нравственных норм.
Так как же сформировать эмпатию у ребенка?
1. Сопереживайте ребенку, рассказывайте о своих чувствах, расспрашивайте о его ощущениях, переживаниях и т.д.
2. Рассказывайте, какое влияние на чьи-то чувства оказывает его поведение.
3. Описывайте вместе с ним эмоции изображенных или реальных людей.
А главное, будьте сами правильным, надежным, необходимым примером для подражания!
11.03.2025 год
КАК ЗАМОТИВИРОВАТЬ ДОШКОЛЬНИКА?
Чтобы дети с удовольствием выполняли задания, выберите подходящую мотивацию. Приёмы будут ещё эффективнее, если их чередовать.
Ближняя мотивация.
Мозг ребёнка 5−6 лет работает так, что значение имеет только «здесь и сейчас». Поэтому дошкольник не будет заниматься тем, что ему не интересно. Объясните ребёнку, что принесёт ему пользу прямо сейчас, а не в будущем.
Вещественное поощрение.
Награждайте ребёнка за успехи в игре и учёбе мелкими сувенирами — наклейками или значками. При этом вещественное поощрение привязывает к результату, а не к процессу, поэтому не злоупотребляйте этим способом. Дети быстро привыкают к подаркам и начинают их ждать.
Эмоциональный мотив.
Для дошкольников важна положительная оценка окружающих, поэтому радуйтесь успехам малыша.
Самоутверждение и подражание взрослым. В игре ребёнок осознает себя и стремится к признанию — дайте ему примерить роли учителя, врача или родителя.
Нравственный мотив. В возрасте 5−6 лет дети сталкиваются с вопросом: «Что такое хорошо, а что такое плохо». Им нравится быть полезными, помогать другим. Такую мотивацию полезно использовать для развития практических навыков: помочь маме протереть пыль или посчитать яблоки для пирога.
Условно-познавательный мотив. Используйте для мотивации любопытство ребёнка. Например, заинтригуйте его рассказом о герое, с которым он познакомится во время чтения новой сказки.
20.02.2025 год
ПРАЗДНИК ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
4 февраля отмечается Праздник хорошего настроения, который стал популярен во многих странах мира. Эта дата символизирует позитивное отношение к жизни и радость. Несмотря на то, что праздник не имеет официального статуса, его суть заключается в том, чтобы делиться хорошими эмоциями и позитивной энергией с окружающими.
Идея празднования хорошего настроения возникла как ответ на будничную рутину и часто серые дни. В условиях постоянной занятости и стресса многие люди начинают забывать о важности позитивного мышления и радости от простых вещей. Именно поэтому был введен праздник, который напоминает о том, как важно находить поводы для радости и делиться ими с окружающими.
В этот день мы с ребятами групп «Солнышко» и «Звездочка» говорили о том, что может доставить людям удовольствие и поднять им настроение.
Младшие дети группы «Ручеек» сочинили собственную сказку «Про Машу и Вову». Вместе с ребятами мы рассуждали, как от поступков наших героев меняется настроение окружающих. Помогла нам в этом большая магнитная Книга эмоций. Старшие дети группы поднимали настроение себе и своим товарищам с помощью веселых игр и взаимных подарков, разноцветных ладошек.
Своими положительными эмоциями поделились друг с другом ребята из группы «Звездочка». Мы совершили самое настоящее путешествие по Стране настроения, где вспоминали, какие эмоции вызывают у нас разные события в нашей повседневной жизни. Конечно же, самой светлой эмоцией оказалась эмоция «радости». В нашем путешествии не обошлось без веселых игр, смешных загадок и озорных танцев. Все это смогло еще больше поднять нам наше настроение.
В заключении наших встреч у нас в кабинете появилось Дерево настроения, украшенное улыбающимися смайликами, которыми ребята показали свое настроение после наших необыкновенных приключений.
Праздник хорошего настроения — это прекрасная возможность сделать мир вокруг себя ярче и лучше. Делитесь позитивом, радуйтесь мелочам и не забывайте о важности счастья в жизни!
04.02.2025 год
КАКИМ НАВЫКАМ НУЖНО ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН ВЫРОС УСПЕШНЫМ?
1. Умение отстаивать свое мнение.
Это один из самых важных навыков в современном мире и его стоит привить ребенку уже в раннем возрасте, ведь вы не всегда будете рядом, чтобы прийти на помощь. Для этого необходимо показать, что мнение ребенка значимо внутри семьи. Малыш должен знать, что вы его слышите и понимаете, в разговоре с ним выражайте поощрение и интерес, чаще используйте одобрительные слова и не отвечайте на детские вопросы саркастично или безапелляционно.
2. Сосредоточенность
Дети предпочитают сосредоточиваться на том, что им интересно в данный момент, поэтому старайтесь сделать занятия с ними не только полезными, но и увлекательными. Например, обучая малыша письму, попросите его писать буквы не в прописи, а мелом на доске или на асфальте или вылепить их из пластилина. Не забывайте, что поведение родителей — лучший пример: уделите ребенку несколько минут своего внимания полностью, ни на что не отвлекаясь. Сосредоточенность у детей тренируется также через настольные игры, рисование и собирание пазлов. Кроме того, просите ребенка подмечать интересные детали во время прогулок, такие как вывески, машины определенного цвета или модели, цвета, формы, текстуру вещей.
3. Самостоятельность.
Чем раньше малыш научится делать некоторые вещи самостоятельно, тем увереннее он станет чувствовать себя в будущем и тем проще ему будет справляться со школьными и прочими обязанностями, которых по мере взросления будет становиться все больше. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, убирать на место игрушки, вытирать то, что он разлил. Не ругайте детей за ошибки или неловкость, проявите терпение и не забывайте о похвале. Постепенно они научатся все делать самостоятельно точно так же, как научились ходить и говорить.
4. Умение работать в команде.
С раннего возраста малышу необходимо объяснять, что в обществе (на игровой площадке, в детском саду, в школе) существуют определенные правила, следуя которым можно построить хорошие отношения с окружающими. Одно из таких правил — умение сотрудничать и работать в команде. Обучая детей командной работе, ни в коем случае нельзя сравнивать их с другими детьми, это лишь вызовет агрессию. Вместо этого следует подчеркнуть значимость каждого ребенка и по завершении командного задания похвалить абсолютно всех.
5. Самоорганизация.
Благодаря этому навыку малышу будет проще достигать поставленных целей, что несомненно пригодится ему во взрослой жизни. Основой самоорганизации является распорядок дня, который вы должны составлять совместно с ребенком, постепенно уменьшая свое участие в планировании дня (или недели) по мере того, как ребенок взрослеет и учится самостоятельно распоряжаться свои временем. Также необходимо соблюдать баланс между различными обязанностями детей и их досугом. У ребенка должно быть достаточно времени для игр, хобби и других желаемых занятий, однако время следует регламентировать, например, 3 часа после выполнения домашнего задания.
6. Спокойное отношение к неудачам.
То, как малыш относится к победам и неудачам, формирует его самооценку и определяет его отношения с другими людьми. Часто можно наблюдать такую картину: дети играют, кто-то из них проигрывает и впадает в истерику, родители срочно уводят его домой. Эта модель поведения негативно сказывается на умении ребенка противостоять жизненным обстоятельствам и мешает развить сильные стороны его личности. Обязательно хвалите детей за успехи, но и проигрыши не игнорируйте: попытайтесь совместно найти их причину — это залог будущих побед. Не запрещайте малышу выплескивать эмоции при условии, что его действия не причинят беспокойства другим людям. И самое главное: дайте ребенку понять, что вы любите его и верите в него несмотря ни на что.
24.01.2025 год
КАК УЗНАТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ И ДУМАЕТ РЕБЕНОК?
Используйте неоконченные сказки!
Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую — не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.
В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.
Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?
Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.
Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки остроты проблемы.
Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.
СКАЗКА ПРО ЧАСЫ
«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
СКАЗКА «ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА»
«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»
Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.
СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК»
«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»
В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.
СКАЗКА «ВОРОН»
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»
С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, нерешающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.
СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)»
«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»
В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?
СКАЗКА «ЖУРАВЛИ»
«Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»
Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.
(Из книги Е.В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»)
16.01.2025 год
ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА НОВЫЙ ГОД СОГЛАСНО ВОЗРАСТУ
Что такое Новый год? Прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! Поэтому, выбирая подарки для детей, нужно помнить, что подарок должен быть удивительным, чудесным и долгожданным!
Порой бывает очень сложно найти какой-то один подарок, в этом случае, купите много небольших подарков. Это могут быть сладости, диски с мультфильмами или играми, различные развивающие игрушки, пазлы, маленькие мягкие игрушки и многое другое.
Каждый подарок, обязательно, должен быть упакован в отдельную обертку. Обертку выбирайте самую яркую и красочную. Можно подарки уложить традиционно под ёлочку, чтобы ребенок утром их сам нашел, а можно разложить их по всему дому и соединить веревочками, имитируя маршрут. Можно над местом, где спрятан подарок, повесить указатель в виде звёздочки или снежинки. Ребенок от такой игры, обязательно, получить массу удовольствия. И какие бы небыли подарки, он будет им очень рад.
Всем детям нравится Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Отличным подарком будет праздничная программа с приглашение Деда Мороза и Снегурочки к себе домой. Веселые конкурсы и игры с призами и угощениями для всей семьи будет интересны не только детям, но и помогут взрослым вспомнить своё детство и повеселиться от души.
Подарки к Новому году детям от рождения до 3 лет.
Можно подарить что-то из одежды, особенно, если такая необходимость существует. В этом случае, выбирайте одежду яркую, с рисунками, чтобы малыш, увидев её, был рад тому, что изображено на ней. Можно купить всей семье что-то из одежды, разница будет лишь в размерах. Когда вся семья облачится в обновки, малыш будет очень рад!
Игрушки — это основной подарок в этом возрасте. До трех лет детям обычно интересно следующее:
пазл и его разновидности, лучше если это будет деревянный пазл;
конструктор любой до 3-х лет;
всевозможные авторские игрушки для раннего и гармоничного развития детей (Никитина, Монтессори, Домана и т.д);
развивающие игрушки: игрушка-шнуровка и «волшебный мешочек», наполненный деревянными фигурками разных цветов, форм и фактур, «ведерки», которые прячутся одно в другое или что-то другое;
конь-качалка или машинка, действующая по принципу самоката или огромный мяч «с рожками» приведет в восторг любого малыша;
для детей, которые любят рисовать, можно подарить мольберт, альбомы, разукрашки, краски, фломастеры, карандаши;
девочкам можно подарить куклу, мальчикам машинку, особенно хороша сборно-разборная машина, которая полностью разбирается и удовлетворит самого любопытного малыша;
можно подарить книжку-игрушку со стишками для малышей. Это могут быть и сказки для самых маленьких;
все дети любят сладости, но помните, что детям до 3-х лет не желательно употреблять сладкое, поскольку сладкое пагубно влияет на маленькие зубки. Лучше большую часть конфет заменить фруктами.
Подарки к Новому году детям от 3-х до 6-ти лет.
Сейчас именно для этого возраста выбор игрушек самый большой:
для девочек можно купить куклу, за которой нужно ухаживать (причесывать, укладывать спать, умывать и кормить), кухонную плиту с набором посуды, игрушечную бытовую технику, которая является точной копией взрослой или набор доктора;
мальчикам можно купить сборную модель самолета, автомобиля или катера. Можно подарить красивую железную дорогу или гоночную трассу;
хорошим подарком и в этом возрасте остаются развивающие игрушки для детей от 3-х до 6-ти лет;
книги или мультфильмы, компьютерные игры могут быть дополнение к новогодним сюрпризам.
Подарки к Новому году детям от 6-ти до 10-ти лет.
В этом возрасте многие дети догадываются, либо уже знают, что подарки им дарят родители, а не Дед Мороз. Поэтому можно предложить ребенку сходить на интересные Новогодние представления в театре или цирке. Можно посетить каток или покататься на лыжах.
Книга, должна быть всегда рядом, поэтому не стоит о ней не забывать. Выберете новогоднюю книгу с красивыми картинками, которую не только будет нравиться рассматривать, но которая поможет узнать ребенку, что-то новое.
Многим детям этого возраста нравиться мастерить. Можно выбрать набор для творчества на любую тему. Игрушка, сделанная своими руками, будет непременно самой дорогой и любимой.
Хорошим подарком для мальчиков могут быть наборы строителя, гонщика, пирата или радиоуправляемые игрушки, а для девочек — учительницы, феи или наборы с украшениями.
Для спортсменов отлично подойдут перчатки и боксерская груша, лук со стрелами, футбольный или баскетбольный мячи.
Начиная с 5 лет, дети любят играть в настольные игры. Настольная игра, может быть не только развлекающей, но и обучающей.
Подарки к Новому году детям от 11 до 14 лет
Для детей данного возраста особенно трудно выбрать подарки. Но это осуществимо, зная интересы и увлечения подростка:
многие в этом возрасте имеют собственный компьютер, поэтому можно подарить что-то для компьютера (например, хорошие наушники);
сотовым телефоном теперь пользуется каждый. Чехол для телефона или другой аксессуар может быть отличным подарком. Ну а если телефона у ребенка еще нет, то это самое лучшее время для такого подарка;
для серьезных детей, которые уже имеют увлечения, можно подарить хорошую цифровую камеру, туристическое снаряжение, швейную машинку и т.п.;
дети очень любознательны и обычно многие из них любят путешествовать. Можно подарить на Новый год путешествие с группой ровесников или предложить отдохнуть по путевке в детском лагере;
лыжи, коньки, сноуборд или просто катание с горки — это все отлично развлечет ребенка на зимних каникулах.
Помните, что не важно, какого возраста Ваш ребенок, и какой подарок Вы ему подарите, главное — это любовь, забота и внимание! Ведь подарок к празднику, по своей сути, является знаком внимания, но он не заменит душевной заботы и любящих глаз своих родителей. Поэтому празднуйте Новый год вместе со своими детьми!
Правила, которыми необходимо руководствоваться при выборе подарков к Новому году для детей:
покупайте новогодние подарки заранее. Не стоит откладывать покупки на последний день;
выбирая подарки, вспомните о предпочтениях ребенка. Во что он больше всего любит играть, чем интересуется, что любит читать, смотреть;
купив подарки, спрячьте их надежно в доме. Помните, что подарок, должен быть сюрпризом! Даже если малыш знает, какой он получит подарок, найдя его под ёлкой, он будет ему, обязательно, рад;
чтобы жизнь детей не была совсем уж без чудес, постарайтесь не разубеждать их в том, что Дед Мороз и Снегурочка существуют. Пусть ребёнок думает, что это Дед Мороз принес подарочки под ёлку для него, за то, что он был весь год послушным, или будет в следующем году лучше себя вести.
Сделайте этот день похожим на сказку с чудесами! Такие праздники довольно сильно укрепляют семейные узы и делают членов семьи еще ближе друг к другу. Ведь не зря говорят, что Новый год — это семейный праздник!
20.12.2024 год
РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫСТУПАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Многие родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок дома ведет себя очень активно – декламирует стихи, танцует, поет, активно общается с родственниками и пришедшими в гости друзьями, но в садике или школе совершенно теряется, когда дело доходит до выступления перед публикой.
Откуда берется страх публичных выступлений?
Публичное выступление, будь то доклад, поздравительная речь, спортивные соревнования или творческий конкурс – событие, перед которым волнуется абсолютно любой человек, вне зависимости от его возраста. Взрослые умеют контролировать свои эмоции, в отличие от детей, у которых еще не развито самообладание.
Боязнь проиграть в соревнованиях, забыть слова во время чтения стихов на детском утреннике, неправильно ответить у доски возникает у ребенка еще и потому, что перед глазами всегда находится положительный пример – его родители, которые ничего не боятся и у которых все всегда получается. Дети очень чувствительны, и если у малыша что-то не выходит, он сильно расстраивается и приходит к выводу, что он недостоин своих мамы и папы. Чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями и чем больше они стремятся его успокоить после очередной неудачи, тем сильнее малыш ругает сам себя за то, что не смог оправдать ожиданий мамы и папы.
Иными словами, боязнь совершить ошибку перед публикой является социальным страхом, и в его корне лежит стремление соответствовать требованиями и нормам, которые диктует окружающий социум, а также желание не огорчать своих близких и соответствовать их ожиданиям.
Побеждаем страх вместе!
Чтобы помочь ребенку избавиться от страха публичных выступлений, придерживайтесь нескольких простых рекомендаций.
-
Никогда не заставляйте ребенка выступать на мероприятиях, в которых он категорически не хочет принимать участие! Не стоит и шантажировать кроху, обещая ему новую игрушку или поход в кино взамен на согласие выступать. Забудьте и про угрозы из разряда «Если ты не примешь участие, то я лишу тебя сладкого на неделю или не разрешу смотреть мультики». Это еще больше усугубит детский страх. Лучше предложите малышу альтернативный вариант: не участвовать в мероприятии самому, но посетить его и просто посмотреть на выступления других участников. Пусть ребенок понаблюдает за своими ровесниками со стороны, особенно если речь идет о первом в его жизни коллективном мероприятии. Он увидит, как проходит конкурс (праздник, соревнования и т.д.) и поймет, что ничего по-настоящему страшного в этом нет.
-
Объясните ребенку, что волнение перед выступлением на публике – естественное чувство, которое испытывают абсолютно все, и не только дети, но и взрослые. Просто кто-то умеет его хорошо маскировать, поэтому внешне может быть не видно, что человек волнуется. Научите его расслабляться перед выходом на сцену или к доске: в этом могут помочь несколько глубоких вдохов и выдохов, и мысли о чем-то приятном для ребенка.
-
Всегда будьте рядом с ребенком во время его публичного выступления. Дети, выступающие перед большим количеством людей, всегда ищут среди зрителей в первую очередь своих родителей, поскольку их присутствие дает им ощущение безопасности и уверенности в себе. Если речь идет не о конкурсах и соревнованиях, а об ответе в школе у доски, где присутствие родителей исключено, научите ребенка представлять вместо одноклассников знакомых ему людей: маму, папу, бабушку с дедушкой и других родственников. Объясните вашему чаду, что несмотря на то, что вы не присутствуете непосредственно на его выступлении, в это время вы будете морально его поддерживать и думать о его успехе.
-
Помочь в борьбе со страхом публики могут домашние концерты и представления. Возьмите за правило хотя бы раз в неделю устраивать творческие вечера в теплой компании родных и друзей. Это могут быть поэтические чтения, интересные конкурсы, исполнение песен или домашний театр. Ребенок привыкнет выступать перед большим количеством людей, и появиться на сцене перед незнакомцами ему будет намного легче.
-
Не забывайте и о пользе репетиций перед выступлением на публике. Если ребенку предстоит читать стихи, танцевать, исполнять песню или зачитывать доклад у доски, позвольте ему потренироваться в домашней обстановке, где в качестве зрителей будете выступать вы сами, бабушки и дедушки или приглашенные друзья.
-
Помогите своему чаду настроиться на успешное выступление. Говорите ему слова поддержки – это очень помогает справиться с волнением. Не скупитесь на похвалы, но и не захваливайте ребенка. Вместо фраз «Ты будешь лучше всех», «Твое выступление затмит все остальные» лучше говорить просто «Ты молодец», «Ты справишься», «У тебя отлично получится».
-
Если ребенок боится, что его выступление может не понравится аудитории, объясните ему, что четко выученные слова стихотворения или песни, или технически верно исполненные танцевальные движения – это еще не все, что требуется для успеха. Научите малыша находить контакт с публикой: взгляд на зрителей, а не в дальнюю стену зала, жестикуляция руками при декламации, открытая улыбка – все это поможет расположить публику к себе.
-
Никогда не ругайте ребенка, если его выступление прошло не слишком удачно. Не говорите малышу, что разочаровались в нем, что он выступил плохо, поскольку это только усилит его страх перед следующими попытками. Лучше скажите ребенку, что вам очень понравилось его выступление, что вы им гордитесь, что участие порой намного важнее победы и что у него будет еще множество шансов проявить себя. Это успокоит и поддержит ребенка.
13.12.2024 год
ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
Сегодня в детском саду прошел День фантазий и мечтаний. В этот день родителей и детей ждало много необыкновенных и удивительных событий.
Ребята групп «Гномики» и «Колокольчики» путешествовали по Сказочной стране, где их ладошки превращались в волшебные цветы, а они сами в сказочных животных. Ребята группы «Колокольчики» повстречали в этой стране озорных солнечных зайчиков, вместе с которыми играли в веселые игры. А ребята группы «Гномики» смогли сами создать Сказочный город в Песочной стране. Жители этого города подарили им в благодарность волшебный цветок, дотронувшись до которого, ребята раскрывали свои самые заветные желания и мечты.
В группах детского сада проходили разнообразные акции. В группе «Лучики» появилась «Радуга настроения», которую дети и родители украсили смайликами. А в группах «Ручеек» второго здания, «Звоночки» и «Сверчки» прошла акция «Счастье для меня это…», участвуя в которой родители поделились своим видением счастья.
Вечером дети и родители группы «Звоночки» приняли участие в игровом занятии с элементами тренинга «Навстречу друг другу». Здесь они смогли поучаствовать в совместных играх, помогающим родителям лучше понять своих детей. Особое удовольствие всем участникам мероприятия доставило совместное изготовление «живых ладошек». Каждый проявил свою фантазию, и все ладошки получились разными, но необыкновенными и прекрасными. А главное, дети и родители получили удовольствие от общения друг с другом.
А завтра нас ждет заключительный день Недели психологии. Уверены, что он пройдет так же интересно и продуктивно, как и все предыдущие дни этой замечательной недели.
21.11.2024 год
ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ДНЯ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
20 ноября прошел очередной день Недели психологии, День хорошего настроения.
В это день в нашем детском саду проходила акция «Для поднятия настроения оторви номерок объявления». Детей, родителей и педагогов в холлах детского сада встречали шуточные объявления, вызывавшие улыбки и поднимавшие настроение всем, кто их увидел.
А кто же может вызвать улыбки и смех малышей? Конечно, Клоун. Именно он приходил в гости к детям из группы раннего возраста «Лучики». И пришел он не один, а принес с собой веселое Солнышком. Улыбки и детский смех вызвали веселые игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Прощаясь с Солнышком, ребята обняли его. А оно поделилось с ними частичкой своего тепла.
Пришлось постараться в этот день ребятам группы «Сверчки». Они получили письмо из детского сада «Улыбка», где дети потеряли хорошее настроение. Мы решили помочь им и отправились на его поиски. И, конечно, мы справились с этим. А помогли нам веселые игры, добрые слова и подарки, которые мы нарисовали своими руками.
Родители из второго здания детского сада во время тренингового занятия, которое провела педагог-психолог Николаева Анастасия Васильевна, смогли вновь окунуться в мир детства, вспомнить эмоции, которые они испытывали тогда. Это помогло им лучше понять своих детей и их поступки.
Множество интересных акций проходило в группах детского сада. В группе «Колокольчики» появилась Радуга настроения, которую дети и родители украшали смайликами с настроением. В группе «Почемучки» ребята вместе с воспитателями сделали великолепное Сердце группы. А в группе «Умняшки» ребята угощали всех конфетками хорошего дня, а родители украсили яркими осенними листиками Дерево родительских пожеланий.
Завтрашний день называется «День фантазий и мечтаний», а это значит, что наших ребят ждет очень много интересного и необычного.
20.11.2024 год
ИТОГИ ВТОРОГО ДНЯ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
Подошел к концу второй день Недели психологии, День дружбы. В этот день прошло множество интересных мероприятий не только для наших малышей, но и для педагогов и родителей.
С самого утра педагоги детского сада получили заряд хорошего настроения, получив послания от родителей и детей, которые приняли участие в акции «Тайный друг». В некоторых шкатулках лежали не только записочки, но и сладкие подарки для наших воспитателей.
В группе «Гномики» родители вместе с детьми приняли участие в создании «Сердца группы». А родители группы «Умняшки» обнаружили у себя в группе «Баночку с добрыми пожеланиями», которую приготовили для них педагоги и дети группы.
В группах третьего здания, «Солнышко» и «Звездочка», прошли игровые занятия, на которых ребята рассуждали о том, что такое дружба и кто такие настоящие друзья. Вспомнить правила дружбы нам помогли веселые совместные игры. Ребята группы «Ручеек» все вместе сплели паутинку дружбы. А в группе «Звоночки» появился самый настоящий Дом дружбы, в котором поселились ребята этой группы, нарисовав себя рядом со своими друзьями.
Во втором здании к малышам приходила кукла Маша, вместе с которой они исполнили веселый танец и прогулялись по осеннему лесу. Здесь они шуршали осенней листвой и поиграли с осенними листиками.
Дети старшего возраста совершили путешествие в Волшебную страну, в которой научились общаться на волшебном языке и изображать сказочных животных. После прослушивания Разноцветной сказки, ребята нарисовали ее и в подарок получили волшебные цветы, которым загадали свои самые заветные желания.
Для педагогов детского сада прошел психологический тренинг, благодаря которому они смогли снизить свое психоэмоциональное напряжение и получить заряд бодрости.
Уже в завершении Дня дружбы родители третьего здания приняли активное участие в психологическом занятии «Выстраивание конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях». Здесь они познакомились с понятием «Я-высказывание» и попрактиковались в его построении.
Весь день был насыщен разнообразными мероприятиями, которые принесли удовольствие и пользу всем участником образовательного процесса, педагогам, детям и родителям.
Ну, а завтра нас ждет День хорошего настроения, давайте подарим его друг другу!
19.11.2024 год
ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
Вот и подошел к завершению первый день Недели психологии, День радостных встреч. В этот день ребят ждало много интересных мероприятий.
Утро в третьем здании нашего детского сада началось с акции Лестница любви. Выполняя задания, написанные на разноцветных следах, дети и родители проявили друг к другу самые нежные чувства и зарядились положительными эмоциями на весь день.
Ребята из группы «Умняшки» первого здания совершили на ковре-самолете путешествие в Волшебную страну, где живет необыкновенный народ, у которого две головы, две руки и три ноги. Мы с ребятами решили попробовать, сможем ли мы передвигаться так же, как они. Оказалось, что это непросто. Но, после того как мы немного потренировались и договорились друг с другом, у нас все получилось. Больше всего в этом путешествии ребятам понравилось совместное рисование, когда мы дорисовывали рисунки своих товарищей.
Вместе с ребятами группы «Звоночки» мы разговаривали о том, как это важно помогать и поддерживать друг друга. Мы смогли почувствовать себя настоящей командой, готовой прийти своим товарищам на выручку. В знак нашей дружбы каждый из ребят вылепил из пластилина бусинки и раздал их своим товарищам. У каждого из детей получилось ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все его друзья.
Ну, а ребята группы «Почемучки» попытались догадаться, почему именно так называется наш сегодняшний день, День радостных встреч. Мы говорили о том, что такое «радость», что может вызвать у нас это чувство. Не обошлось и без веселых игр и, даже, игрового массажа. А в заключение нашей встречи изобразили радость на «волшебной бумаге».
Наша Неделя только начинается. А это значит, что всех нас ждет еще очень много удивительного и интересного.
18.11.2024 год
ДЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Основными составляющими здоровья психики являются: крепкая нервная система, здоровье ума, тела и духа. Оно не обусловлено лишь отсутствием заболевания. Это состояние комплексного благополучия, позволяющее справиться с любой жизненной трудностью.
В этот день мы с ребятами из групп «Звоночки» и «Почемучки» говорили о том, что для здоровья важно не только наше физическое состояние, но и внутреннее, душевное. А для того, чтобы на душе у нас было хорошо, мы должны научиться владеть своими эмоциями и находить хорошее даже в мелочах.
Конечно, не обошлось в этот день без гостей. Вспомнить правила дружбы и поделиться друг с другом своей теплотой ребятам группы «Звоночки» помог волшебный Клубочек. Вместе с ним мы совместными усилиями смогли создать паутинку доброты, а с помощью его друзей солнечных ниточек нарисовали жителя Страны хорошего настроения.
Ребятам группы «Почемучки» пришлось определить на ощупь, кто пришел к нам в гости, но спрятался в волшебной коробочке. Это оказалась самая настоящая морская ракушка, прислушавшись к которой, мы смогли услышать не только шум моря, но и сказочную историю. Став ее участниками, мы превращались то в спокойное море, то в бушующие волны, которые выбросили нашу ракушку на берег. Но мы смогли ей помочь вернуться домой, к ее друзьям, построив в нашей песочнице самое настоящее морское царство.
Сегодняшние мероприятия помогли ребятам почувствовать себя сплоченным коллективом, способным преодолеть любую трудность, и почувствовать себя спокойнее, так как рядом с ними находятся настоящие друзья, которые всегда поддержат и помогут.
10.10.2024 год
꧁ ЧЕК-ЛИСТ: КАК ВЫРАСТИТЬ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА ꧂
꧁ 1. Создание благоприятной семейной среды
— Поддержка и любовь: Регулярно выражайте любовь и поддержку ребенку. Обнимайте, хвалите, говорите о своих чувствах.
— Стабильность: Обеспечьте стабильный распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
— Открытость: Создайте атмосферу, где ребенок может свободно делиться своими мыслями и чувствами.
꧁ 2. Эмоциональный контакт с взрослыми꧂
— Активное слушание: Уделяйте внимание, когда ребенок говорит. Поддерживайте его мысли и чувства.
— Совместные занятия: Проводите время вместе, играйте, читайте книги, занимайтесь творчеством.
— Обсуждение эмоций: Учите ребенка называть и обсуждать свои эмоции. Это поможет ему лучше понимать себя.
꧁ 3. Социальные отношения꧂
— Игры с другими детьми: Позволяйте ребенку взаимодействовать с ровесниками, участвуйте в групповых играх.
— Обучение навыкам общения: Учите навыкам разрешения конфликтов, делитесь примерами из жизни.
— Поддержка дружбы: Поощряйте дружеские отношения, организуйте встречи с друзьями.
꧁ 4. Правильное взаимодействие с ребенком꧂
— Позитивное подкрепление: Хвалите за успехи, даже маленькие, чтобы повысить уверенность в себе.
— Границы и правила: Установите четкие границы и правила, объясняя их важность.
— Моделирование поведения: Будьте примером для подражания. Показывайте, как справляться с эмоциями.
꧁ 5. Практические упражнения на каждый день
— Дневник эмоций: Пусть ребенок ведет дневник, где будет записывать свои чувства и события дня.
— Игра «Что я чувствую?»: Играйте в игру, где каждый по очереди называет ситуацию и свои эмоции по этому поводу.
— Творческие занятия: Рисование, лепка или музыка могут помочь ребенку выразить свои чувства.
꧁ «Дорогие родители! ꧂
В этот день мы отмечаем важность психического здоровья для наших детей. Пусть каждый день будет наполнен радостью, пониманием и любовью. Желаем вам гармонии в семье, крепких эмоциональных связей и счастья! Помните, что ваше внимание и поддержка — это ключ к здоровому психическому развитию вашего ребенка!»
Воспитание психически здорового ребенка — это процесс,
требующий времени и усилий. Надеюсь, что следуя этому чек-листу и применяя практические упражнения, вы сможете создать условия для гармоничного развития вашего ребенка.
10.10.2024 год
КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ МАЛЫША К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:
1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
2. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
3. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад», Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив — вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
6. Важное средство общения в дошкольном учреждении — это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
7. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 — 3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
8. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
9. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
10. В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
11. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
12. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали — укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку.
Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!
Чтобы помочь себе, нужно:
1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже
если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
13.09.2024 год
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям / законным представителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю / законному представителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Каждый учебный год родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
-
Диагностическая работа.
-
Коррекционно — развивающая работа.
-
Психологическое консультирование.
-
Психологическое просвещение и профилактика.
-
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
-
это социальные ситуации:
-
ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);
-
развод родителей; конфликты в семье,
-
смерть кого-то из близких;
-
появление нового члена семьи;
-
случаи насилия над ребенком;
-
переезд на новое место жительства и т.д.
-
агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
-
страхи и тревожность ребенка;
-
проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
-
уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
-
трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
-
проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
-
задержка психического развития, аутизм и др.
-
проблемы поведения,
-
кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
-
вопросы по воспитанию ребенка
-
родительско — детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
-
чрезмерная активность.