Страница учителя — логопеда Гафнер В.Ю.

Пусть станет невозможное — возможным!
Пусть станет близким то, что далеко !
И пусть все то, что было очень сложным,
решается красиво и легко!
Мы не врачи и не геологи,
Но сожалений горьких нет.
Мы — логопеды, дефектологи
Коррекционный шлем привет!
Мы с дошколятами работаем,
Им развиваем слух и речь,
Считаем главною заботою:
Здоровье детское беречь.
Волнует нас артикуляция,
Запас словарный, а затем
Нам так важна координация
И различение фонем.
Но мы судьбою не обижены
И скажем прямо, без затей:
«Какое счастье, если слышим мы
Речь полноценную детей!»

SONY DSCНемного о себе:

В образовании 21 год. Долгое время проработала в Детском доме «Родничок» г. Волхова. С 2006 года и по настоящее время – учитель логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Почемучки».
Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вся логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, на которых я руководствуюсь следующим правилом: дать ребёнку почувствовать себя успешным, чтобы он видел положительный результат.

Уважаемые родители!

Если в течение учебного года Ваш ребенок посещал занятия  по коррекции звукопроизношения у логопеда, тот эта статья непременно для Вас.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. К сожалению, в логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он «потерял», недостаточно закрепленные, навыки произношения. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (поставленные звуки), за летний период  могут, как укрепиться и войти в привычку, так и  «потеряться». Закрепление звуков – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Обязательно играйте! На кухне, на даче, у реки, на прогулке, в лесу, на пляже.

«Скажи наоборот» (большой  — маленький);
«Посчитаем» ( 1,2…5 – предметы сосчитать);
«Чьи детки» ( называем детенышей животных);
«Один – много»;
«Назови ласково» ;
«Цепочка слов» ( придумай слово на последний звук заданного: рот-тыква-автобус…)

Хорошего летнего отдыха!

23.05.19 г.

Вот и пролетел еще один учебный год… И нам в очередной раз приходится расставаться с детьми. Наши воспитанники подросли и многому научились: читать, писать, рисовать, петь, танцевать, вырезать и конструировать. Но самое главное, они все научились красиво и правильно говорить. А еще они впервые в жизни сдали выпускной экзамен. А принимали этот экзамен наши гости: главный логопед города Князева С.Б. и главный специалист  методического отдела Комитета  образования Архипова Т.Н. Дети с честью выдержали испытания. На занятии они показали глубокие знания, умение логически мыслить и находить нестандартные решения для выхода из проблемных ситуаций. А с какой легкость они выполняли звуковой разбор самых сложных слов. «Экзамен» сдан на «отлично». Поздравляю всех своих воспитанников с успешным окончанием учебного года! В добрый путь, дорогие наши первоклашки!

Пусть встреча со школой и классом,
Станет для вас «звездным часом»!
Чтоб были успехи всегда,
Пусть вам путеводная светит звезда!

Виктория Юрьевна. 

май 2019 г.

Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.

Задолго до поступления в школу родители, бабушки и дедушки начинают обучать ребенка буквам, алфавиту, чтению. Делает это каждый в меру своего опыта и предпочтений, порой надергав отрывочные сведения из  разных источников и методик. В этой статье я постараюсь рассказать, какие основные ошибки допускают «домашние» при обучении ребенка чтению и как их избежать.

Ошибка 1. Мамы часто хотят, чтоб с самых малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других. Для этого нередко они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и самое интересное, им это удается.

Но в чем ошибка?
В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками и друг с другом, но понимать то, о чем они читают — они не будут. Даже элементарная просьба пересказать,  для них окажется чем-то невозможным.

Ошибка 2. Перед родителями нередко встает вопрос о том, какую методику и технологию лучше использовать. И хватаются за все сразу, а конечного положительного результата не видят.

Какое тут может быть решение?
Каждая из методик универсальна и интересна по-своему. Не стоит браться за все сразу. Нужно поставить сначала в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными новинками, понравившимися элементами методик, дидактическими играми и упражнениями. 

Ошибка 3. Большинство родителей обычно начинают обучение чтению со знакомства с буквами. Казалось бы, что в этом плохого?

Проблема в том, что когда ребенок выучит буквы, ему сложно будет соединять буквы друг с другом, потому что он умеет читать их только как названия букв. Ему нереально сложно будет понять, почему «мэ», «а», «мэ», «а» — будет «мама».

Какое решение?
Учить сначала не буквы, а звуки. То есть не «Мэ», а «м», не «мэ-а-мэ-а», а «мммааааа-ммммммаааа», чтоб ребенок понял, каким образом гласный может «подружиться» с согласным.

Ошибка 4. Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да, это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.

Почему?
Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит первой в  слове «мама», он может ответить — машина. А это неверный подход к обучению.

Существует множество хороших методов, среди которых можно выбрать что-то для себя и своего ребенка, но нужно помнить, что все новое — хорошо забытое старое. Ставьте в основу обучения традиционные методы, тогда и новинки помогут, и увлекательное обучение будет обеспечено.

А еще лучше,  доверьте своего ребенка грамотным специалистам.

Успехов Вам, уважаемые родители.

23.04.2019 г.

Совсем скоро подойдет к концу еще один учебный год. Для многих детей он будет последним годом в детском саду. Впереди – школьная пора! Надо ли учить ребенка читать до школы? Именно это вопрос задают родители, приходя на консультации или во время встреч на родительских собраниях. Попробую ответить на этот вопрос.

Перед родителями старших поколений такой вопрос стоял не остро. Ну, научился дошкольник читать как-то с бабушкой или старшей сестрой – хорошо, а нет — так получит Букварь и будет учиться читать с учителем. В наше время всеобщего ускорения все развивается быстрее, дети умеют включать компьютер раньше, чем говорить, и при поступлении в школу желательно уметь читать хотя бы по слогам.

С уверенностью могу сказать, что нет единого возрастного критерия для начала обучения. Все строго индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Специалисты называют средний возраст, когда дети готовы к началу обучения чтению 4,5-5 лет, но, немало деток, которые успешно учатся читать и в 2-3 года.

Итак, в первую очередь обращаем внимание на то, как ваш сын или дочь умеет говорить, слышать, различать звуки и передавать их, умеет ли он связно описать событие, как ориентируется в пространстве –«верх-низ, право -лево», не требуется ли ему помощь логопеда. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не созрела, можно получить дополнительные проблемы.

Ни в коем случае нельзя малыша заставлять обучаться. Называть буквы и составлять слова должно быть для маленького ученика увлекательной игрой. Хорошо, даже просто необходимо, с младенческого возраста окружать ребенка книгами. Если яркие, с красивыми картинками книжки станут любимыми игрушками, а чтение сказки или стишка кем-то из взрослых – любимым занятием, то и желание самому научится понимать эти волшебные буквы, станет для ребенка ближе.

Что нужно помнить родителям. Во-первых, не пытайтесь начинать обучение в целях создать гения, чтобы хвастаться перед знакомыми «самым умным ребенком», во-вторых, больше читайте ребенку, учите  с ним стихи, развивайте речь, память, моторику, фонематический слух.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, узнайте, есть ли возможность в условиях детского сада, под руководством опытных педагогов научить ребенка читать и комплексно подготовить его к школе. Но если вы, по каким-то причинам  решили заниматься сами, то в первую очередь, организуйте себя. Обучение Вашего ребенка будет успешным только в том случае, если оно будет регулярным, если вы будете терпеливы и последовательны.

Успехов Вам, уважаемые родители.                    

08.09.19 г.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось.

Иногда даже самого выносливого родителя охватывает усталость или упадок сил.

  1. Достаем запасливо сохраненные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полоски или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны.

  2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. А потом раскатаем лепешку и будем вминать в неё все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые.

  3. Сортировка предметов, помещенных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку – пуговицы, а в эту мисочку – бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить количество предметов до 4-5 видов.

  4. Все-таки пластиковая бутылка – хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы, предварительно изъятые из пластилина.

  5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга – это может быть еще веселее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

  6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для детей. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть, таким образом, использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги – порезанные или целиком… Важно только, чтобы не Вы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся, так развиваем соотносящие движения.

Ну вот, и усталость прошла, и настроение улучшилось, и ребенок счастлив!

Успехов Вам, уважаемые родители.

19.032019 г.

Уважаемые папы и дедушки!

Накануне замечательного весеннего праздника 8 Марта, хочется, чтобы эти простые задания выполнили именно Вы.

Побеседуйте с ребенком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин. Закрепите в словаре ребенка такие простые словосочетания: мамин день, мамин праздник, поздравить маму, бабушку, сестренку. Спросите у ребенка, как можно ласково обратиться к маме, бабушке (мамуля, бабуля, мамочка…). Подберите как можно больше слов, которые характеризуют бабушку, маму, сестренку (добрая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, хозяйственная и т.д.).

Мамы и бабушки выполняют много работы по дому. Попросите ребенка вспомнить, что они делают (убирают, готовят, гладят, стирают и т.д.). Попросите малыша рассказать о том, как он помогал маме или бабушке по хозяйству. Покажите ребенку семейный альбом, рассмотрите фотографии мамы, бабушки, а потом предложите нарисовать их портрет. Напомните малышу, кем работает мама, бабушка, а также прочтите стихотворение Маршака С.Я. «А что у вас?». Обсудите с ребенком женские профессии. Ну, и, конечно же, ничто так не дорого, как подарок, сделанный руками родного человечка. Предложите малышу собрать для мамы бусы, но не из драгоценных камней и бриллиантов, а из макарон. Их можно раскрасить лаком для ногтей или гуашью, и торжественно вручить в праздничный день.

Желаем удачи в воспитании детей, и пусть они приносят Вам только радость!

05.08.19 г.

23 февраля — День Защитника Отечества, день рождения Армии России!

Поздравляем всех Защитников Отечества и их близких!

 Радуемся вместе  выходным дням  и проводим их с пользой для развития детей. Этот праздник — замечательный повод перелистать с ребенком семейный альбом, узнать что-то новое  о папах, дедушках, братьях, служивших в армии, о профессии военных и полицейских; примерить фуражку, рассмотреть награды, погоны, значки. Хорошо пересмотреть мультфильмы,  прочитать книги о богатырях и ратных подвигах предков.

Чем еще можно заняться с ребенком заботливым родителям? Конечно же, задать  «хитрые» вопросы, которые научат ребенка думать : У кого, у чего бывает «граница»? — … у терпения, у страны, у области, у рисунка… «Батарея» – у артиллериста, у комнаты, …  Объясните малышу, что значат выражения: Тяжело в ученье — легко в бою; стоять стеной.  Сравните  значения  слов: горящий танк – горящие глаза; тяжелая битва – тяжелая сумка; слова брани – поле брани; бьется отряд – бьется птица – бьется посуда…

И, конечно же, можно поиграть. Например:

«1, 2…5 — пересчитать (можно считать солдат, матросов, пушки, танки и т.д.)

«Кто служит в Армии?»: танком управляет – танкист, из пушки стреляет – артиллерист, границу охраняет – пограничник и т.д.

Посмотрите с ребенком по телевидению военный парад. Обратите внимание малыша на людей в форме, на их особую выправку, красивую форму. Объясните ребенку, какая почетная и важная эта профессия – Родину защищать.

21.02.19 г.

Мой ребенок – будущий первоклассник.

Пройдет совсем немного времени,  и Ваш ребенок  переступит порог школы, и станет называть себя гордым словом – первоклассник.

Дорогие родители, сейчас самое время обратить внимание на состояние  речи своего ребенка! Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир.

  1. Состояние звукопроизношения.Ребенок к шести годам способен выговаривать все звуки.

  2. Состояние фонематических процессов.Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков) и др.

  3. Состояние грамматического строя.Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

  4. Состояние слоговой структуры слова.Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

  5. Состояние словарного запаса.Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов.

  6. Состояние связной речи.Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Итак, к шести годам ваш ребенок:
— обладает словарем около 4000 слов;
— все звуки родного языка произносит правильно;
— умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому;
— помнит и может описать прошедшие события;
— использует в речи  сложные предложения;
— употребляет все части речи;
— использует абстрактные и отвлеченные понятия;
— различает и дифференцирует звуки речи.

Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

В продолжение разговора…

Учимся.

Если Ваш ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!» Она же пригодится для защиты от косых взглядов, от людей, которые осуждающе  смотрят на Вас, когда вы исправляете неверно сказанное ребенком слово. В конце концов, мы все учимся, включая и тех, кто сверлит нас взглядом.

Ты можешь!

Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите ребенку, что вы знаете, что он все  сможет.  И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало  и от вас  много стараний.

Учитесь и познавайте новое вместе с детьми!

25.01.19 г.

Уважаемые родители,

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!

Шепот.

Дайте  себе слово не повышать голос на ребенка и, вообще на кого-либо.  Крик – проявление собственной слабости.  Ведь  дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи.  Как же достучаться до непосед  без повышения голоса? Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем крик  (пусть они издаются  даже из самых лучших побуждений) – это когда вы наклоняетесь к уху вашего малыша, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это  действие требует от родителей высокого самообладания, но зато дает поразительные результаты. Попробуйте и вы убедитесь в этом.

Глазки.

Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где ваши глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом с сердитым  человеком? А как только детские глаза будут прикованы к вам, вы завладеете детским вниманием.

И, еще несколько секретов общения с детьми, я раскрою Вам в следующей статье.

Успехов Вам, уважаемые родители!

15.01.19 г.

Кто из нас не знает что такое Новый год? Это праздник! Хороводы у ёлки, Дед Мороз, Снегурочка. Сейчас самое время подумать о том, как встретить праздник, чтобы у детей остались яркие воспоминания. Новый год, Рождество, Старый Новый год — они расположены так близко, много выходных, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными, ведь Новый год  это самый волшебный праздник в году. Уже в  начале декабря начинайте готовить  малыша к празднику. Почитайте ребенку сказки, стихи про Деда Мороза и Снегурочку. Побеседуйте с ним. Расскажите доступными простыми словами о Новом годе. Если у Вас есть возможность выехать с детьми в Санкт-Петербург в декабре, то  во многих крупных магазинах можно  встретить Деда Мороза — аниматора, который всех поздравляет, играет с детьми и дарит подарки. Не упустите эту возможность! Покажите ребенку Деда Мороза! Расскажите, во что он одет, что он делает. Совсем не обязательно вашему ребенку  читать Деду Морозу стихотворение и вставать с ним в хоровод, просто создайте у ребенка добрый, понятный образ Дедушки. 

Дети после 3 лет уже готовят к празднику танцы, учат песни и, конечно, разучивают  стихи. Всем родителям очень хочется услышать, как его ребенок читает стихотворение Дедушке Морозу. И вот наступает звездный час. Ребенок выходит  и  молчит. И как бы ему не подсказывали родители, воспитатели, дети — он молчит. Родители расстроены и не понимают, как ребенок мог забыть, ведь дома он всё знал назубок! Всему есть простое объяснение — ребенок  оказывается  в центре внимания, новая обстановка, большое количество людей, а  результате этого теряется и забывает свое стихотворение или роль в сценке. Не надо ругать ребенка! Скажите ему, что в следующий раз у него все получится! 

С наступающим Новым годом!  Успехов Вам, уважаемые родители!

21.12.2018 г.

«ПОЧЕМУ МЫ ХОДИМ К ЛОГОПЕДУ ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ, А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ?»
«КАК ДОЛГО НАМ ЕЩЕ ХОДИТЬ К ЛОГОПЕДУ?» 
«КАКИЕ ГАРАНТИИ? КОГДА МЫ ЗАГОВОРИМ?» 
Это, как бы, не самые основные вопросы, которые волнуют всех родителей, чьи дети требуют логопедической помощи, но всяком случае, я их слышу очень часто. 
Дать точный ответ на эти вопросы не сможет ни один опытный логопед. Наберитесь терпения и прочитайте это длинное наставление.
К сожалению, нет волшебной таблеточки, чудо кнопочки, чудо укольчиков, которые исправят все в один миг, за несколько занятий или даже за месяц.  Но я, все- таки, попытаюсь объяснить, почему коррекционная работа занимает определенное время и от чего зависит ее эффективность. 
Первое, и на мой взгляд, очень важное — это СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА, РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ. Если у родителей нет четкого понимания и стремления заниматься ребенком, то возложить всё на плечи логопеда, будет крайне неправильным и, тем более, неэффективным. 
Начнем по пунктам: 
1.  У  каждого ребенка есть индивидуальные, возрастные и психологические особенности. Дети могут быть скованны, стеснительны, замкнуты, элементарная боязнь незнакомых людей — все это требует определенного времени на адаптацию, ребенка надо расположить к занятиям и к себе. 

2. Коррекция проходит быстрее и успешнее, если ребенок понимает для чего его привели к логопеду.
3. Сразу хочу задать вопрос — можно ли приобрести стройную фигуру или накачать пресс за один или два похода в спортивный зал? Вряд ли. Тут, тоже самое, невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за 1,2 занятия. Поэтому если занятия не имеют системности, то данные навыки и умения теряются, что делает походы к логопеду бессмысленными.  Если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, то работа даже самого опытного и блистательного логопеда не даст результатов. 
Очень часто родители не совсем адекватно относятся к речевым проблемам у ребенка. Я разделяю их на две категории. Одни говорят: «А само пройдет, у нас дядя, тетя, брат, сестра поздно заговорили и наш заговорит к школе». Вторые говорят: «Нам уже годик, а мы еще не рассказываем стихи». Очень важно не впадать в крайности и найти золотую середину адекватной оценки ситуации. В любом случае такие диагнозы как ОНР, ФНР, ФФНР, ЗРР, АЛАЛИЯ, ДИЗАРТРИЯ, ДИСЛАЛИЯ — это не приговор, и если вовремя оказать ребенку комплексную помощь специалистов, результат всегда будет. Желаю вам успехов, мои дорогие родители, наберитесь терпения и все обязательно получится.

12.12.18  г.

22 ноября в клубе «Первая ступенька»  состоялась очередная встреча с родителями и будущими дошколятами. Конечно, родителей интересовались «Когда мой ребенок заговорит?» и  «Как разговорить молчуна?». Именно поиску ответов на эти вопросы,  и была посвящена наша встреча. Родители с интересом рассматривали пособия по развитию речи, а малыши в это время, с  удовольствием, осваивали игровое пространство группы.

Оказывается, чтобы разговорить ребенка, не требуется больших материальных вложений, а все можно найти дома. Это и кухонные принадлежности, и  обычная бумага, и трубочки для коктейля, и ленты, шнурки , да и многое другое. Встреча прошла интересно и плодотворно. В заключение,  мамы изготовили пособие для развития и формирования длительного речевого выдох («елочка в снегу»), а малыши , с удовольствием, опробовали  новую полезную игрушку.

Успехов Вам, уважаемые родители!

22.11.18 г.

Осень — единственное время года, которое учит. (Эльчин Сафарли)

У кого-то эта пора ассоциируется с наступающими холодами, плохой погодой и надоедливыми дождями. А для кого-то это же время ассоциируется с теплым светом заходящего солнца, уютными домашними вечерами и коврами из разноцветных листьев в парках. Как здорово прогуляться с ребенком по парку, пошуршать опавшей листвой, понаблюдать за птицами. Но погода не всегда располагает к прогулкам, а сидеть дома без дела, дети не умеют.

Чем занять ребенка, когда сил с ним играть уже не осталось, а на кухне ждет своей очереди приготовление обеда или ужина? Рекомендую “поиграть на кухне”! Ведь кухня – это не только место для приготовления пищи, но и отличная школа, где ребёнок может приобрести полезные навыки, знания. 

1 Игра «Вспоминай-ка»: попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что Вам пригодятся для приготовления борща и в каком порядке овощи будете закладывать в кастрюлю. А затем спросите: что делали сначала, а что потом.

  1. Игра «Какой-какая-какое?»: Попросите сына или дочь вспомнить какие еще овощи, кроме тех что Вы купили, он знает, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» — вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д.

3.Игра «Найди 3 (5, 7) отличия»: попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства и различия, при этом обращайте внимание малыша на основные признаки различия ( цвет, размер, форму и т. д.).

4.Игра «Подбери слово»: попросите ребенка вспомнить только те овощи(фрукты, посуду), в названии которых встречается например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Или: мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.

Вот видите, заинтересовать ребёнка – совсем не трудно!

Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. 

Успехов Вам , уважаемые родители!

                                                                       06.11.2018 г.

Уважаемые родители, Вы воспользовались моими советами по развитию артикуляционной моторики, но что-то мешает Вашему ребенку выполнять упражнения в полном объеме. Да, да это она — Подъязычная связка — любимица логопедов.

Данную связку  – подъязычную, знают практически все, а вот разглядеть её во рту крохи бывает не так-то просто! Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Во-первых, ребёнок вряд ли это потерпит, а во-вторых, можно серьезно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную уздечку может сам ребёнок, причем добровольно. Только Вам придётся применить маленькие хитрости.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко, а у тебя?»

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?»

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!»- с хитрым видом говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время

Укороченная уздечка( менее 1,5 см.) ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р, Ш и Ж.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно тяжелых случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

                                               Учитель-логопед Гафнер В.Ю.

23.10.18 г.

 «Научим язычок трудиться»

Звуки  речи  образуются  в  результате  сложного  комплекса  движений  артикуляционных органов.  Мы  правильно  произносим  различные  звуки,  как  изолированно,  так  и  в  речевом потоке,  благодаря  силе,  хорошей  подвижности  и  дифференцированной  работе  органов артикуляционного  аппарата.  Таким  образом,  произношение  звуков  речи  —  это  сложный двигательный навык.
          Артикуляция  связана  с  работой  многочисленных  мышц,  в  том  числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов  дыхания  (гортань,  трахея,  бронхи,  легкие,  диафрагма,  межреберные  мышцы).  Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения,  направленные на развитие многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Уважаемые родители! Общаясь с вами, я очень часто слышу вопрос «Что мы можем сделать дома для того, чтобы у ребенка формировалось правильное произношение?»

Вашему вниманию предлагается цикл статей, содержание которых направлено на то, как развивать артикуляционную моторику в домашних условиях.

Упражнения с шариком.

(Автор данной методики С.В. Коновалова)

Диаметр шарика 2 — 3 см (можно использовать шарики от погремушек), длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

  4. Крутить шарик «лакательными» движениями языка.

  5. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».

  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Внимание!!! Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого  занятия  тщательно  промывать  теплой  водой  с  детским  мылом  и  просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

09.10.18  г.

Многие родители интересуются: «В каком возрасте необходимо обращаться к логопеду?» В этой статье я хочу Вас познакомить с основными этапами развития речи детей  от года до трех.

12 месяцев: 
В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи

14 месяцев: 
Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами. 

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом. 

16 месяцев:
 

Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х». 

18 месяцев: 
У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы. 

От 18 до 24 месяцев: 
Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»). 

24 месяца:
Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»). 

От 2 до 3 лет:
Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных. Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы). 

Внимание: если ребенок  2,5 —  3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи. 

         26.09.2018 г.                                  

Кто такой логопед? И чем он занимается?

При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал, чуть ли не визитной карточкой логопедов. Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и малопонятна, ребенок неправильно произносит звуки (шепелявит, картавит).

Трудности при обучении чтению и формировании навыка письма, специфические стойкие нарушения чтения и письма: ребенок знает правило, но забывает использовать его при письме, допускает ошибки, что приводит к устойчивой неуспеваемости по русскому языку; ребенок плохо читает, медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.

Заикание — традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.

Успехов Вам, уважаемые родители!

17.09.18 г.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Comments are closed.