Страница учителя — логопеда Гавриловой Л.А.

Всё для милой мамочки…

Среди весенних первых дней 8 Марта всех дороже. На всей земле, для всех людей весна и женщины похожи!

Приближается 8 Марта… и всё больше пап задаются вопросом, чем и как поздравить маму вместе с детьми. Прежде всего расскажите ребёнку об этом празднике, кого поздравляют в этот день, почему иногда его называют «Мамин день».

Научите его словам поздравления, чтобы он мог сказать их в этот день маме, бабушке, сестре, воспитательнице,…

А также рекомендую поиграть с ребёнком в разные игры:

  • «Назови ласково» — мамочка, мамуля, мамулечка, матушка…

  • «Кто больше?» — моя мама самая красивая, добрая, ласковая, нежная, умная, заботливая, …

  • «Букет для мамы» — один жёлтый тюльпан, два жёлтых тюльпана, пять жёлтых тюльпанов.

  • «Художники» — нарисуйте мамин портрет. Помогите ребёнку, если он не умеет рисовать: рисуйте с ним рука в руку и при этом комментируйте работу.

  • «Мы артисты» — попросите показать как мама сердится, улыбается, огорчается, обижается. Эти упражнения способствуют развитию мимической мускулатуры лица, учат понимать настроение окружающих.

  • «Скажи наоборот» — бабушка старенькая, а мама — …, мама высокая, а ты — …

В преддверии этого замечательного праздника желательно, чтобы эти задания выполнили именно вы, уважаемые папы. Желаю вам успехов!

                                                                      Логопед: Гаврилова Л. А.

                                                                                7 марта 2019

КАК ПОЗДРАВИТЬ ПАПУ?

                                Дорогие бабушки, мамы, девчонки! Наступили праздничные выходные, посвящённые Дню защитника Отечества. Это важный и торжественный день. Мы чествуем всех военных.

                                — А кто такие военные? – спросите у ребёнка. Расскажите ему о том, что есть такая профессия: Родину защищать! Это почётная миссия, которая доверена мужественным, сильным, достойным людям.

                                Познакомьте детей с военными профессиями, покажите картинки, фотографии, слайды. Задайте вопрос: «Кто служит в армии?» / образование имён существительных с помощью суффиксов – чик, — ист /: ракетчик, миномётчик, лётчик, зенитчик; связист, танкист, артиллерист. Таким образом вы поработаете над формированием грамматически правильной речи.

                                 Рекомендую провести и такие игры: «Назови какой?» защитник Отечества – смелый, храбрый, отважный  «Сосчитай» — / согласование числительных с существительными /: один танк, два танка … пять танков; одна ракета, две ракеты … пять ракет;

                                Изготовьте вместе с ребёнком поздравительную открытку для папы, дедушки, дяди и помогите написать поздравление, а может быть даже сочинить стихи, например: «Папочка сильный, надёжный, умелый! Знай —  ты мой герой, отважный и смелый! В праздник февральский тебе пожелаю: жить с нами дружно, долго, всегда зная, что папа меня защищает! Думаю, что такому поздравлению папа будет рад.

                                           С праздником!  Всем интересных выходных!                              Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                                                                                                                   23 февраля 2019

Как много может книга! Попробуйте…

В современном дошкольном образовании приоритетной задачей считают не накопление знаний, а формирование  ребёнка как личности, ведь так хочется, чтобы ваш малыш вырос прежде всего добрым, честным, смелым человеком. И первыми помощниками в этом будут книги, поэтому так важно, чтобы художественная литература сопровождала ребёнка с первых лет его жизни.

Художественные произведения это образец литературного языка: они открывают ребёнку мир звуков и слов, способствуют овладению родным языком. Как логопед, хочу посоветовать вам, дорогие родители, обращать внимание не только на содержание сказок или рассказов, но и на их доступность, выразительность, простоту.

Такой подход к выбору произведения постепенно сформирует у ребёнка художественный вкус: в рассказах дети познают точность языка; в стихах – ритмичность; в сказках – меткость и выразительность русской речи.

Литература помогает детям содержательно, грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, а также доказывать, убеждать, отстаивать свою позицию.

Для развития связной речи, советую начинать с простых и хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Затем постепенно переходите к маленьким рассказам Л.Толстого, К.Ушинского – вызывайте на совместный пересказ после прочтения, при этом обязательно следите за тем, чтобы пересказ ребёнка был ближе к тексту.

Для ребёнка 5 лет понимание и осмысление прочитанного приобретает особое значение. Но ему самому ещё сложно проследить самостоятельно логику сюжета запомнить и передать отдельные выражения и речевые обороты. Поэтому постепенно приучайте ребёнка к поисковым вопросам, которые помогут ему рассуждать.

Дорогие папы и мамы, хочу обратить ваше внимание на то, что отдельные фразы, произнесённые ребёнком – это ещё не связная речь. Связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, которые содержат законченную мысль. Чтобы развить у вашего ребёнка связную речь потребуется время, терпение и ваша заинтересованность.

Читайте детям книги! Они развивают их как личность, а также оказывает огромное влияние на все стороны речевого развития. Меня, как логопеда, это радует!

                               Желаю удачи!       Логопед: Гаврилова Л.А.

8 февраля 2019

О  леворуких  детях

Вновь и вновь ко мне подходят родители с вопросами, у которых дети-левши. Многие из них считают леворукость причиной речевых нарушений.

Опять и опять объясняю, что леворукость это особая организациямозга определяющая не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Непохожесть такого ребёнка на других – это его достоинство, но и его крест. Такие дети часто сталкиваются с разными трудностями, не знакомыми правшам. Ценой больших усилий леворукого ребёнка можно переучить, но изменить его биологическую суть НЕЛЬЗЯ! Загадка происхождения леворукого человека до сих пор не разгадана, Мои вам СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Проявляйте терпение и понимание. Будьте добрыми, умейте понять ребёнка.

  • Будьте готовы к тому, что он может долго путать правую и левую стороны, зеркально читать и писать.

  • Не торопите его, помните, что ему трудно переключаться.

  • Берегите ребёнка от чрезмерных нервных нагрузок.

  • Организуйте быт маленького левши. Особо обратите внимание на удобное место для рисования и письма, где свет падает СПРАВА или ПРЯМО. Ведь это можно организовать только дома. В школе свет всегда будет падать слева, как нужно ПРАВШАМ.

ЗАПОМНИТЕ! Левша не приемлет ПЕРЕУЧИВАНИЯ. Это может привести в возникновению неврозов и заиканию.

                          Желаю удачи!         

Логопед: Гаврилова Л.А.

24 января 2019

Ох, уж этот Новый год…

Его все любят: и дети, и взрослые. Все ждут главного гостя- Деда Мороза, ведь с ним всегда весело и он обязательно привезёт подарки, и так хочется, чтобы именно ваш ребёнок прочитал стихотворение для него. Но что делать, если заучивание вызывает отрицательные эмоции?

Впереди  старый Новый год и мне хотелось бы вам помочь, поэтому мои советы вам будут интересны, а многим пригодятся на будущее.

При выборе стихотворения учитывайте возраст ребёнка и его речевые возможности. Советую использовать народное творчество: песенки, шутки, прибаутки  —  они отличаются краткостью и простым, чётким ритмом.

  • Стихотворение сначала прочитайте.

  • Сообщите ребёнку, что его нужно запомнить.

  • Задаёте вопросы по содержанию, разбираете непонятные слова.

  • Поработайте над выразительностью.

Если ребёнок плохо запоминает  —  предлагаю стихотворение «зарисовать», опираясь на рисунки, вы можете рассказать стихотворение. Например:

                    «ДЕД  МОРОЗ»

К нам на ёлку  —  ой! ой! ой!  /рисуете ёлку/

Дед Мороз пришёл живой. /рисунок Деда  Мороза /

Ну и дедушка Мороз! Что за щёки, что за нос! Рисуете кружочки, а между ними нос/

Борода-то, борода! /рисуете бороду/

А на шапке-то звезда /шапку деда Мороза/

На носу-то крапины /нос с точками/

А глаза-то … папины! /глаза/

Детские стихи про деда Мороза, ёлку это волшебство, ожидание настоящей сказки, будто сошедшей со страниц красочной книжки. Они помогут продлить это прекрасное чувство веры —  искренней и светлой, как крошечная душа.

С Новым годом! Дорогие мамы и папы, желаю вам удачи.

Логопед: Гаврилова Л.А.

11 января  2019

Скоро Новый Год…

Ваш ребёнок слишком мал, шумный праздник ему по душе не придётся, да и Д/Мороза он боится.

Новый Год – семейный праздник, поэтому неразумно оставлять ребёнка на дедушек и бабушек. Предлагаю отметить Новый Год вместе с малышом.

Детям 3-5летнего возраста нравится помогать маме, поэтому привлеките его к украшению дома: развесьте с ним мишуру, украсьте окна, поставьте ёлочку. Фантазируйте! Ребёнку это в радость.

 Когда будете украшать ёлочку, обратите внимание на игрушки: лучше, если они будут небьющимися и съедобными. Просите ребёнка подавать игрушки: «Подай зайчика!», если знает цвет, то «Подай белого зайчика!» Если ребёнок уже говорит, спросите, какого цвета игрушку он подаёт.

        Конечно же, подумайте о костюме, сшитом мамой, который будет сделан с большой любовью и старанием.

        Празднуйте в семейном кругу: продумайте угощение, конкурсы, танцы, чтобы ваш ребёнок не был «брошенным».И ещё, у малыша должно быть время, чтобы развернуть подарки.

        Приглашая Д/М, будьте осторожны: тщательно всё взвесьте, чтобы не напугать ребёнка.

        Подарки получены, конкурсы провели, хороводы поводили – пора спать! И вот дети уложены, взрослые могут расслабиться и повеселиться, только не громко.

        Счастливого Нового Года!!!

Логопед: Гаврилова Л.А.

21 декабря 2018

ЗИМА И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Зима – любимое время года детворы. Сколько возможностей для зимних игр и забав: катание с горок, лыжные прогулки.

В снегу сегодня улицы, бульвары и дворы,

На лыжах и на санках, спускаемся с горы.

Зимние развлечения – это для детей, а для вас, уважаемые родители, возможность не только погулять с детьми, но и их развивать. Малыш, играя со снегом, с удовольствием будет выполнять предложенные вами упражнения:

  • «Исправь ошибку»: Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

  • «Подскажи словечко»: Солнце, как мяч, /какое?/ круглое. Лёд, как стекло, … /прозрачное/. Иней, как самоцветы … /блестящие/. Снег, как пух … /мягкий/.

  • «Какой? Какая?»: Зима какая? … /холодная, морозная, снежная, … Снег какой? … /белый, пушистый, лёгкий,…/

Лёд какой? … /холодный, прозрачный, твёрдый, …/ Мороз какой? … / суровый, крепкий, лютый, …/.

  • «Скажи ласково»: Санки – саночки; Сосулька – сосулечка; Горка – горочка; Льдина – льдинка; Зима – зимушка; Снег – снежок.

  • Познакомьте детей с пословицами, поговорками, загадками, народными приметами о зиме.

Зима, зимняя природа предоставляет богатые возможности для развития у детей наблюдательности, любознательности и, конечно же,  речи. Желаю успеха!

                                                                       Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                             6 декабря 2018

Читаю книгу сам!

Малыш начинает читать сам. Давайте подумаем о том, как правильно выбрать для него книгу для чтения?

ПРАВИЛА и СОВЕТЫ:

  • Ни в коем случае не берите книги с текстом на картинках,

текст должен быть исключительно на белом фоне /это связано со зрением/.

  • Если ваш ребёнок только-только начал читать по слогам, это должна быть тоненькая книжка в обложке маленького формата /не А4/, чтобы он сам удерживал книгу в руках.

  • Текст должен быть большим, чётким, чёрного цвета,никаких витиеватых, древнерусских

  • Между строчками должен быть большой интервал, чтобы строчки не сливались. Дети часто жалуются, что потеряли строчку.

  • Картинки должны быть большими и яркими.Идеально для детей, начинающих читать, где на странице размещена одна картинка, а под ней одна или две строчки.

  • Желательно, чтобы в книге было одно произведение, так у ребёнка будет ощущение законченности. У него восторг от того, что ОН САМ ПОРЧИТАЛ ЦЕЛУЮ КНИГУ!!! Есть стимул повторить подвиг.

  • Содержание текста должно быть интереснымребёнку. «Мама мыла раму» — устарело. Это скучно и непонятно, а вот «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака не только будет интересна, но и достаточно положительный плюс.

Вот, пожалуй, и все основные правила при выборе книги для ребёнка, начинающего читать.

                Желаю успеха!           Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                           25 ноября 2018Советы логопеда для родителей и не только…

Совет 1: Разговаривайте со своими детьми.

Чем больше будете разговаривать, тем быстрее и лучше заговорит ваш малыш. Все дети начинают говорить в разное время: одни к 2-4 годам могут связно выражать свои мысли, другие только начинают говорить короткие фразы. Но если к трём годам ребёнок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам.

Совет 2: Читайте детям сказки.

И не просто читайте, обязательно беседуйте о героях, их поступках, чем они тебе понравились или наоборот. Попросите ребёнка  рассказать  сказку бабушке, дедушке. Устраивайте детские концерты для гостей: пусть на них читают стихи, поют песни, рассказывают отрывки из знакомых сказок.

Совет 3: Развивайте пальчики.

Проводите пальчиковые игры, так как они подготавливают почву для формирования и развития речи. Часто эти игры с речевым сопровождением, поэтому не только развивают мелкую моторику, но и умение слушать, улавливать ритм речи.

Совет 4: Рисуйте с детьми.

Иначе будут трудности с письмом. Рекомендую специальные игры и упражнения: «Нарисуй узор по клеточкам», «Закончи мои рисунки», штриховки, обводки, графические диктанты.

Совет 5: Совмещайте речь с движениями.

Чтение стихов, потешек, игры: «Кто, как передвигается», «Доскажи словечко», «Положи в грузовичок всё, что кончается на ОК».

Совет 6: Развивайте речевое дыхание».

Развивая речевое дыхание, вы укрепляете здоровье детей, проводите профилактику респираторных заболеваний. Игры «Ветерок», «Листопад», «Снежинки».

Уважаемые родители! Обратите внимание на эти советы и помните: чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем более гармонично он будет развиваться.

                        Желаю успехов!        Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                           8 ноября 2018

Ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка.

      У родителей будущих первоклассников много вопросов. Среди них: готов ли мой ребёнок к школе? Понятие готовности включает в себя многие аспекты и один из них: речь будущего школьника.

Чтобы не сталкиваться с проблемами, влияющими на речевое развитие, хочу обратить внимание на ошибки родителей:

  • Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье».

  • Часто родители считают, что ребёнок перерастёт свою патологию, вырастет и всё встанет на свои места, не понимая, что с ребёнком нужна серьёзная коррекционная работа.

  • Нежелание родителей работать над собственными несовершенствами и не торопятся исправлять свои речевые дефекты. Дети подражают родителям и неосознанно перенимают эти недостатки.

  • Ребёнок не приучен разговаривать, общаться, так как родители выматываются, устают на работе и у них не остаётся ни сил, ни времени на общение с ребёнком. Вам проще включить телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошёл его день.

Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Исходя из всего сказанного, обратите внимание, уважаемые родители, на ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, которые помогут ребёнку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. Итак, прежде всего это:

  • Правильная, грамотная речь взрослых.

  • Накапливайте словарь /проговаривайте действия, названия предметов при общении с детьми/.

  • Создавайте ситуации, когда ребёнок должен выразить своё желание словесно.

  • Чётко проговаривайте неправильно сказанные ребёнком слова, акцентируйте его внимание на правильном образце.

  • Создайте благоприятный климат в семье, располагающий к общению всех членов семьи.

  • Организуйте речевую среду, игры, провоцирующих речевую активность детей.

  • Контролируйте свободное время ребёнка, посещайте различные кружки, спортивные секции.

  • Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту, логопеду, при отклонении в развитии речи ребёнка.

Соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но их соблюдение существенно облегчит жизнь и ребёнку и родителям.

Желаю успехов!

                                                               Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                          25 октября2018

Разговоры с осенью.

За окном октябрь. В нашем городе золотая осень и как она прекрасна! Падают, падают листья. В нашем саду листопад…Жёлтые, красные листья, по ветру вьются, летят.

Предложите ребёнку пойти погулять и полюбоваться этим чудесным временем года. Обратите его внимание, что вся земля покрыта листочками, рассмотрите их. – Какие они?

Походите по опавшим листьям и послушайте: они шуршат. Это листочки разговаривают друг с другом. – Куда они падают?/ на дорожку, траву, крышу/. – Что будет, если листик упадёт в лужу? /утонет или нет/? — Предложите ребёнку опустить листик в воду, — почему он не утонул? /он лёгкий/. – как он плывёт? / как кораблик/. Поиграйте с ним в разноцветные кораблики: пёстрые кораблики в луже проплывают, беззаботно листьями ветерок играет…

На улице холодно, почему? /солнышко уже не греет/. Посмотрите в небо, вы увидите стаи улетающих птиц. – Куда они улетают и почему?

Вот и мы с тобой замёрзли, пойдём скорее домой! Там нам будет тепло и уютно. Гуляйте, наблюдайте, проговаривайте свои наблюдения с малышом.

Желаю успеха!      08.09.2018.     Логопед: Гаврилова Л.А.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛОГО

Чтобы научить ребёнка правильно говорить – начните с себя! Поэтому, уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание на                  

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ:

  • Ваша речь должна быть спокойной, уравновешенной, вежливой по отношению ко всем.

  • Правильно произносите все звуки родного языка.

  • Иметь ясную, чёткую речь, хорошую дикцию.

  • Используйте в своей речи литературное произношение, придерживайтесь орфоэпических норм.

  • Стремитесь правильно использовать интонационные средства выразительности.

  • В общении с детьми пользуйтесь речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

  • Связно и доступно передавайте содержание текста.

  • Не допускайте в разговоре повышенного тона.

  • В доступной форме доводите до детей то или иное содержание в речи.

  • Не загромождайте свою речь непонятными словами, длинными фразами, сложными оборотами.

  • Поощряйте его успехи! Учите преодолевать трудности в речи.

Даже если вы молчаливы от природы – всё равно говорите с ребёнком. Не говорите в пустоту – смотрите ему в глаза!

Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию /губы/. Любите своего ребёнка! Общайтесь с ним! Ведь ребёнок – это праздник, который пока с вами.

                                                Желаю успеха!

                                                                            Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                                    23сентября 2018

Для чего нужны занятия с логопедом?

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им в чём   состоит логопедическая работа.

  • Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь.

  • Речь является элементом социальной адаптации, снимает ограничения в выборе профессии.

  • Часто родители считают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не всегда так, чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки. Вы несёте ответственность за судьбу своего ребёнка – не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту!

  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку. Большинство речевых нарушений не поддаётся само коррекции.

  • Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

Уважаемые родители! Обращаю ваше внимание: любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации логопеда. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.

                                                                                       Желаю успеха!

                                                                     

                                                                     Логопед: Гаврилова Л.А.

                                                                                            Сентябрь 2018

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.