Здоровые дети — в здоровой семье

Презентация. Спортивное развлечение «Олимпийские надежды».

Презентация. Малые Олимпийские игры

Презентация. Брат, сестра и я- олимпийская семья.

Как защититься от гриппа

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?

Правильное, или рациональное питаниеэто такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественнымне содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Жирыэто источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров — масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводыосновной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

— кальций и фосфор — в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;

— магний — в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);

— железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.

Витамины — в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Организация питания, рацион, режим и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

Ужин

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по питанию маленьких детей

 Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.

  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку — в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.

  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

  • Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

  • Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым

Рекомендация для родителей

«Правильное питание для дошкольников»

«Человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»                                                                                                                                                                Гиппократ

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

Мы чаще всего питаемся тем, что нам  нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

— В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;

— Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку «распробовать» вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям  на  заметку:

— Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;

— Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;

— Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;

— Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;

— В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом:

— Садиться за стол можно только с чистыми руками;

— Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;

— На стол можно положить только запястья, а не локти;

— Руки следует держать как можно ближе к туловищу;

— Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;

— Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует:

— Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;

— Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;

— Есть беззвучно, а не чавкать;

— Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;

—  Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;

— Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

— Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

«Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!»  — старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка:

— Соблюдать правила личной гигиены;

— Различать свежие и несвежие продукты;

— Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

1.    ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.

2.    после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.

3.    увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.

4.    Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

ПАМЯТКА

Симптомы гриппа
Все разновидности гриппа, в том числе А (Н1N1)pdm 09 или «свиной» имеют похожие симптомы: резкое, в течение нескольких часов, повышение температуры тела, озноб, головная боль, ломота в мышцах и суставах, кашель; несколько позже могут присоединиться — боль в горле, насморк или заложенность носа. Симптомы при этом типе гриппа могут быть более тяжёлыми с
развитием мучительного надсадного кашля с прожилками крови в мокроте, рвоты, жидкого стула.
Необходимо позаботиться о себе и окружающих, если Вы больны
В случае заболевания Вы должны оставаться дома, вызвать врача и следовать его назначениям. Нельзя больным выходить на работу и учёбу – Вы подвергаете риску себя, так как грипп вызывает осложнения со стороны многих органов и систем организма, которые могут привести к летальному исходу, а также можете заразить окружающих!
Необходимо избегать тесного контакта с окружающими, особенно людьми с ослабленным иммунитетом, так как они могут легко заразиться и очень тяжело переносить заболевание. Это, прежде всего, люди старшего возраста (старше 65 лет), имеющие хронические заболевания (астма, диабет, сердечно-сосудистые заболевания,ожирение и др.), беременные женщины, маленькие дети (особенно до 2 лет).
Носите маски при совместном нахождении в одном помещении с другими
людьми, или в случае, если Вы ухаживаете за больным гриппом, чтобы предотвратить распространение вируса. Это особенно важно, если окружающие имеют высокий риск развития тяжёлых форм гриппа.
Не забывайте менять маски каждые 3-4 часа.
Избегайте объятий, рукопожатий и поцелуев при приветствиях.
При кашле и чихании прикрывайте рот и нос одноразовым носовым платком. Выбрасывайте одноразовые платки в предназначенные контейнеры сразу же после использования.
Регулярно мойте руки с мылом или протирайте их специальными
обеззараживающими гелями, особенно после использования салфеток при кашле и чихании.
Пейте жидкость чаще, чем обычно.
Следуйте щадящему физическому режиму.
Срочно (!) обращайтесь к врачу, если у Вас появились:
— высокая температура;
— одышка, затруднённое дыхание или боль в груди;
— синюшность губ;
— кровь в мокроте;
— рвота и жидкий стул;
— головокружение;
— затруднения при мочеиспускании.
В случае нарастания проявлений заболевания Вам может потребоваться срочная медицинская помощь, в том числе в условиях стационара.

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ МАЛЫША
Кариес легко предупредить. Ограничьте сладкое, начните кормить ребенка продуктами, содержащими кальций, и научите его чистить зубки утром и вечером. Наибольший эффект от этой полезной привычки малыш получит, если будет использовать зубную пасту, содержащую фтор. Благодаря ей, зубки можно спасти еще на начальной стадии разрушения. Фтор не позволит бактериям образовать кислоты, разрушающие эмаль, и не даст зубному налету распространиться в полости рта.
Выбрать правильную щетку тоже очень важно, потому что не все из них одинаково полезны.
Спец по чистке
Для малышей с первыми молочными зубами лучшая щетка — силиконовый массажер, или, проще говоря, напальчник. Он похож на прозрачный колпачок с короткими силиконовыми пупырышками. Надев напальчник на указательный палец и почистив крохе зубки, вы мягко снимите налет и отлично помассируете десны. После чистки его нужно промыть и поставить в открытый стаканчик, чтобы ворсинки сохранились чистыми и свежими. Напальчник используют до полного износа.
А с 2–3 лет, когда ребенок уже сможет чистить зубки сам, ему необходима специальная детская щетка. Лучше с искусственной щетиной, потому что в волосках натуральной легко распространяются микробы. Кроме того, она жесткая и может поранить нежные десны ребенка, и, в отличие от искусственной, — недолговечна. Широкую ручку щетки малышу держать удобнее, чем узкую. Если она сделана в форме сказочных персонажей, то это забавляет ребенка. А вот взрослому, который поначалу помогает ему, неудобно вычистить ею зубки как следует.
Следите, чтобы обратная сторона щетки была из прочных материалов. Некоторые дети жуют мягкую резину, и щетка приходит в негодность.
Электрические щетки можно применять после 10 лет. Хотя производители изготавливают их и для маленьких, но стоматологи не рекомендуют пользоваться ими. Они обладают абразивным действием и повреждают тонкую эмаль детских зубов.
Родители, которые пользуются ирригаторами, знают, что это прибор, благодаря которому вычищаются труднодоступные места в полости рта. Но поскольку поток воды или зубной жидкости подается из него под давлением, то для малышей он не подходит, так как может напугать ребенка и травмировать его недостаточно крепкие зубки.
О пользе фтора
Хорошо, если в детской зубной пасте есть небольшое количество фтора. Врачи-стоматологи доказали, что он полезен для профилактики и борьбы с кариесом. Почему? Фтор, оказавшийся в слюне, скапливается на поверхности зубов и притягивает к ним другие минералы, например кальций. Последний, в свою очередь, успешно восстанавливает структуру зубной эмали на начальных стадиях ее разрушения. Правда, чтобы это работало, дети должны чистить зубки фторсодержащей пастой два раза в день — утром и вечером.
Кстати, минералы, которые образуются на зубной эмали, намного тверже тех, что были на ней изначально. А еще в ткани зуба возникает новый элемент — фторапатит. Он эффективно сопротивляется кислотам, возникающим в полости рта, и не дает бактериям размножаться, что предотвращает выделение разрушительных кислот. Однако для более грамотного выбора зубной пасты лучше обратиться к стоматологу. Дело в том, что есть регионы, где в воде содержится повышенное количество фтора, о чем детский стоматолог непременно должен знать. Тогда он предупредит вас, что нельзя чистить зубки пастой, содержащей фтор. Это повысит уровень данного элемента в организме, а его переизбыток влечет за собой заболевание флюорозом. Он возникает, если ребенок получает много фтора во время формирования зубов. В легкой форме флюороз выражен небольшими пятнышками на эмали. В серьезной — эмаль полностью изменяет цвет и может стать шероховатой. Тогда без помощи специалистов очистить ее уже невозможно. Производители детских паст добавляют в них допустимую дозу фторида — от 300 до 500 мг. При такой дозе объем пасты, попадающей в рот ребенку, должен быть размером с горошину. А чистить ею зубки нужно два раза в день.
На вкус и цвет товарищей нет
Начните использовать зубную пасту с 2-летнего возраста. До этого можно обойтись напальчником. На упаковках детских паст указан возраст, для которого она предназначена.
Детям до 6 лет категорически не подходят пасты „семейного типа”, потому что они содержат вредные для них вещества. Следите, чтобы паста не была абразивной. Она может повредить тонкую эмаль детских зубов. И непременно обратите внимание на срок годности пасты, так как некоторые из них хранятся только месяц.
Проявите осторожность, выбирая пасту с каким-то вкусом. Порой дети с удовольствием лакомятся такой пастой. Стоматологи рекомендуют приобретать пасту без вкуса и запаха, чтобы у малыша не возникло желания съесть ее тайком от мамы. Но если вы все же решили выбрать „вкусную” пасту, то не берите хотя бы мятную, так как она иногда вызывает рвоту.
Каждый раз следите за тем, как ребенок чистит зубки. Если уследить не удалось и малыш съел много пасты, то его, скорее всего, вырвет. При явных признаках отравления вызывайте „скорую”.
За сильными зубками
Чтобы малыш сам научился чистить зубки с удовольствием, его нужно увлечь этим процессом. Превратите чистку зубов в интересную игру. Постройте смешные рожицы, сочините сказку о здоровых зубках, которые вдруг заболели, потому что хозяйка ленилась их чистить. Почитайте стишки о белых крепких зубках, сильных, как у белочки, которая грызет ими орешки. Можно пойти на небольшую хитрость. Предложите почитать сказку на ночь после того, как зубы будут почищены. Пусть ребенок под вашим чутким руководством участвует в выборе личной щетки, пасты и стаканчика. Попробуйте превратить чистку зубов в совместную традицию. Имитируя ваши действия, малыш получит мотивацию к тому, чтобы чистить их с удовольствием.
Здоровые зубы — это еще и правильное питание. Ограничьте ребенка в сладком. Причем помните, что сахар содержится не только в конфетах, но и в булочках и печенье. Приучите малыша чаще есть фрукты, яблоки и морковь, которые не просто полезны, а еще и очищают зубы. Старайтесь, чтобы в меню ребенка было как можно больше молочных продуктов, содержащих кальций.
Не пугайте ребенка ужастиками: „Если не почистишь зубы, тебе их будут сверлить”. Сочините для малыша образ доброго стоматолога — настоящего защитника его зубов, который поможет сохранить зубки здоровыми. И чаще организовывайте встречи-осмотры с этим лучшим другом детских зубок.
Как правильно чистить зубы?
Приучите ребенка к тому, чтобы зубки он чистил правильно. Важно не просто нанести зубную пасту и размазать ее по зубам, а тщательно удалить остатки пищи и зубной налет, из-за которых во рту скапливаются бактерии.
Зубы нужно чистить два раза в день: утром и вечером. Утром, сразу после завтрака, а не до, как считали раньше, чтобы удалить остатки пищи, и не чистить их на пустой желудок. Второй раз — после ужина, вычищая остатки пищи изо рта.
Техника правильной чистки полости рта
1. Научите ребенка мыть зубную щетку перед началом чистки. Объясните, что за ночь на ней могли скопиться микробы.
2. Помогите ему выдавить на щетку небольшое количество пасты, примерно 0,5 см. А затем покажите, как верно расположить головку зубной щетки. Она должна быть повернута к линии десен под углом 45 градусов.
Делая короткие круговые движения по направлению от десны к режущему краю, тщательно почистите внешнюю поверхность каждого зуба (10–15 раз). Пусть малыш повторит ваши действия. Сначала у него будет получаться это неловко, заинтересуйте его этим процессом. Скажите, что его любимые сказочные герои тоже всегда тщательно чистят зубки.
3. Объясните малышу, что внутреннюю поверхность зубов нужно чистить по направлению от десны к верхнему концу зуба. Установите щетку при этом перпендикулярно режущим краям. Делайте это круговыми движениями (10–15 раз) по направлению вперед-назад.
4. Научите кроху чистить зубки тщательно со всех сторон, не пропуская самые труднодоступные участки.
5. Не забывайте также почистить верхние передние зубы — не только с внешней, но и с внутренней стороны.
6. Научите малыша делать себе мягкий массаж десен. Пусть он закроет ротик, не вынимая щетку, и делает ею круговые движения с захватом зубов и десен. Это выглядит довольно забавно, но делать это необходимо.
7. Объясните ребенку, что на язычке тоже скапливаются бактерии. И неплохо, чтобы он хотя бы иногда чистил его. Для этого достаточно несколько раз провести щеткой по направлению к кончику языка.
8. Скажите, что после того, как он закончил процедуру, нужно хорошенько помыть щетку, смывая остатки пищи и пасты между ворсинками. И только потом поставить ее в стакан щетиной вверх.
9. Поделитесь секретами качественной чистки: пусть малыш не давит на щетку слишком сильно, использует небольшое количество пасты, тщательно и несколько раз прополощет рот во время чистки и после нее.

IbyqPjzRQAk

ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Йога и ребенок – понятия, на первый взгляд, несовместимые. И правда, как убедить малыша сидеть неподвижно, быть спокойным и расслабленным? А нужно ли? Представляем йогу для самых вертлявых, неугомонных и любопытных детей! Многие позы ее подвижны и активны, что поможет ребенку снять напряжение, выплеснуть эмоции и поднять настроение. В результате ребенок станет вести себя лучше!
Поза 1: «Ослик». Эта поза заставит детей смеяться и поможет забыть о неприятностях. Встаньте на четвереньки, колени и ладони поставьте на ширине плеч. Распрямите ноги, поднимая бедра вверх и немного назад. Поднимите одну ногу как можно выше и посчитайте до трех, затем поменяйте ногу.
Поза 2: «Прыгающее дерево». Встаньте лицом к ребенку на расстоянии 2-3 шагов. Поставьте пятку правой ноги на внутренней стороне левой ноги в районе колена. Пусть ребенок сделает то же самое, но в зеркальном отражении ( то есть поставит левую ногу на правую). Возьмитесь за руки и прыгните на месте. Через 10-30 секунд поменяйте ногу снова прыгните.
Поза 3: «Летящее сердце». Эта поза поможет детям расслабиться в конце дня. Сядьте на пол сложите ноги пятками вместе. Руки поставьте позади тела и слегка откиньтесь назад. Приподнимите грудь и откиньте голову назад. Делайте медленные и глубокие вдохи и выдохи 15-30 секунд. Повторите 3 раза.
Поза 4: «Падающая звезда». Широко расставьте ноги и разведите руки в стороны ладонями вниз. Наклонитесь в сторону, дотягиваясь правой рукой до правой щиколотки. Левой рукой потянитесь вверх, как бы стараясь достать до потолка. Вернитесь в исходное положение. Сделайте упражнение 5 раз в одну сторону, потом 5 раз в другую.
Поза 5: «Любимая коленка». Йоги утверждают, что эта поза успокаивает и улучшает пищеварение. Сядьте на пол, одну ногу подтяните к себе, положив колено на пол, вторую ногу выпрямите. Наклонитесь вперед и дотроньтесь губами до колена выпрямленной ноги. Можно издать звук поцелуя, так веселее. Допускается слегка согнуть прямую ногу, чтобы легче потянуться до колена. Затем медленно вернитесь в исходное положение, повторите еще 2 раза и поменяйте ногу.
Поза 6: «Шагающая звезда». Эта активная поза позволяет ребенку «выпустить пар». Расставьте ноги шире плеч, разведите руки в стороны ладонями вниз. Выполняйте колебания вправо-влево, приподнимая то одну ногу, то другую. Можно при этом напевать ритмичную песенку.

Су Джок для детей.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья.

Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Одним из таких методов является  Су Джок терапия. Принцип действия, которого заключается в законе соответствия: кисть и стопа подобны человеческому телу – они имеют объёмную часть, и пять отходящих лучей. Если кисть опустить вниз и пальцы слегка развести, будет понятно, что большой палец – это голова и шея, указательный и мизинец – руки, безымянный и средний – ноги. Линия, которая делит кисть на две части, соответствует позвоночнику. На большом пальце отражены наиболее важные органы: мозг, органы зрения и слуха. Его внутренняя сторона – лицо, внешняя – затылок.

Каждому органу нашего тела соответствует определённое место на наших ладонях и стопах. Если какой-то из внутренних органов болен или ослаблен, его можно оздоровить с помощью массажа «точек здоровья» на руках и стопах, что благоприятно воздействует на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье.

 schV4z24V7k

ЛЕЧЕБНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ СТРАХОВ, НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ.
Игра очень положительно влияет на психологическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, готовит к взрослой жизни. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегченной форме. Начинать игровые занятия с ребенком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Главная цель этих игр:
• Снять накопившееся нервное напряжение и зарядить и детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
• Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
• Наладить контакт между родителями и детьми;
• Развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения
«Снеговик» (с трех лет)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
«Буратино» (с четырех лет)
Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:
1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино.
3. Напрягите плечи, руки, пальцы, представте, что они деревянные.
4. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
5. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.
«Сражение» (с двух лет)
Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые – добрые кошки» (с двух лет)
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист» (с трех лет)
На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!». Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
«Боксер» (с трех лет)
Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами» (с трех лет)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ — капуста». В ответ: «А ТЫ — редиска» или «А ТЫ — слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ — розочка».
Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии.
«Капризная лошадка» (с трех лет)
Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребенком они сопровождают сказку действиями: «В одной далекой стране жила лошадка по имени ЛУ. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», — говорила ЛУ. Она капризничала и цокала копытцами. Еще она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и веселой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»
Помните, самое главное – это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия – это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!

Детская гимнастика для дошкольников.

Родителям стоит помнить, что физкультура и физическая нагрузка нужно не только взрослому человеку, но и для ребенка. Ведь физические упражнения формируют мышечный корсет, который держит позвоночник, а также поднимает иммунитет и выносливость ребенка.

Поэтому приучать к спорту следует начинать уже с детства. Однако, важно помнить, что надо давать соответствующие возрасту ребенка нагрузки. Ведь, в случае нарушения этого правила, скелет ребенка может начать неправильно формироваться и от занятий спортом будет обратный эффект.

Гимнастика для дошкольников.

Следует помнить несколько общих правил:

— Продолжительность занятий с младшими дошкольниками должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми — около 10-12 минут.

— Не перегружайте ребенка — достаточно будет сделать до восьми упражнений.

— Упражнения следует делать в просторном проветриваемом помещении.

— Не начинайте утреннюю зарядку сразу после того как ребенок проснулся, а тяжесть самих упражнений должна быть нарастающей.

— Физическая нагрузка должна быть систематической, а не время от времени.

— Следите за дыханием ребенка. Нельзя, чтобы он задерживал дыхание.

— Не стоит нагружать ребенка физическими упражнениями, если ребенок заболел.

Рекомендации по выполнению физических упражнений с детьми:

Для начала лучше начинать с одного упражнения для рук и плечевого пояса. Затем сделать 2-3 упражнения для туловища и закончить 2-3 упражнениями для ног.

Упражнения должны быть простыми и не должны требовать от ребенка напряженного внимания.

Тяжесть упражнений должно быть возрастающей. То есть нужно начинать с простых и с каждым упражнением увеличивать нагрузку.

Силовые нагрузки для маленького ребенка следует проводить в форме игры, тогда ему будет интересно.

Придумывайте для упражнений веселые названия, например: «Уточка прыгает», «Мишка лапками отгоняет пчел» и т.д.

Упражнения следует делать вместе с ребенком, стоя лицом к лицу. Так вы будете смотреть, ребенок правильно делает упражнения. И ребенку легче будет повторять за вами.

Со временем у ребенка появятся «любимые» и «не любимые» упражнения. Поэтому тщательно следите, чтобы количество «любимых» упражнений не превосходило, ведь надо, чтобы мышцы развивались равномерно.

Какие упражнения можно делать с ребенком дошкольного возраста?

Сначала, для разминки, выполняется непродолжительная ходьба (30-50 с) в бодром темпе.

Для профилактики плоскостопия нужно походить на носках, как мышка, (лисичка, котик и т.д.), на внутренней и внешней стороне стопы (как косолапый мишка). Длится 20-30 секунд, чередуясь с обычной.

Бег в медленном или среднем темпе. Длится 30-40 секунд.

Приседания, держа руки на коленях. Повторить 4-6 раз.

Мах руками вверх, поднимаясь на цыпочки, и мах руками, опускаясь на всю стопу. Повторить 10-12 раз.

Наклоны вперед-назад, влево-вправо. Повторить 3-5 раз в каждую сторону

Махи ногами в сторону, не сгибая колени. Повторить 3-5 раз каждой ногой.

Прыжки по комнате сначала двумя ногами, потом на одной и другой ноге. Все упражнения выполняются 30-50 сек.

Заминка — ходьба по комнате, хлопая в ладоши впереди себя, сверху и сзади.

 

5 СПОСОБОВ УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА
Об иммунитете уже написано очень много. Но, повторяя расхожую фразу: «Иммунитет нужно укреплять!», невольно задаешься вопросом – а что укреплять конкретно? Ведь иммунитет – это сложная система, в работе которой задействован ряд органов: вилочковая железа, костный мозг, селезенка, миндалины, а также множество клеток – макрофаги, моноциты, Т-лимфоциты, В-лимфоциты и т. д. Кожа, слизистые, легкие, кишечник и другие органы, создающие физические и химические барьеры для проникновения бактерий, тоже имеют непосредственное отношение к иммунной системе. Вот и получается, что укрепление иммунитета равносильно укреплению организма в целом, налаживанию работы всех его систем.
Говорить о закаливании осенью уже неактуально. Можно повторить, что и малышу, и подростку важно соблюдать режим дня (спать не менее 9-10 часов, 2-3 часа проводить на свежем воздухе), но большинство детей и так достаточно спят и гуляют – и при этом все равно болеют. Что же тогда? Вот те методы, которые можно считать действенными.

Диетический: добавь йогурта!
По мнению врачей, 60-70% иммунных клеток находятся в желудочно-кишечном тракте! Важно, чтобы в меню ребенка присутствовали продукты, содержащие пробиотики: употребление живых бактерий активизирует микрофлору кишечника, усиливает синтез биологически активных веществ (в том числе и формирующих иммунитет) и помогает справляться с простудами.

Спортивный: плаваем и бегаем
Следующий этап этой программы – спорт. Хотите, чтобы ребенок рос здоровым, – отдайте его в спортивную секцию. Идеально 2-3 раза в неделю водить сына или дочь в бассейн: во время плавания работают все группы мышц, активизируется дыхание и кровообращение, в 2 раза ускоряется обмен веществ и, конечно, закаляется организм. Для школьников, просиживающих за партами по нескольку часов кряду, этот вид спорта особенно показан: плавание снимает ощущение скованности в суставах, особенно в позвоночнике и плечевом поясе.
Впрочем, для укрепления организма подходит любой спорт: это может быть и теннис, и футбол, и легкая атлетика, и танцы – важно, чтобы ребенок достаточно двигался. Тот, кто проводит вечера перед компьютером, вряд ли сможет похвастаться крепким здоровьем.

Натуропатический: природа лечит
О натуральных методах лечения простуд вы наверняка знаете немало. Малина-калина, инжир с молоком, лимонный напиток – многие мамы вспоминают об этом, когда малыш уже чихает и кашляет. Наше твердое убеждение – настои трав и натуральные витаминные комплексы следует начинать давать не во время болезни, а до нее – для профилактики простуд. Для детей старше трех лет рекомендуем следующие рецепты.
Ромашковый чай. 1 ч. ложку цветков ромашки залейте стаканом кипятка, дайте настояться 5-10 минут – и предложите ребенку выпить настой до завтрака или на ночь. Чай обладает укрепляющим действием.
Напиток из шиповника и смородины. 1 ст. ложку сушеных плодов шиповника и 1 ст. ложку черной смородины (сушеной или перетертой с сахаром) сложите в термос и залейте стаканом кипятка. Настаивайте час, процедите, добавьте по вкусу мед. Напиток способствует профилактике простуд (шиповник – один из самых активных иммуностимуляторов) и выведению из организма радиоактивных веществ.
Конфеты из сухофруктов. По 200 г кураги, чернослива, инжира, черного изюма и 3 лимона (если у ребенка нет аллергии на цитрусовые) перемелите на мясорубке, добавь 3-5 ст. ложек меда (опять-таки, если малыш не страдает аллергией на продукты пчеловодства). Смесь давайте по 1 ч. ложке (с 6 лет – по 1 ст. ложке) утром и вечером (можно сформировать из нее конфетки). Укрепляет сердечно-сосудистую систему, обогащает организм витаминами, налаживает работу кишечника.
И конечно, приучайте ребенка к вкусу чеснока – природного антибиотика: он содержит вещество аллицин, обладающее противомикробными свойствами.
Укрепляйте организм ребенка настоями ромашки, липы, натуральными витаминными комплексами (например, свежими ягодами, перетертыми с сахаром) до начала сезона простуд.

Психологический: установка на здоровье
О том, что стресс – один из основных факторов снижения защитных сил, сейчас говорят везде. Наверное, вы и сами замечали: в период сильных нагрузок (например, в конце четверти) ребенок болеет чаще. Переход в новую школу, конфликт с лучшим другом, отсутствие взаимопонимания с учителем – все это тоже может спровоцировать болезнь. Поэтому важнейшая задача мамы – учить сына или дочь спокойно реагировать на любые проблемы и во всем искать позитив.

Отдельно следует сказать об отношении к здоровью. В семьях, где ребенку достаточно кашлянуть, чтобы над ним начали ахать и охать, укладывать в постель и повторять: «Ты болеешь», – дети действительно хворают очень часто. Потому что мысли влияют на физическое состояние! Возводя обычное ОРЗ в ранг чрезвычайного происшествия, мы невольно внушаем ребенку, что он должен болеть. И такая установка дает негативный результат. Разумно объяснить, что температура, кашель, насморк – это естественная реакция на вирус, не происходит ничего страшного. Просто нужно помочь организму справиться с простудой: попить настои трав, микстуры, попарить ноги, если необходимо – полежать. При этом важно постоянно повторять: «Ты уже выздоравливаешь, еще денек-другой – и все будет отлично».
И последнее. Во время эпидемии гриппа не стоит забывать о простых мерах профилактики. Не водите ребенка в места массового скопления народа. Перед выходом на улицу, посещением детсада или школы смазывайте ноздри чада оксолиновой мазью. Перед сном не менее 10 минут проветривай детскую комнату. Если же замечаете, что дитя заболевает, примите меры в первые же часы болезни (обильное питье, ванночки для ног с горчицей, промывание носика соленой водой, полоскание горла ромашковым настоем, содово-солевым раствором). Иммунитет ребенка достаточно силен, чтобы дать отпор вирусам!

                Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать?

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ — эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура…

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?
Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».
Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».
Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать — терпеть или лечить?
Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета — т. н. первичные иммунодефициты — редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит — это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.
Таким образом, частые ОРЗ — в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита — т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

Главный вывод:
если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.
Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.
Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так — не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.
А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.
Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных — это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей — вполне реальны.
Волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий.
Наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо.
***
ВОЗДУХ
Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет — лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ЖИЛЬЕ
При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли — стандартные действия перед сном. На стене в комнате — термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное — утром после сна.

СОН
В прохладной влажной комнате. По желанию — в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ
Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ
По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаем внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели — постепенно уменьшать интенсивность нагревания.

ОДЕЖДА
Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества — постепенное.

ИГРУШКИ
Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, — от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки — накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.

ПРОГУЛКИ
Ежедневные, активные. Через родительское «устал — не могу — не хочу». Очень желательно перед ночным сном.

ЗАКАЛИВАНИЕ

СПОРТ
Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется, плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.
Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды — трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ
Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни — это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.
Главная задача родителей — в полном объеме реализовать рекомендации по профилактике ОРВИ. Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.
Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.
Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ
Лечить ОРВИ — это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ — это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела — вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований — от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.
В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.
Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад… А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!
Стало лучше — это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь — это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь — это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.
При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!

Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления — ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.
И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.
Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!
Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток.

 

 

 

Comments are closed.